«Нефтегаз» будет требовать у «Газпрома» заплатить за отказ от украинской ГТС
Юрий ВИТРЕНКО: «Актив, который мог бы служить 30 лет, мы должны амортизировать за два года, поскольку потом он не будет использоваться»
НАК «Нефтегаз Украины» в новом иске к ПАО «Газпром» будет требовать пересмотр тарифов на транзит газа с марта 2018 года до декабря 2019 года и уплату ускоренной амортизации газотранспортной системы (ГТС) в случае прекращения транзита с 1 января 2020 года. В целом в иске претензий на сумму около 12 млрд долларов (2 млрд грн за недополученную плату за транзит и 10 млрд долларов компенсации на случай отказа от использования украинской ГТС). Об этом исполнительный директор НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Витренко написал в Facebook.
«Первое и самое главное, мы требуем пересмотреть транзитный тариф... Во-вторых, существенной составляющей наших расходов, которые включаются в расчет транзитного тарифа, являются расходы на так называемую «ускоренную амортизацию» и «обесценение». Стандартные подходы практически во всем мире предусматривают амортизацию основных средств (газотранспортной системы) на протяжении ожидаемого срока ее использования. Сейчас у нас нет достаточных оснований ожидать использования украинской газотранспортной системы для транзита по окончании текущего транзитного контракта 1 января 2020 года. Потому мы обязаны насчитывать амортизационные расходы и расходы на обесценение в соответствии с ожиданиями прекращения транзита», — написал Витренко.
Он отметил, что право требовать пересмотр тарифа предусмотрено в самом транзитном контракте между «Нефтегазом» и «Газпромом».
«Мы подготовили новый запрос относительно пересмотра тарифа, который бы удовлетворял всем формальностям (нужно было экономическое обоснование, расчеты и тому подобное) и отправили его в Газпром 13 марта 2018 года. Именно с этой даты и до окончания контракта (1 января 2020 года) мы в настоящее время и требуем пересмотреть транзитный тариф», — отметил менеджер «Нефтегаза».
По его словам, двусторонние переговоры с Газпромом относительно пересмотра тарифов не имели особенного успеха, и потому теперь этот вопрос будет решать Стокгольмский арбитраж, что тоже предусмотрено контрактом между «Нефтегазом» и «Газпромом».
«Мы рассчитали такой тариф вместе с авторитетными независимыми экспертами. Он определяется для каждой точки входа и выхода из украинской ГТС (так предусматривают европейские нормы). Но поскольку «Газпром» отказался применять новые тарифы, то теперь логично говорить уже о компенсации за то, что пересмотренный тариф не был применен. Фактически речь идет о разнице между тем, что мы получили за транзит, и что должны были бы получить согласно пересмотренным тарифам. Такая разница составляет 11,8 млрд долларов (плюс проценты). Именно такую сумму мы и требуем в качестве компенсации», — отметил Витренко.
В рамках исковой суммы «Нефтегаз» будет требовать также уплаты за так называемую ускоренную амортизацию ГТС в случае прекращения транзита российского газа.
«Если упрощенно, то актив, который мог бы служить 30 лет, мы должны амортизировать за 2 года, поскольку потом он не будет использоваться... Таким образом, включение таких расходов в наш транзитный тариф является как обоснованным с точки зрения современных условий формирования тарифов на европейском рынке, так и справедливым по отношению к «Газпрому», — объяснил исполнительный директор НАК «Нефтегаз Украины».
Также «Нефтегаз» будет требовать от «Газпрома» 213 млн долларов (плюс проценты) компенсации за нарушение обязательств поставлять газ по контракту с марта 2018 года по сентябрь 2019 года, 202 млн долларов (плюс проценты) компенсации за нарушение «Газпромом» обязательств подавать газ для транзита не менее 110 млрд кубометров в год в период с 1 января до 12 марта 2018 года и 33 млн долларов (плюс проценты) компенсации за несоблюдение «Газпромом» обязательств отбирать газ на точках выхода из украинской ГТС в пределах, предусмотренных контрактом.
Выпуск газеты №:
№203, (2019)Section
Экономика