Приближение финансового дна
Россия израсходует Резервный фонд и перейдет к использованию Фонда национального благосостоянияВ Москве стало традицией рапортовать о достижении дна кризиса и постепенного выхода из него. Осталось совсем немного, достичь дна и оттолкнуться от него. По всем законам гидродинамики после этого начнется подъем к поверхности. Тут в самый раз подумать о двух вещах.
Во-первых. Все время возникают проблемы с нащупыванием этого самого дна. Какое-то оно неуловимое. Только министры сообщат о его достижении, как сразу оказывается, что ничего подобного и дно в очередной раз ускользнуло. В общем, дно российской экономике уподобилось горизонту. Чем ближе к нему, тем он дальше или, если хотите, глубже.
Во-вторых. Если в экономике дно никак не просматривается, то в сфере финансов оно предстает практически грубо и зримо. В текущем году Министерство финансов России запланировало расходы на уровне 15,82 трлн руб. На ближайшие три года их предполагают незначительно сократить до 15,78. При этом доходы в 2017 году даже уменьшатся до 13,0 трлн руб. с 13,03 трлн в 2016 году.
На большие ограничения расходов бюджета вроде бы пойти невозможно с учетом приближающихся парламентских, а затем и президентских выборов. Фактически они будут сокращены примерно на 20-30% с учетом инфляции. На практике это выльется в сокращение поддержки регионов из федеральных фондов, увеличение числа дотационных областей и краев, приостановку крупных проектов.
Как говорится в докладе «Центра стратегических разработок», которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, в 2016 году дефицит бюджета РФ составит около 3,5% ВВП, а потенциальный дефицит в ближайшие годы будет около 4,5–5% ВВП. Вот это и есть самое настоящее дно.
По мнению близких к Кремлю либералов, в частности, того же Кудрина необходимо существенно сократить расходы и свести дефицит бюджета до 1% ВВП, а также существенно изменить структуру расходов. Под этим, в том числе понимается и сокращение расходов на оборону и безопасность.
Однако, ответом была фраза Путина, что торговать суверенитетом он не будет, хотя Кудрину дали год на разработку плана выхода России из кризиса.
Что напишет бывший министр и что в реальности будет сделано сказать сложно. Практика показывает принципиальную невосприимчивость кремлевских обитателей к существенным реформам и проведения политики, как минимум, здравого смысла.
В таких условиях правительственным финансистам не остается ничего другого как тратить средства Резервного фонда и запускать руку в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Отметим, что последний был создан для стабильности пенсионной системы, а никак не для латания дыр в бюджете. Однако делать нечего. Пенсионные взносы уже три года заморожены и когда эти финансовые заморозки пройдут, никто сказать не может.
Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на материалы к проекту бюджета России на 2017-2019 годы, остаток Резервного фонда в 2017 году будет израсходован. Сейчас в нем 2,46 трлн руб.
Дальше остается ФНБ. На 1 июля в нем имеется 4,68 трлн руб., из которых более 1,5 трлн руб. размещено в Внешэкономбанке и других проектах. Другими словами, их для компенсации бюджетного дефицита использовать нельзя.
Российское Министерство финансов предполагает из ФНБ использовать 783 млрд руб. в 2017 году на покрытие дефицита бюджета. В 2018 году для этих целей возьмут 883 млрд руб., а в 2019 — 87 млрд. И останется в фонде 2,92 трлн руб. Отнимем еще 1,5 трлн руб., которые, как отмечено, прямо использовать нельзя, то придем к весьма неутешительной цифре 1,42 трлн руб. Это гораздо меньше, чем в данный момент в Резервном фонде.
При этом Министерство финансов предполагает увеличить внутренние заимствования в 2017 году до 1,29 трлн руб., а в 2019 году — до 1,44 трлн.
Сужение финансовой базы приводит к серьезным политическим и кадровым последствиям. Финансовая шагреневая кожа уменьшается на глазах. Отсюда оттеснение более слабых или потерявших поддержку в Кремле. Губернаторов стали арестовывать, генералов из органов также начинают тасовать. Кого-то увольняют, кого-то отправляют на периферию. Если сменили практически все командование Балтийским флотом, то это весьма красноречивый сигнал недовольства главного начальника государства российского в том числе и военными.
Круг приближенных становится все более тесным. Оно и понятно. Доступ к фондам будет, но далеко не у всех. А в остальном пока есть еще что тратить. Дно приближается, но пока не достигнуто.
Section
День Планеты