Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

...Тяжелый труд возвращения свободы

Уильям МИЛЛЕР: Украина не просто должна быть в ЕС. Как большое европейское государство, она действительно там будет
10 октября, 21:06

Бывший посол США в Украине с 1993 по 1998 гг. Уильям Миллер часто посещает нашу страну. В этот раз поводом для поездки стало его участие в международной конференции «Пути свободы», которая была приурочена к 20-летию независимости Украины и двадцатилетию возрождения Киево-Могилянской академии. В перерыве конференции господин Миллер согласился дать интервью «Дню».

***

— Как в Вашингтоне оценивают стремление нынешнего руководства интегрироваться в Европейский Союз на фоне ареста экс-премьера и судебных процессов против лидеров оппозиции?

— Я считаю, что Украина не просто должна быть в ЕС. Как большое европейское государство, она действительно там будет. Препятствия для этого сложились исторически: тяжелое наследство со времен Советского Союза, например антидемократические законы, все еще присутствующие в кодексах Украины, которые являются откровенным нарушением прав человека. И лучшим примером теперь является политический процесс над Юлией Тимошенко. Есть еще и предложения упразднить эти криминальные нормы, пережитки советских времен. И если власти удастся избавиться от тех законов и освободить Юлию Тимошенко, это станет доказательством, что Украина может действовать демократически в своих собственных интересах.

— Еще точно не известно, но кое-кто допускает, что 11 октября она будет приговорена к тюремному заключению. Считаете ли вы это недопустимым, учитывая то, в каком состоянии находится отечественное законодательство?

— Может случиться одно из двух: или они упразднят данный закон, или ее посадят на несколько лет. Это недопустимо с точки зрения многих европейских государств и, я думаю, друзей вашей страны, которые считают, что Украина заслуживает лучшего. Если данный закон останется в действии, над всей политической оппозицией нависнет та же угроза. И это не является основанием оставлять такой закон в действии.

— Как, с вашей точки зрения, может отреагировать администрация Обамы, если такое — заключение Тимошенко, все же случится?

— Я думаю, администрация Обамы четко высказалась в том плане, что осуждает такие действия и считает, что Тимошенко должна быть освобождена и дело против нее должно быть полностью закрыто. Вопрос политической победы следует решать путем свободных и честных выборов.

— Кстати, один из ваших коллег, Стивен Пайфер, заявил в статье, напечатанной в украинских СМИ, что Януковича никто в Вашингтоне не ждет. Это — главная причина, не так ли? Эта ситуация с выборочным преследованием лидеров оппозиции не дает Януковичу возможность осуществить официальный визит в США?

— Нет, я против подобных действий. Я думаю, необходимо встречаться с руководством других государств, даже если у нас с ними есть значительные расхождения. Нужно разговаривать с глазу на глаз, чтобы решать проблемы, а не устраивать друг другу изоляцию. Можно подумать, что изолируешь кого-то другого, но в действительности такими действиями ты сам оказываешься в одиночестве. Нет, лучше всего — это вести переговоры, пытаясь понять ход мыслей партнера. Именно так можно найти решения, которые будут срабатывать.

— Но почему тогда от администрации Обамы до сих пор нет приглашения для Януковича, который еще в прошлом году заявил, что Украина избавится от обогащенного урана?

— То, что Украина избавится от этих запасов обогащенного урана, совпадает с ее собственным виденьем использования ядерной энергии и с ее собственным курсом на осторожное поведение и мирное использование ядерной энергии, которого она придерживается еще с 1994 г. И мы помогаем Украине идти безопасным курсом, который имеет непосредственное отношение к безопасности. Этот вопрос не имеет ничего общего с использованием ядерных материалов в военных целях или что-то подобное. Это значит (и нам это всем хорошо известно после Чернобыля и Японии), что следует быть очень осмотрительными.

— Перед последней поездкой Януковича в Нью-Йорк были сообщения, что администрация Обамы не выполняет свою часть обязательств в связи с намерением Украины избавиться от оружейного урана. Что вы думаете по этому поводу?

— Вполне естественно, если есть обязательства, то их нужно выполнять... С моей точки зрения, это значит, что мы всегда должны быть готовы к дискуссии и использовать любую возможность для переговоров. Если есть какие-то трудности, необходимо еще больше переговоров, чтобы их решить.

— Помог ли последний визит в Вашингтон главы украинского внешнеполитического ведомства Константина Грищенко решить некоторые из этих проблем?

— Да. Константин Грищенко хорошо знает Соединенные Штаты. Он работал там несколько раз, и он умелый дипломат. Он знает, что нужно сделать для достижения согласия. Но в данном случае пережитки юридической системы в Украине еще с советских времен противоречат ее собственной Конституции. Данный закон следует упразднить, Юлю — освободить, а дело — закрыть. Это был бы лучший результат. Тогда можно было бы продолжать разговор в нормальном русле.

— Что думают в Вашингтоне о последнем заявлении Владимира Путина, который, наверное, станет в третий раз, а затем, возможно, и в четвертый президентом Российской Федерации?

— Это их собственный выбор.

— Я имею в виду не то, что россияне изберут Путина, а то, что Путин выступает за создание Евразийского союза. Не будет ли это попыткой расширить сферы влияния России? Что вы скажете по этому поводу?

— Да, мы пытаемся произвести разумный курс в отношениях с Россией, конечно, в первую очередь не поощрять никаких тенденций к давлению с ее стороны на другие страны, например на Украину, чтобы заставить их принять участие в возрождении Советского Союза. Украина этого не хочет, это мне абсолютно понятно, и ее руководство этого не допустит, этого не будет. Украина не позволит этого с собой сделать. Она будет оставаться независимой, и ее руководству это хорошо удается, я убедился в этом, работая в Киеве. Оно всегда имеет свое собственное мнение, и я считаю, что это очень рассудительная позиция.

— Некоторые эксперты считают, что кнопка «перезагрузки» в отношениях США с Россией не работает.

— Нет. Нет никакого чрезмерного упрощения, когда идет речь о том, что Соединенным Штатам и России всегда придется сотрудничать. У них будут свои трудности, но времена Сталина и правления Компартии уже в прошлом. Новая Россия, с образованием и повышением уровня жизни населения, будет одним из великих мировых государств. Впрочем, как и Украина.

— И еще один вопрос относительно будущих выборов. Вы же лично — демократ?

— Да, демократ.

— Вы лично ставите на Обаму на следующих президентских выборах?

— Да. Даже при всех проблемах в экономике он — чрезвычайный человек, и намного лучше кого-либо из соперников. Я думаю, люди это знают.

— А кого, с вашей точки зрения, выдвинет Республиканская партия в кандидаты в противовес Обаме?

— Для других партий, включая республиканцев, будет проблематично найти приемлемого кандидата-центриста. Пока еще их кандидаты все слишком правого уклона, очень консервативны.

— А как относительно Германа Кейна? Вчера я прочитал, что этот чернокожий республиканец набирает популярность.

— Я не верю, что Республиканская партия имеет электорат, который это поддержит. Сегодня кандидат номер один — это Ромни. Увидим, в настоящий момент еще слишком рано делать выводы. У них еще есть восемь месяцев, а тогда будет видно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать