Как спасать бизнес: по документам или оперативно?
За второй квартал Совет омбудсмена получил на 12% жалоб больше, чем за такой же период прошлого годаБизнес-омбудсмен, а другими словами — адвокат бизнеса перед государственными органами, безусловно, нужен украинскому предпринимательскому сообществу. Стоит ли в этом сомневаться? Недавно страна стала свидетелем неприятного события в нашей столице — ночью сотни (по другим данным — 1,5 тысячи) неизвестных с помощью бульдозеров разрушили и ограбили несколько МАФов, где располагались торговые точки малого бизнеса. Городская власть от этих действий всячески открещивается и утверждает на своем сайте, что этот погром был совершенен на законных основаниях исполнительной службой по решению суда.
Однако странно, что в сообщении на сайте не указывается, какой именно суд принял такое решение, и получило ли оно законную силу. Также и первый заместитель директора Департамента городского благоустройства и сохранения природной среды Тарас Чулок не указывает в своем комментарии название суда. Не знает или, возможно, делает это сознательно и преднамеренно, чтобы в правдивости/неправдивости его заявления нельзя было убедиться?
Набрал в рот воды по поводу этой, кажется, достаточно близкой ему темы и весьма неприкосновенный народный депутат, советник столичного мэра по благоустройству Дмитрий Билоцерковец, которого на одном из телеканалов на днях обвинили в организации банды «титушек» из Житомира, которая принимала участие в разрушении собственности малого бизнеса на «Лесной».
Один только столичный мэр, прославленный победами на боксерском ринге и предыдущими битвами с МАФами (кто забыл, напомним: их в свое время разгромили по ул. Политехнической, но теперь или те же, или новые МАФы там же опять), выступает с открытым забралом. Он характеризует рынок «Лесной» нецензурным словом, которое пресса вынуждена «скрыть» звездочкой...
Простите, отклонился немного от темы. Но, думаю, все же укрепил убеждение бизнеса, особенно малого и среднего, в том, что им без омбудсмена не выжить. Тем более, что он и его аппарат свой хлеб честно зарабатывают, выполняя постановление правительства и соответствующий регламент. Вот и очередной отчет написали. «Совет (бизнес-омбудсмена — так официально называется учреждение. — Авт.) получил за второй квартал 237 жалоб, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2016 года, а за полугодие — 501 жалобу, — добросовестно и детально рассказывает украинский бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. — Мы закрыли второе по величине количество дел в истории Совета — 160 — и улучшили оперативность расследований на 5 дней. Прямое финансовое влияние от нашей деятельности в отчетном квартале составило 495 миллионов гривен, а общий эффект от начала деятельности достиг более 10,2 миллиарда гривен».
Шемета также рассказал, сколько и на кого в основном жалуется бизнес. За второй квартал 2017 года получено 237 жалоб (всего с начала работы — 1954). По сравнению с аналогичными отчетными периодами 2016-го и 2015 годов количество жалоб выросло на 12% и 39% соответственно. По сравнению с предыдущим кварталом количество жалоб несколько уменьшилось. Увеличилось количество жалоб на действия Службы безопасности Украины на 60%, на государственных регуляторов — на 38%, на Министерство юстиции Украины — на 25%, на действия Национальной полиции — на 23%. Уменьшилось количество жалоб по налоговым вопросам — на 12%, на законопроекты и изменения к ним — на 23%, по таможенным вопросам — на 53%, на действия органов местного самоуправления — на 57%.
В отчетном квартале совет бизнес-омбудсмена открыл 160 расследований по поводу жалоб, которые ему поступили. И это второе по величине количество расследований, не без пренебрежения отмечается в отчете. При этом часть отклоненных жалоб сократилась с 22% в первом квартале года до 19% во втором. А среднее время расследований уменьшилось с 90 дней в первом квартале до 85 дней во втором. Интересно, что в ТОП-10 государственных органов, на которые бизнес жаловался чаще всего, вошли: государственная фискальная служба, Национальная полиция, Верховная Рада, Кабинет Министров, Президент Украины, Министерство юстиции, органы местного самоуправления, Служба безопасности, Министерство регионального развития, Министерство экономического развития и торговли. Все эти данные в действительности очень полезны тем, что подтверждают те или иные изменения в нашем обществе, фиксируют направления его движения.
Кроме того, Совет, по словам Шеметы, подготовил системный отчет, посвященный еще и проблеме рейдерства, которая негативно влияет на бизнес-среду в Украине. В этом отчете содержится перечень рекомендаций по поводу улучшения борьбы с рейдерством... И это действительно содержательный и полезный документ, настроенный на предупреждение возможных действий рейдеров и их соратников. Если, конечно, эти рекомендации попадут в законы и подзаконные акты.
Но «наезды» на малый бизнес в столице под видом борьбы за благоустройство — это тоже своего рода рейдерство, где борьба идет и за собственность, и вообще за место под солнцем. И не исключено, что в данном случае наша местная власть не столько заботится о цивилизованном виде столицы, сколько отстаивает интересы крупного бизнеса, товары в супер- и гипермаркетах которого из-за низкого жизненного уровня населения нередко проигрывают в конкуренции ощутимо более дешевым товарам, которые можно приобрести в киосках. Другой вариант — конкуренция между владельцами МАФов. Не случайно же по ул. Политехнической, несмотря на погром, проведенный в свое время, торговля вскоре возобновилась в полном объеме... Новые люди больше заплатили? Или нашелся кто-то, кто компенсировал убытки пострадавшим? Риторические вопросы...
Видимо, что-то подобное подумал и Шемета, когда «День» спросил у него о событиях на Лесном рынке и добавил: не пора ли уже адвокату бизнеса перед государственными органами (отметим, что этот слоган о совете бизнес-омбудсмена содержится на каждой странице ее отчета) начинать иногда действовать наподобие пожарной команды, которая не ждет жалоб, поданных по всем канонам бюрократии, а как можно скорее спешит на каждый случай, когда людям грозит огонь или какое-то стихийное бедствие. И при этом отсчет ведется не на десятки дней, а на часы и минуты. Бизнес тоже надо бы спасать и защищать быстро.
«Нам поступали жалобы по предыдущей ликвидации МАФов в городе Киеве, — сказал Шемета. — Мы рассматривали эти вопросы и делали свои рекомендации. Но мы с вами строим правовое государство. Не разобравшись в ситуации, не узнав, что стоит за происходящими действиями... Поверьте мне — разное бывает. Случается, что МАФ установлен без каких-либо разрешений...» «Поэтому выехать на место и разобраться...» — настаивал «День». — «Так мы и разбираемся, но без документов это трудно и просто невозможно... Такая баррикадная борьба, которую вы предлагаете нам вести, это не функция бизнес-омбудсмена».
Шемете, конечно, виднее. Тогда еще один вопрос. И в этот раз к читателям: 500 жалоб за полгода от всего малого и среднего бизнеса 40-миллионной страны — это много или мало? Кажется, маловато. Вон как перегружены разными делами наши раскритикованные вдоль и поперек суды, которые действуют в каждом районе, в каждом городе. Их тысячи. А совет бизнес-омбудсмена один на всю страну. И только 500 жалоб, когда бизнес буквально стонет и утверждает, что в этой стране работать просто невозможно? Что-то здесь, видимо, не так. Или, может, мне это кажется?
Выпуск газеты №:
№133, (2017)Section
Экономика