«Сойдемся в Киеве и установим закон...»
Политический проект Романа МстиславичаКнязь Роман Мстиславич является достаточно известной фигурой древнерусской истории. Во многих работах, учебниках он предстает как объединитель Волыни и Галичины, творец т. н. Галицко-Волынского княжества. Хотя на самом деле этот правитель ставил перед собой задание стать обладателем всей Руси.
Отец Романа, Мстислав Изяславович, сумел занять в 1167 году киевский престол, а своего малолетнего сына послал княжить в Новгород. Однако против Мстислава образовалась коалиция во главе с князем Андреем Боголюбским. В марте 1169 года войска этой коалиции взяли Киев, совершив здесь страшный погром. Киевская летопись так повествовала об этом событии: «И не было помилования никому и ниоткуда: церкви горели, христиан убивали, а других вязали, женщин вели в плен, силой разлучая с мужьями, дети рыдали, глядя на матерей своих. И взяли они имущества множество, и церкви обнажили от икон, и книг, и риз, и колокола поснимали все... И был в Киеве среди всех людей стон, и тоска, и скорбь неутешная, и слезы беспрестанные». «Не раз брали Киев перед этим, — писал Михаил Грушевский, — но его брали до сих пор претенденты, чтобы сию столицу присвоить, при себе спрятать; теперь — его брал коварный враг лишь с тем, чтобы уничтожить, унизить, разрушить». Погром 1169 года стал переломным моментом в истории Киевской Руси. Не взятие татарскими войсками Батыя Киева в 1240 году, на чем акцентирует внимание российская историография, положило конец существованию «старой Владимирской» Руси, а именно события 1169 года. С тех пор Киев практически утратил значение политического центра Руси. Показательно, что на киевский престол после погрома 1169 года не сел Андрей Боголюбский. Туда он посадил своего дядю по отцу — Глеба. Формально — это как бы соответствовало практике престолонаследия. В действительности же после 1169 года киевский престол, как правило, занимали князья, не имевшие заметной роли на территории Руси. Иногда это были марионетки в руках более сильных и влиятельных правителей. Кроме того, Киев терял свое значение как экономического и культурного центра Русских земель. В 1240 году, по большому счету, Батый брал не «столицу Руси», а «тень» прежней столицы. Тогда Киев весил не больше, чем центры удельных княжеств Руси. Даже символический капитал этого города был в значительной степени потерянным.
Мы сознательно акцентируем внимание на этом моменте, чтобы показать: князь Роман Мстиславович жил в переломную эпоху, когда политическая система Киевской Руси претерпевала разрушений и создавались новые центры влияния. Именно такая «переломность» часто обусловливала поведение этого князя, который стал одной из ключевых фигур в истории Руси конца ХІІ — начала ХІІІ стст.
Вскоре после погрома 1169 года отец Романа, князь Изяслав Мстиславович, умер. Случилось это в 1170 году. В этой ситуации Роман не имел больших шансов остаться на новгородском престоле. И хотя его войска дали отпор наступлению отрядов Андрея Боголюбского, он решил покинуть Большой Новгород и осесть во Владимире на Волыни — давней вотчине своих предков.
На определенный период имя князя Романа исчезает из поля зрения летописцев. Что-то сказать определенное о его деятельности в 70—80-х годах ХІІ ст. сложно. В 70-х гг. он вступил в брак с Предславой, дочерью смоленского князя Рюрика Ростиславовича. Последний вел постоянную борьбу за киевский престол. Семь раз добивался его и столько же раз должен был им уступить.
Достаточно большой интерес Роман Мстиславич проявлял к Галицкому княжеству. Галичина принадлежала к самым богатым княжествам Руси.
После смерти князя Ярослава Осмомысла, который был достаточно влиятельным правителем, в Галицком княжестве началось несогласие. Галицкие бояре поднялись против Владимира Ярославовича, Осмомыслового сына. Не будем останавливаться на перипетиях этой борьбы, которая заслуживает пера романиста. Отметим лишь, что этой ситуацией решил воспользоваться князь Роман, который в 1188 г. занял галицкий престол. Но он на нем долго не продержался. Владимир Ярославович, желая вернуть себе княжество, привел угров. Правда, венгерский король Белла решил посадить в Галиче своего сына Андрея. И только со временем, в 1189 году, Владимир, заручившись поддержкой немецкого императора Фридриха Барбароссы, вернулся на родительский престол.
В конце 90-х гг. ХІІ ст. Роману Мстиславовичу удалось завладеть галицким престолом. Случилось это после смерти Владимира Ярославовича, который не оставил законных наследников. Об этом, в силу разных причин, молчат русские летописи. Ничего об этом событии не говорится в Киевской летописи, которая писалась на заказ противника Романа Мстиславовича, Рюрика Ростиславовича. Кое-что о завоевании Романом Галича говорит польская хроника, например, хроника Винцентия Кадлубека, но она дает очень искаженную информацию. Михаил Грушевский справедливо писал, что завоевание князем Романом Галича, этот «такой интересный, учитывая его дальнейшие последствия, момент остается очень темным».
Разные летописные свидетельства дают основания утверждать, что произошло это событие между 1197 и 1201 годом. Однако в литературе утвердилась дата 1199 год. Она нигде не зафиксирована, но является наиболее достоверной. Заняв галицкий престол, Роман Мстиславич оставил за собой и владимирское княжение. Он стал правителем больших и относительно хорошо обустроенных владений. Его государство охватывало большую часть земель нынешней Правобережной Украины. Роман стал важным игроком на общеевропейской арене. В 1200 году он отправил посольство в Византию. Сами же византийцы трактовали его как гордеца Руси, называя «игемоном».
Став весомой фигурой в политической жизни Руси, Роман Мстиславич решил установить свой контроль над Киевом. В 1200 или 1201 году он осуществил поход на этот город, выгнал оттуда своего бывшего тестя Рюрика Ростиславича и посадил на киевский престол Ингваря Ярославича, который приходился ему двоюродным братом. Фактически Ингвар стал наместником Романа в Киеве.
В конечном итоге, между Романом и Рюриком был достигнут компромисс. Рюрик получал киевский стол, но должен был расторгнуть свой союз с половцами. Зимой 1203—1204 годов они осуществили совместный поход на половцев.
Владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо, будучи союзником и в то же время соперником Романа Мстиславича, с осторожностью наблюдал рост активности галицкого и волынского князя. Всеволод решил вступиться за своего зятя, князя Ростислава Рюриковича, которого Роман фактически держал в плену. Под давлением Всеволода Большое Гнездо Ростислав был освобожден и даже получил киевский стол. И все же влияние Романа Мстиславича в Киеве оставалось сильным.
Василий Татищев, ведя речь об этих перипетиях с киевским столом, наводит интересное сообщение о том, что Роман Мстиславич предложил проект обустройства Руси. Историк писал, что получил это сообщение от аматора-источниковеда Андрея Хрущева, который, в свою очередь, списал его с какого-то древнего новгородского летописца. Хотя есть определенный скептицизм относительно настоящего документа, но исторический контекст, а также некоторые другие обстоятельства свидетельствуют в пользу его правдивости. Поэтому немало исследователей считают этот проект аутентичным. Приведем полностью упомянутый документ:
«Сидя в Киеве, Роман начал думать с князьями и дружиной об укладе Русской земли. И решив, послал к Всеволоду во Владимир и всем местным князьям сообщить, что Рюрика... выгнал из Киева, говоря им следующее: «Это, братья, знаете, что в Киеве есть самый главный престол в Русской земле и надлежит княжить на нем самому старшему и самому умному среди братии, чтобы мог хорошо руководить и землю Русскую всюду защищать и держать порядок среди братии, чтобы не обижали друг друга и не нападали на чужую волость. А ныне видим, что не то делается: нападают младшие и неумелые, которые не могут землю удержать и среди братии порядок установить, но даже себя оборонить. Из-за этого возникает война среди братии, приводят плохих и теряют землю Русскую, отбирают у братьев земли, которые им очень хочется. Такое неправедно делал Рюрик, и потому свергнул я его, чтобы установить покой в земле Русской, пока вся братия поговорит об укладе, каким его сделать... Я же вам такое скажу, если захотите, то когда князя Бог в Киеве заберет, пусть сойдутся в Киев местные князья: и владимирский, и черниговский, и галицкий, и смоленский, и полоцкий, и рязанский и, подумав, выберут более старшего и наиболее достойного мужа себе и утвердят крестным целованием, как в других землях разумно делается. Младших князей при этом не нужно, пусть послушают этих главных. И когда князь большой в Русскую землю будет избран, должен себе самого старшего сына оставлять в своей вотчине, а младшим разделить или там, или в Русской земле от Горыни и за Днепр, поскольку города там издавна тянутся в Киев. Ежели кто из братии позавидует другому и нападение на чужую волость учинит, то великий князь должен их судить с местными князьями и помирить их. А ежели на кого пойдут войной половцы, или угры, или ляхи, или какой-то другой народ, и сам князь оборонить не сможет, а лишь князь большой, то он, связавшись с братией, местными князьями, пусть пошлет помощь от всей земли Русской, сколько нужно. А чтобы местные князья не оскудевали в силах, то нельзя волости между сыновьями делить, но отдать престол после себя одному старшему со своей волостью. Меньшим же дать на прокорм по городу или по селу. И они должны ходить под рукой старшего брата. Если нет у кого-то сына, тогда отдать родному брату. Если нет брата родного, тогда дать более старшему в его роду, чтобы русская сила не умалялась. Вместе хорошо: когда немного князей в Русской земле было и старейшего слушали, тогда все окружающие боялись и уважали и не смели воевать, как видим ныне. И если вам по нраву, то сойдемся в Киеве и, подумав, установим закон».
Этот проект можно считать яркой памяткой политической мысли наших далеких предков. Если бы удалось реализовать его, центробежные тенденции на Руси были бы блокированы.
К сожалению, этот проект так и не удалось реализовать. Против него выступил могучий владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо. Не нашел он поддержку среди других русских князей. Вскоре после выдвижения этого проекта князь Роман погиб. Случилось это в 1205 году (вероятно, 19 июня) недалеко от польского города Сандомира в местности под названием Завихвост.
Тогда князю Роману было около 50 лет. По тем временам — возраст почтенный. После себя он оставил огромное государство, которое охватывало Волынь, Галичину, Подолье, Буковину и даже Киевщину. Это было чуть ли не наибольшее по территории государственное образование в тогдашней Европе. Роману Мстиславовичу не удалось возобновить «старую Русь», но он создал Русь «новую». Если раньше Русью преимущественно называли земли Киевщины, то теперь это название «перешло» на земли нынешней Правобережной Украины. Также в сознании тогдашней политической элиты сформировалось представление, что русская княжеская династия «перешла» из Киева в Галич. Даже в Синопсисе Киевском, выданном в 1674 году, о Романе Мстиславовиче говорилось, что он «престол же Киевского самодержавья перенес из Киева в Галич. И назывался всея Рoссии самодержцем». Обратите внимание — это писалось почти через 470 лет после смерти Романа. Память о «перенесении престола» сохранялась на протяжении пяти (!) веков. Другое дело, что потом она была «затерта» российскими историками, которые не Галич, а Москву решили сделать наследницей княжеского Киева.
Выпуск газеты №:
№51-52, (2017)Section
История и Я