Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Взгляд третьекурсницы

Высшее образование в Украине: не все потеряно?
1 августа, 2018 - 13:57

Критические высказывания на личных страницах в Facebook, въедливые блоги на различных студенческих ресурсах — так чаще всего нынешние студенты отзываются о своих «счастливых годах» в стенах альма-матер. Но разве проблема только в высшем образовании как таковом?

Сложно поспорить с тезисом (скорее аксиомой в украинских реалиях), что обучение в учреждениях высшего образования у нас — несовершенное и далеко от идеала. К нему много претензий, часто небезосновательных — много устаревшей и сухой теории, советские пособия, преподаватели, которые не следят за развитием сферы, о которой рассказывают на лекциях, коррупция, невозможность из-за отсутствия профессиональных знаний устроиться на работу после окончания вуза. Конечно, это все имеет место, но сегодня я хочу обратить внимание на другую сторону этой медали — самих студентов.

Придите и возьмите

Часто звучат упреки: «Пары в университете мне ничего не дают». После таких слов хочется ответить: «Приди хоть на одну пару и убедись в этом». Часто такие упреки звучат от тех студентов, которые на лекциях, да и практических занятиях, являются редкими гостями. Я сама хожу на все или почти все пары и могу с уверенностью сказать — мы говорим едва ли не обо всем, что студенты, которые не посещают университета, вносят в список «преподаватель не рассказал». На самом деле лекторы рассказывают много интересного, нужного и актуального, только от этой информации не нужно закрываться из-за стереотипа «устарелости». Стоит внимательно послушать хоть одну лекцию. Хотя, конечно, не все преподаватели такие.

Еще на первом курсе моя преподавательница Ольга Юрьевна Квасница сказала фразу, которую я помню до сих пор: «Университет дает вам в руки дорожную карту. Ваша задача — взять ее и двигаться дальше». Высшее образование показывает нам вектор движения, но будем ли мы по нему следовать, останемся ли на месте, или наоборот начнем деградировать и откатываться назад — это наш выбор. И мы делаем его каждый день. Как? Например, когда выбираем, идти на пары или не идти.

А мне неинтересно

Еще одна большая проблема — спутывание неинтересности занятий как таковых (сухая теория, устаревшая информация, монотонное бормотание преподавателя без возможности диалога) и неинтересности занятий для конкретного студента. Такое бывает, если человеку просто неинтересна сфера деятельности, профессия, которую он изучает. Причина такого явления — необдуманное поступление «главное, чтобы хоть куда-то прошел на бюджет/на платное», настояние родителей «мы знаем, как будет лучше», выбор специальности по престижности, а не по наклонностям или предпочтениям. Вот и получается, что студент на каждом шагу критикует «очень нудные занятия по географии», потому что они неинтересны лично ему, стремящемуся изучать, например, фотожурналистику.

Ctrl C + Ctrl V

Еще одна большая проблема высшего образования, которую  создают чаще всего студенты — плагиат. Постоянным и вездесущим списыванием, сдиранием готовых работ из интернета мы сами обесцениваем обучение в университете, ценность и важность научно-исследовательской работы. Когда я вижу объявления вроде «Курсовые/бакалаврские/магистерские на заказ недорого», то у меня начинает дергаться глаз. Люди, вы серьезно? А потом жалуетесь, что протирали штаны за студенческим лавками кто 4, а кто и все 6 лет? Да конечно протирали, если не написали сами ни реферата, ни научной работы, ничего не исследовали. Тогда уже нет смысла говорить, что университет вам чего-то не дал. Он предлагал возможность попробовать себя в исследовательской работе, в амплуа молодого ученого, а вы этой возможностью не воспользовались. Вы пошли простым путем: Ctrl C + Ctrl V. Так хотелось халявы, хотелось схалтурить, закончить с этой морокой как можно быстрее. Вот и закончили. Но потеряли годы своей студенческой жизни...

Хотя — еще не все потеряно. Если хотите что-нибудь изменить в таком дискредитированном высшем образовании — просто начните с себя. В этом сентябре придите на несколько лекций. И прослушайте их внимательно. Сходите в библиотеку. Реферат и курсовую напишите сами. Потом, посмотрите, возможно, не таким уж и плохим покажется это высшее образование.

Ирина ЛАДЫКА, Летняя школа журналистики «Дня»-2018
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments