Перейти к основному содержанию

Поэтический экзистенциальный «просвет»

Элла Евтушенко дебютировала сборником Lichtung
22 декабря, 17:02

Один из заметных поэтических дебютов уходящего года — сборник Lichtung молодой киевской поэтессы Эллы Евтушенко от тернопольского издательства «Крок». Его название переводится с немецкого как «Просвет» и, судя по эпиграфам из Хайдеггера и Гадамера, намекает на экзистенциальный момент озарения на выходе из темноты условных деревьев на свет.

Элла Евтушенко родилась в 1996 году и уже успела стать дипломантом, финалистом и лауреатом таких литературных конкурсов, как «Молодая Республика Поэтов», Dictum и «Смолоскип». Также она переводит с французского и принимает участие в нескольких музыкальных проектах.

Некоторые из стихотворений сборника Lichtung, собственно, выглядят достаточно музыкально — то есть мелодичные, ритмичные и привязаны к более или менее прочной классической форме.

«(...) що якщо осінь не барви

а вимивання барв

не вогняна палітра

а просто багато води

чорні птахи картонні

миттєві неначе дим

сіре пісне повітря ранком

скрипить на зубах.»

Силлабо-тонические и рифмованные тексты (причем, рифмованные  разным способом, вовсе не обязательно сами лишь застандартные «абаб» или «аабб»), впрочем, полностью успешно перемешиваются у Евтушенко с подчеркнуто образными, орнаментальными или эпическими верлибрами (пусть примером здесь будет так же стихотворение осенней темы, значимой для поэтессы):

«(...) хай тісний простір

людного міста

заповниться спокійними

стовбурами ваших дерев

доісторичних

затуліть сонце

цей противний жовтий маркер

хай буде осінь.

А подекуди навіть

із трішечки фольклорними

стилізаціями —

а що в мого бога на нігтях

вірші видряпано

а що на нігтях великих

пальців

вірші про море й небо

а що на нігтях вказівних

пальців

вірші про сонце й гори

а що на нігтях середніх

пальців

вірші про вірші й слово (...)»

Открытые и герметические, задумчивые и веселые, произведения в книге Lichtung так или сяк платят дань или отдают жертву упомянутому ранее экзистенциальному мгновению. Оно может быть замечено в пейзаже, произведении искусства,  пакетике, который залетает во внутренний двор новостройки, в виденьях, в прогулках, наконец, как в цитируемом стихотворении, — на ногте. Оно всегда имеет здесь преимущество перед эмоцией, порывом, что утверждает скорее интеллектуальные, рациональные основы письма Евтушенко. И оно стоит не так того, чтобы — по известному трансцендентному возгласу — остановить его, как того, чтобы остановиться самому и самой. А впрочем, неслучайно же один из разделов книги имеет название «Одиссей отказывается от бессмертия»? Да и, несмотря на все рациональности, Lichtung  кое-где очень даже мистическая поэзия:

«вночі квартира стає

полотно

Рене Магрітта чи

Марка Шагала

я ріжу блискучо-теплий лимон

кружальцями наче сонячне

гало

і ніж зісковзує чи мабуть

пальці зумисне травмують

пальці

кров неминуча неначе путь (...)»

Это свойство стихотворений Эллы Евтушенко подчеркивают и выделяют акварельно-туманные иллюстрации автора «Дня» Юлии Стахивской. По берегу озера-чаши на обложке книги вполне может происходить поэтическое путешествие Lichtung. Ведь, когда присмотреться к расположению текстов в сборнике, они четко входят в сюжет путешествия: с выходом, событиями-приключениями и с усталым и счастливым возвращением домой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать