Перейти к основному содержанию

«Кредитный голод» украинской экономики

Почему промышленников не удовлетворяет снижение учетной ставки НБУ?
24 июля, 18:13
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

18 июля была снижена учетная ставка НБУ. Это уже второе снижение ставки за 2019 год (оба раза — на половину процентного пункта), теперь она составляет 17%. Снижение ставки вызвало оживленные экспертные дискуссии, даже невзирая на то, что в информпространстве превалирует тема выборов в Верховную Раду.

Немало было комментариев от представителей реального сектора экономики, которые давно и активно выражали недовольство предыдущим уровнем учетной ставки. Но и снижение ставки они комментируют не в комплементарных тонах. Неужели наши промышленники настолько придирчивые — мол, и повышение ставки им не нравится, и снижение ставки они критикуют? Думаю, предприниматели просто не считают такое символическое снижение ставки достойными одобрения и не видят повода для оптимизма. Попробуем разобраться, насколько справедлива такая точка зрения.

Уровень учетной ставки Центрального банка тем или иным образом определяет стоимость кредитов для физических и юридических лиц. Принято считать, что зависимость здесь прямо пропорциональная. А в случае инфляции —  обратно пропорциональная: чем выше ставка ЦБ, тем ниже инфляция.

В чем негативная сторона высокой учетной ставки? Большой процент за пользование кредитом приводит чуть ли не к стагнации экономики, или к тому, что она не может в полной мере использовать свой потенциал. Бизнес не развивает новых производственных мощностей или не задействует полностью имеются, поскольку не в состоянии обслуживать кредитные обязательства, а потребители отказываются от многих серьезных покупок из-за дороговизны ссудных средств. Уровень потребления снижается, производители в худшем случае сокращают объемы производства, в лучшем — увеличивают их не теми темпами, которыми могли бы при более дешевых кредитах.

Как раз пора спросить себя, высокая ли учетная ставка в Украине? Подавляющее большинство промышленников и экспертов утверждают, что высокая. Попробуем разобраться.

Первое. При инфляции в годовом исчислении в 9% учетная ставка НБУ составляет 17% (еще квартал назад была 18%). Практически двукратное превышение.

Второе. Сравним с другими странами. Из сопоставляемых с Украиной стран более высокая учетная ставка в Аргентине, Иране и Турции. У каждой из этих стран свои проблемы: Аргентина в очередной раз страдает от последствий правления очередных популистов. Иран тратит ресурсы экономики на содержание своих позиций в Сирии, да еще и находится под американскими санкциями. Турция еще не опомнилась от последствий прошлогоднего экономического кризиса, который был усилен вмешательством власти в политику Центробанка. В Аргентине пруда ЦБ составляет 59% при инфляции 57%. В Иране пруда ЦБ составляет 18% при инфляции 52%. В Турции пруда ЦБ составляет 24% при инфляции 16%. Как видим, ни в Аргентине, ни в Турции двукратного превышения ключевой ставки над уровнем инфляции нет. А в Украине есть.

Третье. Сравним некоторые показатели структуры капитальных инвестиций в Украине за 2010—2018 годы. 

Часть капитальных инвестиций, осуществленных за счет банковских кредитов, начиная с 2014 года упала ниже 10% от общего объема капинвестиций, а с 2015 года не превышает 8%. Причин для этого немало, но и достаточно высокие ставки по банковским кредитам вносят свою лепту. А они, в свою очередь, зависят и от учетной ставки НБУ. Конечно, она — не единственный фактор дороговизны кредитов. Думаю, этот фактор уступает по своему весу тем общим политическим и экономическим рискам, большому объему «плохих» кредитов, сложностям заемщиков с надлежащим обеспечением ссуд. Но игнорировать его не стоит.

Четвертое. Еще один механизм связи учетной ставки с кредитованием описывается эффектом вытиснения государством частных заемщиков из кредитного рынка через активные госзаймы. Не удивительно, что банки вместо того, чтобы кредитовать предприятия со всеми последствиями, следующими из этого, покупают ОВГЗ с прибыльностью 18—19% годовых, что дает им возможность не особенно беспокоиться о кредитных рисках, юридических проверках залога, постоянном мониторинге финансового состояния заемщика. Вот и выходит, что банки инвестировали в ОВГЗ свыше 350 млрд грн (на их балансе более 45% находится в обращении объема гособлигаций), часть из которых могла бы пойти и на кредитование экономики. Я веду к тому, что ставки по ОВГЗ ориентируются на учетную ставку НБУ. И нынешний уровень учетной ставки стимулирует вложение банков в ОВГЗ, а не кредитование реального сектора экономики.

Можно ли из четырех вышеприведенных соображений сделать вывод, что учетная ставка НБУ завышена? Ответ на этот вопрос зависит от экономических взглядов и философских убеждений. Но реальный сектор экономики и многие эксперты не в восторге от действий НБУ относительно уменьшения учетной ставки. Их претензии, очевидно, относятся не к самому началу цикла снижения ставки, а к сугубо символическим шагам снижения (два раза по половине процентного пункта), которые вряд ли серьезно повлияют на кредитование реального сектора экономики.

Не так и сложно ответить на вопрос, почему Правление Нацбанка удерживает учетную ставку на уровне, который почти вдвое превышает инфляцию. По-видимому, не совсем уверено в том, что реализуется прогноз НБУ относительно инфляции — 6,3% до конца 2019 года. Подобная неуверенность не обязательно свидетельствует о недостаточно качественном прогнозировании, скорее всего, Правление Нацбанка осознает те риски, которые постоянно нависают над малой открытой экономикой с экспортно-сырьевой ориентацией, сложившейся в Украине. Да и инфляционные ожидания населения у нас традиционно высоки. Поэтому в определенной степени я понимаю действия Правления НБУ, которое консервативно перестраховывается, не без определенных оснований, побаиваясь изменения нынешней позитивной тенденции в потребительской и промышленной инфляции.

Вероятно, сверхосторожное снижение ставки — это тонкий сигнал от НБУ, который свидетельствует о том, что рассматривается возможность последующего смягчения денежно-кредитной политики. Об этом говорит и прогноз НБУ относительно уровня учетной ставки, рассчитанный на период до конца 2021 года.

Базовый сценарий Нацбанка предусматривает последующее снижение учетной ставки до 8% в течение следующих лет при условии стойкого снижения инфляции к цели 5%.

В некоторой степени это похоже на стиль действий ФРС США или Евроцентробанка, которые таким образом формируют у субъектов экономики представления о среднесрочной политике ЦБ и создают у них соответствующие ожидания.

Но есть две проблемы. Первая — уровень доверия к НБУ пока еще не настолько высок, как к ФРС или ЕЦБ. Вторая — ситуация в экономике США и еврозоны качественно отличается от положения в экономике нашей страны: отличаются проблемы, цели, степень влияния внешних факторов.

И может так сложиться, что не все украинские предприятия в ближайшей перспективе смогут развиваться или вообще сохранятся на плаву при текущем уровне ставок по кредитам. Поэтому то, что будет с учетной ставкой через 2,5 года, им интересно в теоретическом аспекте, но в настоящий момент их больше всего волнует вопрос элементарного выживания. Да и будут ли инфляция и учетная ставки такими, как прогнозирует Нацбанк, — вопрос открытый.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать