«Щелкунчик» и... «желтые жилеты»
Анико Рехвиашвили, художественный руководитель балета Национальной оперы Украины о триумфе в Париже![](/sites/default/files/main/articles/11012019/22img_9161.jpg)
На днях в Киев вернулись украинские артисты, которые в новогодне-рождественский период впервые осуществили гранд-гастроли, выступая в самом сердце Парижа — Театре Елисейских Полей, представляя самую очаровательную сказку «Щелкунчик». Напомним, наша газета первой рассказала о планах киевских артистов — творческом вояже во Францию («Фолк от Virsky и сказка от Национальной оперы Украины» День» №№ 185-186, 12-13 октября в 2018 г.). Гастроли состоялись при содействии Посольства Франции в Украине и Institut franзais d’Ukraine, продюсер Валери Колен, Ансамбль Virsky выступал во Дворце конгрессов (Palais de congres) в зале на 3700 мест, а балет «Щелкунчик» представляли танцовщики Национальной оперы в Театре Елисейских Полей (Theatre des Champs Elysees) — зал на 1900 мест.
Так получилось, что турне в Париже совпало с непростой политической ситуацией во Франции — протестами «желтых жилетов», но это, по словам художественного руководителя балета Национальной оперы Анико Рехвиашвили, не помешало выступлениям, билеты на спектакли французы раскупили еще до начала гастролей. Аншлаги, восклицания «браво» сопровождали наших артистов ежедневно. Также украинские танцоры увидели балетные уроки в Гранд Опера, продемонстрировали и свой мастер-класс, поделились творческим опытом с ведущими французскими профессионалами.
«ФРАНЦУЗЫ — ГОРЯЧАЯ И ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ НАЦИЯ, РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДУХ У НИХ, НАВЕРНОЕ, В КРОВИ»
— Наши гастроли проходили с 20 декабря по 7 января, — рассказала «Дню» Анико РЕХВИАШВИЛИ. — Мы представили классическую версию «Щелкунчика». Это балет-феерия на музыку Петра Чайковского (либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименной сказки Е.Гофмана) в постановке Валерия Ковтуна украшает нашу театральную афишу еще с 1986 года, и несколько поколений артистов выросло на этом спектакле. В Париже выступали 52 танцовщика, а солистами были премьеры Национальной оперы — Юлия Москаленко, Станислав Ольшанский, Татьяна Лезова, Анастасия Шевченко и Никита Сухоруков.
ТАТЬЯНА ЛЕЗОВА И НИКИТА СУХОРУКОВ В БАЛЕТЕ «ЩЕЛКУНЧИК» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРОЙ УКРАИНЫ
Theatre des Champs Elysees находится между Эйфелевой башней и Триумфальной аркой — то есть в «сердце» Парижа, именно там свои акции проводят митингующие — «желтые жилеты», которые сначала протестовали из-за решения правительства Франции повысить налог на дизельное топливо и бензин, но постепенно эти акции перерастают в политическое противостояние, и теперь «жилеты» даже требуют отставки президента Эммануэля Макрона. Организаторы гастролей нас предупреждали, чтобы мы не попали в неприятность и не выходить на улицу во время «разборок» митингующих с полицией. Знаете, это вовсе не похоже наш Майдан во время Революции Достоинства. Протесты проходят весьма своеобразно. Есть там и экстремисты, и сторонники как «левых», так и «правых».
«Желтые жилеты» бастуют только по субботам и это какая-то романтизация хаоса, когда бьют витрины магазинов, переворачивают и жгут машины, грабят, провоцируют драки, а в другие дни все спокойно. Хотя французы — действительно горячая и вольнолюбивая нация, революционный дух у них, наверное, в крови, но когда лично общаешься, то понимаешь, что они в своем большинстве приятные и доброжелательные люди. Во время акций в центре столицы хозяева бутиков, кафе и ресторанов закрывают щитами витрины, а затем опять жизнь бурлит. Впрочем, Париж очень красив всегда, особенно в рождественско-новогоднее время — елки, гирлянды, букеты, неоновая подсветка.
«КАЖДЫЙ ИЗ 16 СПЕКТАКЛЕЙ ПРОХОДИЛ НА «БИС»
— Когда мы были в Париже, то в Opera de Paris демонстрировали «Даму с камелиями» по роману А. Дюма-сына в потрясающей хореографии Дж. Ноймайера на музыку Ф.Шопена, а в театре «Опера Бастилия» показывали «Золушку» (хореография Р. Нуреева на музыку С.Прокофьева — действо перенесено в голливудский мир 1930-х), — продолжает А. Рехвиашвили. — «Дама с камелиями» — одна из лучших постановок Ноймайера. Мне было очень интересно, ведь я тоже обращалась к этому произведению Дюма-сына. Музыкальную редакцию мы осуществляли вместе с дирижером Алексеем Бакаланом (музыка Бетховена, Брамса, Пахельбеля, Форе, Элгара и Стравинскиого). Наша премьера состоялась в 2014 году. А балет Дж. Ноймайера в прошлом году отметил юбилей — 40-летие, и считается знаковой работой выдающегося хореографа современности.
