Дебаты: повестка дня
«Парадокс? Но мы видим попытку нового переоснование «кланового олигархата», — експерт
Президент Петр Порошенко заявил, что ожидает Владимира Зеленского на дебаты 14 апреля на «Республиканском стадионе». Последний же в традиционном видеоролике ответил, что «19 апреля на НСК «Олимпийский» состоятся мои дебаты с Порошенко, где я смогу поставить ему любые вопросы». Не знаем, услышим ли мы следующий ход от президента наподобие «19-ое, так 19-ое», однако ЦИК уже объявила, что теледебаты между кандидатами, которые проводятся за государственные средства, могут проходить лишь в НСТУ и согласно с правилами, которые прописаны в законе «О выборах Президента». Вместе с тем, комиссия заметила, что кандидаты владеют правом за собственные средства проводить агитацию в разных формах.
Как раз борьбу форм, а не содержания мы наблюдаем длительное время. Особенно после видеоролика Зеленского о дебатах на «Олимпийском» и походов для сдачи анализов. Порошенко принял вызов и начал вести игру, которую ему фактически навязал соперник. В результате, страна вынуждена смотреть бесконечное шоу (хотя часть населения, скорее, не против), что в условиях войны может иметь очень опасные последствия. «Дебаты — это высший уровень, а начинать стоит с простого... Давнее мое предложение — перед регистрацией — публичный — в прямом эфире — экзамен для кандидатов! История, язык, право. И избиратель, может, немного бы просветился...», — написала в ФБ главный редактор газеты «День» Лариса Ившина.
Несмотря на то, что кандидаты фактически навязывают свою повестку дня в виде шоу, которой она должна быть по мнению самих избирателей? Об этом мы спросили у наших экспертов (ниже). Между тем, кандидаты уже посылают обществу определенные месседжи. Например, действующий президент принял несколько кадровых решений (освобождены от должности главы Одесской и Херсонской облгосадминистраций) и заявил, что «состоятся существенные изменения в моей команде, будет большое количество молодых, новых людей». Или: «Уже в декабре этого года будет предложено странам-членам НАТО подписать План действий относительно членства в НАТО», — отметил Порошенко.
Президент также встретился с представителями общественного сектора. Об этом сообщила исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк у себя на Фейсбук. «Было около 15—20 участников. Это был реальный диалог, который длился больше двух часов. Порошенко признал, что такие встречи и откровенная коммуникация с общественными организациями должны были происходить раньше. Президент признал, что допустил две основных ошибки за последние годы: а) кадры, б) коммуникации. ...Перезагрузка НАЗК и САП: Порошенко поддерживает необходимость перезагрузить эти органы. СБУ. Порошенко за лишение функций экономики этого органа...», — написала Каленюк.
А Зеленский во время короткого интервью телеканалу «Украина» заявил, что «жертвовать территориями и людьми мы не будем никогда — целостность Украины должна быть константой». Он прибавил, что вопрос прекращения войны на востоке Украины нужно решать путем переговоров с Россией при посредничестве Запада. «Нужно продолжать минский процесс. Но... этот минский формат нужно реформировать», — сказал Зеленский. По поводу курса на НАТО, он заявил, что поддерживает вступление в Альянс, но этот вопрос «обязательно должен решаться через всенародный референдум».
Также Зеленский обратил внимание на то, что «курс Украины в Европу избран давным-давно, и он не собирается его изменять». Кроме этого, кандидат отметил, что из-за войны много компаний не хотят вкладывать инвестиции в Украину, поскольку боятся, что их деньги не защищены. «На бизнес оказывают давление разнообразные правоохранительные органы, которые вообще не должны этим заниматься... Такие функции нужно забрать у Службы безопасности, Генеральной прокуратуры. Должен быть создан отдельный орган, который будет заниматься экономическими преступлениями», — сказал Зеленский.
Это те заявления, которые были сделаны кандидатами в последние дни. А еще они оба имели встречу с правлением Ялтинской Европейской Стратегии (YES). Из обеих встреч есть фотоотчет, единственная разница — на встрече в Администрации Президента на фото не замечен олигарх Виктор Пинчук, а вот на общем фото с Владимиром Зеленским он уже фигурирует. И если действующего президента никогда не останавливали «болезненные компромиссы» Пинчука от походов на мероприятия олигарха, то встреча кандидата-артиста с ним — это не очень хороший сигнал.
Важной темой и тестом для кандидатов является законопроект об импичменте президенту. В последнее время об этом вспоминает все больше политиков, в частности городской голова Львова Андрей Садовый пообещал передать кандидатам Порошенко и Зеленскому законопроект «О Президенте Украины», которого разработала фракция «Самопомич». «...А если Президент сошел с ума? У нас нет закона, где прописан процесс импичмента — спокойно, как это есть во всех нормальных демократиях. Поэтому мы подготовили законопроект, где четко это все прописано. По моему глубокому убеждению, он должен быть проголосован парламентом», — заявил Садовый.
Интересно, что в 2014 году тогда еще народный депутат Петр Порошенко обещал, что, став президентом, сам внесет в парламент проект закона об импичменте. Но за пять лет этого так и не случилось. Не вспоминает о нем действующий Президент и во время нынешней кампании. В программе другого кандидата — Зеленского этот законопроект значится в предвыборной программе. Важность законопроекта об импичменте в том, что он дает возможность стране в случае необходимости сменять президентов не через майданы, а в соответствии с законом.
Следовательно, на какие конкретные вопросы избиратели хотели бы услышать ответы во время дебатов, если они все-таки состоятся?
«РАСТУЩАЯ УГРОЗА СО СТОРОНЫ РОССИИ: КАКАЯ РЕАКЦИЯ?»
Роман РУКОМЕДА, политический эксперт:
— Кандидаты в президенты обычно говорят о своих программах, которые они планируют реализовать после будущей победы. Это касается их планов, первых указов. Очень интересно бы было услышать от нынешних кандидатов управленческие решения, какие они планируют внедрить. Чем эти планы будут новыми и что именно планирует сделать будущий Президент в ближайшие три месяца? Зеленский говорит о борьбе с коррупцией, но что конкретное он как возможный Президент сделает для этого? Я хочу видеть хотя бы первые пять указов. Не хочу быть банальным, когда говорится о том, что необходимо перевести кандидатов в плоскость конкретики, но в нашем случае это правда. И это хочется услышать не только от Зеленского, но и от действующего президента. Чем он будет новым? Пока еще мы слышим только обещания, а конкретной повестки дня не видим. Действующий глава государства только меняет глав обладминистраций после первого тура выборов. Но какие у него будут направления политики дальше? Только обещаниями общество достаточно насытилось.
Социологические опросы доказывают, что веры к власти фактически нет. И это катастрофически. Людей интересует сейчас не только экономика. Очень важной сферой является безопасность. В этой сфере кадровые назначения крайне важны. Важнейшим вопросом к кандидатам является то, что они собираются делать с растущей военной угрозой со стороны России? Капитуляция под видом «мира» вряд ли удовлетворит общество. Одно этот вопрос может стать маркерным для всех кандидатов. Мы знаем, что враг не собирается останавливаться. На востоке и в Крыму продолжается накачка оружием и другой силой полным ходом. Президент — это Верховный Главнокомандующий, и он должен иметь план действий. И эта стратегия должна заключаться не в «договорняках», а, в частности, в переговорах. Переговоры — это не «договорняки», это очень сложная дипломатическая работа с обеспечением стойкости своих позиций. С врагом в любом случае нужно держать коммуникацию, но при этих переговорах Верховный Главнокомандующий должен сразу же очертить «красные линии», за которыми стоят национальные интересы и за которые выходить нельзя. Суверенитет, территории, курс государства (в том числе на евроинтеграцию и НАТО) — это то, что не может быть нарушено.
«ПО НЫНЕШНИМ ПРАВИЛАМ ОБЫГРАТЬ ОЛИГАРХОВ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТОРАТ НЕВОЗМОЖНО»
Олег СААКЯН, политолог:
— Безусловно, значительный отрыв Зеленского в первом туре подтолкнул Порошенко и часть политической элиты быть сговорчивее. Зеленский получил возможность говорить с позиции победителя первого тура с убедительным результатом. Мы уже увидели Зеленского в компании Пинчука. В то же время Кучма сделал далеко неоднозначное заявление не в пользу Петру Порошенко. Также мы увидели комплементарный ответ Зеленского на реплики Авакова. Это говорит о том, что значительная часть олигархической элиты начинает воспринимать Зеленского как победителя выборов и подстраивается под новую конъюнктуру. Спустя некоторое время перед парламентскими выборами, в частности мажоритарщики, начнут обивать пороги в штабе Зеленского. Таким образом Зеленский сможет обеспечить себе определенный скелет лояльности и среди Верховной Рады, что крайне необходимо в условиях противостояния с парламентом.
Фактически олигархи на сегодняшний день лишены той монолитности, которая у них была, поскольку ситуация малоконтролируемая, а ресурса для распиловки все меньше. По факту мы видим попытку нового переоснования кланового олигархата. Словно мы являемся частью какого-то бесконечного телесериала. При этом нас умышленно приковали к «к экранам», и мы не можем вырваться из этих реалий. В государстве, где львиная доля экономики в руках олигархов, где абсолютное подавляющее большинство медиа в руках олигархата, где львиную долю политического поля контролируют олигархи, они являются одним из главных и определяющих субъектов. Таким образом, по нынешним правилам обыграть олигархов через электорат невозможно, потому что они полностью владеют влиянием на большинство граждан теми или иными средствами. Деолигархизация за эти пять лет, наоборот, превратилась в олигархизацию в одном направлении. То есть одним из самых богатых олигархов стал Порошенко, что придало ему соответствующий вес, но это не нравится другим олигархам. Если Порошенко останется на второй срок, это будет «закручивание гаек».
«ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ НЕСКОЛЬКО ОЛИГАРХОВ БЫЛИ ОТОДВИНУТЫ ОТ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, И ИМ ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬ СВОИ ПОЗИЦИИ»
Ольга ЛЕНЬ, главный редактор сайта NEWSru.ua, телеведущая, блогер:
— Остается вопрос — существует несколько олигархов, которые хотят поставить Зеленского главой государства и выбить это кресло из-под Порошенко или этот намного более широкий круг заинтересованных лиц? Это вопрос довольно серьезный. Если это реальная договоренность и согласованная игра, то это будет в чистом виде попыткой повторения установления в Украине полного олигархического правления, которое было у нас сформировано в конце второго срока Леонида Кучмы и в начале срока Януковича. Это было время, когда должности распределялись в Администрации Президента, а не в правительстве или парламенте. Такого развития событий нельзя окончательно исключить. Потому что на самом деле у Зеленского собственной команды нет. У него нет собственного политического опыта. Вообще, нужно сказать четко — он никогда в жизни серьезно не интересовался политикой. Политика для него была поводом для реализации себя на сцене, для собственных шоу-проектов. И он никогда этого не скрывал. Но по таким принципам невозможно руководить страной. Это безумие.
Таким образом, мы имеем угрозу реального переоснования кланового олигархата. Не будем также забывать, что за последние пять лет несколько олигархов были отодвинуты от принятия решений, и им хочется вернуть свои позиции. До 2014-го года существовало пять-шесть карманов, куда перекачивались государственные средства. Сейчас этой практики не существует, кто бы что ни говорил. Нельзя сказать, что воровство из государственного бюджета совсем прекратилось, но это уже не те схемы и не та система тотального грабежа. И это не воровство на высшем уровне, когда кое-кто сидит в кабинете Президента и распределяет средства среди конкретных карманов олигархов. Это мое глубокое убеждение.
«НАСКОЛЬКО ДЛЯ НИХ ВАЖНЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА?»
Александра МАТВИЙЧУК, Центр общественных свобод:
— Мы не видим в риторике кандидатов в президенты вопросов, которые тревожат правозащитное сообщество. Именно поэтому правозащитные организации еще несколько месяцев назад начали кампанию «десять неудобных вопросов кандидатам в президенты Украины». Мы тогда разослали эти вопросы всем кандидатам и от части из них получили письменные ответы. Но мы не получили ответ ни от Зеленского, ни от Порошенко. И мы понимаем почему. Упомянутые вопросы действительно неудобны и, наверное, только в страшном сне представляются их руководителям коммуникационных штабов. Но именно ответ на эти вопросы позволяет раскрыть их правозащитный портрет, то есть насколько для них важны права человека и как они видят в ближайшие пять лет выполнение своей основной функции как гарантов соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Это говорит о том, что мы имеем искривленную ситуацию повестки дня, которая сместилась в сторону формы. Именно формами, а не сутью увлеклось общество. Его сейчас интересует анализы, уринотерапия, стадионы, шоу, а не судьба людей, не вызовы и поиски ответов на эти вызовы, которые придется решать президенту. Правозащитники очень боятся, что когда состоится второй тур, то всем будет не до смеха.
P.S.
О компромиссе и капитуляции
Кремль устами президентского пресс-секретаря проинформировал всех интересующихся о том, что при любом президенте Украины позиция Москвы по Донбассу останется прежней. Россия не считает себя участницей конфликта, и если украинцы хотят мира, то они «должны говорить друг с другом», а не с Москвой. То есть, о выходе из состояния войны в состояние мира официальный Киев должен говорить с представителями ДНР и ЛНР, демонстрируя тем самым и их признание, и готовность с пониманием отнестись к условиям мира, этими республиками выставляемым. Условиям, смысл которых в том, чтобы стать признанными Киевом сателлитами Москвы в Украине. И кто бы ни занял в ней президентское кресло, ему придется или отстаивать позицию противостояния российскому силовому давлению, которой Киев при поддержке Запада следовал последние годы, или заплатить за мир цену, требуемую Москвой. В предвыборной риторике подобные дилеммы можно обойти обещанием вести переговоры и добиваться в них компромисса, но в реальной политике такой компромисс может означать только капитуляцию. В чем пресс-секретарь российского президента, излагая мнение президента, не оставил сомнений.
Игорь КЛЯМКИН, Москва (Facebook)
Выпуск газеты №:
№64, (2019)Section
Подробности