Мы общались с руководством Opera de Paris о будущем сотрудничестве. Очень порадовало, что и наш «Щелкунчик» понравился публике, хотя парижане — строгие зрители. В зале на всех спектаклях невозможно было найти свободное место! Каждый из 16 спектаклей проходил на «бис». Играли ежедневно, у артистов было только два выходных — 25 декабря и 1 января. Кстати, мы провели и открытые уроки, на которые тоже продавались билеты. Эти мастер-классы прошли с большим успехом. Мы представили четыре па-де-де и репетицию «Щелкунчика». Знаете, когда мы были в Opera de Paris, то в магазине театра увидели рядом с ТОР-альбомами и сувенирами диск с записью нашего балета, который сняла известный французский документалист Бертран Норман. Как рассказали организаторы гастролей, СD украинского «Щелкунчика» раскупали очень активно. Запись спектакля мосье Бертран сделал в Киеве, когда с группой представителей СМИ прилетал специально, чтобы познакомиться с нашей постановкой. Норман является большим поклонником балетного искусства. Он автор нескольких знаковых лент, в частности фильма «Балерина». Эта документальная картина, рассказывает о пяти солистках Мариинского театра. Одна из персонажей — Светлана Захарова, которая родилась в Украине, училась хореографии в Киеве. В 18 лет стала примой-балериной. В настоящее время — одна из самых выдающихся балерин в мире. Идея фильма — показать мир танца изнутри: труд, боль и всепоглощающую страсть к балету. В фильме также представлена подборка фрагментов из известных постановок знаменитых хореографов: Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Леонида Лавровского и Джорджа Баланчина.
Норман — очень интересная личность. Он почти все дни был с нами во время гастролей в Париже, записывал интервью, снимал не только спектакли и то, что происходило за кулисами, а также общался с артистами в их свободные минуты, когда мы знакомились с достопримечательностями французской столицы. Бертран возил нас на кладбище в Сент-Женевьев де Буа, где мы увидели могилу Сержа Лифаря (известного танцора и хореографа, экс-киевлянина, который свыше двадцати лет руководил балетной труппой Гранд Опера). Мы также возложили цветы и на надгробие Рудольфа Нуреева и Матильды Кшесинской (звезд мирового балета). Думаю, что новая документальная лента Б.Нормана тоже будет интересной поклонникам высокого искусства.
«У НАС РАЗНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
Наших солистов пригласили на урок в Opera de Paris. Мы встречались и с руководителем хореографической школы при Гранд Опера Клод Бессе. Она была любимой балериной Лифаря. Увидели, чем отличается наша и парижская балетные школы. Во время разговоров французские партнеры сознались, что плохо знают «школу Петипа» (знаменитый француз, который стал одним из основателей славянской хореографии, автор 56 оригинальных балетов, в частности таких шедевров, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда» и другие. — Т.П.).
У нас разная танцевальная техника. Мы имеем преимущество в больших прыжках, в открытом танцевальном языке, другой логике при «строительстве» балетных комбинаций, а у парижан интересные мелкие танцевальные комбинации. Они используют совсем другие приемы пластичного языка. Именно это для нас стало большим профессиональным познанием. У них урок идет 1,5 часа, а у нас — час. Вместе мы провели занятия. У французов также совсем другая театральная система — блочная, а у нас репертуарная (то есть у них спектакли показывают 10—15 дней ежедневно, а затем замещают другой постановкой).
У французских танцовщиков другой график труда. Например, имеют зимние каникулы на 10 дней, а вот труппа такая же, как и у нас — 150 артистов. То есть все встречи были чрезвычайно интересными.
С руководителем хореографической школы при Гранд Опера Клод Бессе мы договорились о сотрудничестве. Есть планы, чтобы она поставила лифаревский балет «Миражи» на музыку Анри Соге. Мадам Бессе приедет 9 февраля в Киев, и мы хотим, чтобы она провела мастер-класс для учеников Академии танца имени Сержа Лифаря.
Вскоре ждем встречи с французскими партнерами, которые хотят посмотреть спектакли из репертуара Национальной оперы, ведь мы планируем продолжить творческое сотрудничество и раз в два года организовывать гастроли нашего театра в столице Франции. Так, Фонд Ролана Пете предлагает поставить балет-поэму о любви — «Арлезианку» по драме Альфонса Доде. Кстати, на днях этот фонд предложил еще одно интересное предложение — осуществить три одноактных балета Г. Пете. Я рада, что наш дебют в Париже был удачным, и впереди нас ожидает плодотворная работа, которая, я уверена, понравится поклонникам балета.
Выпуск газеты №:
№3-4, (2019)Section
Культура