Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бренд из «ничего»

Как благодаря креативности генерировать идеи и развивать свои территории, — шла речь на практикуме в Тульчине
13 июня, 18:42
РОЛИК НАЗЫВАЕТСЯ EXPERIENCE NOTHING, ЧТО В ПЕРЕВОДЕ НА УКРАИНСКОМ ОЗНАЧАЕТ «ПОЧУВСТВУЙ НИЧЕГО». А «НИЧЕГО» — ЭТО ЗАХВАТЫВАЮЩИЕ ПЕЙЗАЖИ, ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ, САУНА И СВЕЖАЯ ЕДА ИЗ РЫБЫ. А ЕЩЕ ЧИТСОТА, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНЫЙ ОТДЫХ

В Южной Финляндии есть городок Падасйоки с населением три тысячи жителей. Несколько лет назад он организовал мощную рекламную кампанию, в которой за бренд взяли «ничего»: «В Нью-Йорке есть все, а у нас — ничего. В Париже есть памятники, а у нас — ничего. У вас есть рестораны, а мы предлагаем что-то... из ничего». Ролик имеет название Experience nothing, что в переводе на украинский означает «Почувствуй ничего». А «ничего» — это чрезвычайные пейзажи, зажигательные рок-концерты, сауна и свежая еда из рыбы. А еще чистота, экологичность и безопасный отдых.

В Украине таких городков вроде финского, которые не могут пощеголять солидным культурным наследием, сотни, если не тысячи. Но не все осмеливаются забрендовать «ничто» как уникальный туристический продукт. Хотя даже голое поле стоит учиться рассматривать не как потерю ресурса, а как возможность создать добавленную стоимость для территории. Например, использовать его для проведения фестиваля воздушных змеев, предлагает государственный эксперт анализа политики директората креативных индустрий Минкульта Луиза МОРОЗ. Ведь именно в неприхотливости и неприметности заключается сила креативных индустрий. Сила увидеть прибыльную идею в несовместимых или несовмещаемых вещах.

«В настоящее время креативные индустрии генерируют одну из наибольших добавленных стоимостей среди других секторов экономики. Что это значит? Например, на изготовление авторской эксклюзивной сумки вы тратите 100 евро, а продать ее можете за 1000. Эта разница в 900 евро и является добавленной стоимостью, — объясняет эксперт. — Но следует понимать, что для того, чтобы продать, нужно пройти несколько этапов: идея — создание — промоция — использование. Это как создать бестселлер. Мало автора, который напишет хорошую книжку, ради ее популярности должны сработать и дизайнер, и библиотекарь, и продавец. То есть креативный продукт не только создается и производится, его нужно забрендоваать и растиражировать, используя культурный менеджмент».

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

ВЫБРАТЬ СИЛЬНУЮ СОБСТВЕННУЮ «ФИШКУ» И РАЗВИВАТЬ ЕЕ

По данным ООН, на долю креативной экономики в настоящее время приходится 3,4% мирового ВВП, который составляет почти 1,6     трлн долларов США и вдвое превышает объемы ежегодных поступлений от международного туризма. Ежегодные темпы роста в разных странах варьируют от 4,3 до 17,6%, вдвое превышая темпы роста сферы услуг и в четыре раза превышая темпы роста сферы промышленного производства. При этом часть занятых в креативной экономике достигает 25% населения мира. Украина, согласно Индексу глобальной креативности, занимает 45-е место с 139, и это достаточно высокий показатель, отмечают эксперты. Но дело в том, что одних талантов маловато, нужны технологии, потому что одно дело                — придумать идею, а другое — ее реализовать.

«К сожалению, не все имеют в своей команде креативных людей, которые могут генерировать качественные идеи, потому что больше могут воплощать их в жизнь. Поэтому если не хватает смелости или усилий, стоит создавать креативные кластеры, — продолжает Луиза Мороз. — На сегодня самый известный кластер в мире — это Силиконовая долина. Но и у нас в настоящее время речь идет о создании активных креативных ІТ-кластеров в Киеве и Львове. Они создались на базе хабов, коворкингов, где процент креативных людей большой. И от этой концентрации генерируются идеи. Успешные креативные класты должны базироваться на трех китах — культура и наследие, агломерация экономики и креативный класс. Главное — выбрать сильную собственную фишку и начать ее развивать. Ориентироваться следует на то, чего нет у других, что идентифицирует вашу территорию».

РУШНИК — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ГРОМАДЫ

Кластеры может создавать как одна громада, так и несколько. Классическим в этом направлении является кластер народных художественных промыслов «Сузір’я» на Ивано-Франковщине, который объединил 206 мастеров из нескольких сел в общем желании развивать свое творчество, изготовлять предметы художественной образности с колоритными орнаментами и зарабатывать на этом деньги ради развития сельских территорий. А неклассический — Кролевецкий креативный кластер, который возник из-за того, что в громадах не осталось сохраненных в первозданном виде дворцов или замков, но был уникальный орнамент на рушниках.

«Забрендовать территорию, не имея значительного исторического наследия или исторических памятников, —  реально, — убеждает директор Сумского областного научно-медицинского центра культуры и искусств Евгения БЫСТРИЦКАЯ. — Главное уметь грамотно определять те ресурсы, которые есть в громаде, другими словами, выловить собственные «фишки». Так, лицом Кролевца стал элемент невещественного культурного наследия — кролевецкий рушник, и все в громаде связали с этим промыслом. В Кролевце имеем замечательный Музей кролевецкого ткачества, который хранит 2600 экспонатов (самый старый рушник 1849 года). Начиная с детского садика, для детей проводят занятия по ткачеству, и они приучаются любить свое. Ткать учат и студентов местного училища. Работают в ремесле мастерицы, которые презентуют свои работы на традиционном культурно-художественном фестивале «Кролевецкий рушник», который объединяет мастеров по ручному ткачеству из Украины и зарубежных государств. Уже пять лет действует региональная программа поддержки кролевецкого ткачества. Его орнаментику активно использует в коллекциях одежды местная дизайн-студия. В костюмах, платьях, детских вещах — везде кролевецкий бренд, это сокровище громады».

ЗА ОСНОВУ — ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

Создать популярность своей территории и привлечь туристов можно не только благодаря невещественному культурному наследию. Если не сохранились замки, крепости или дворцы, — попытайтесь их восстановить в воображении людей и воспроизвести величественные события прошлого. А они в каждом обществе найдутся. Конотоп, например, в этом году готовится к масштабному фестивалю в честь Конотопской битвы. На это событие, которое состоится 29               июня, ждут как посетителей из соседних городов, так и историков-краеведов, которые примут участие в научной конференции.

«В последнее время мы замечаем интерес к туристическим продуктам местного производства. Каждый раз на встречах с коллегами спрашиваем друг у друга: а что проводите, как брендуете территорию, чем выделяетесь? Все больше людей ценят «домашний» продукт. В случае громад, чем более родную и более значимую фишку вы предложите, тем быстрее она станет своей, — рассказывает начальник отдела культуры и туризма Конотопской городской рады Елена ШИНКАРЕНКО. — Конотоп не стал экспериментировать и взял за основу историческое событие — Конотопскую битву. Мощный патриотический фестиваль Конотопская битва. На праздновании годовщины победы войска под предводительством гетмана Украины Ивана Виговского в Конотопской битве свое искусство в жанрах вокально-хорового и инструментального исполнительского  искусства продемонстрируют лучшие любительские и профессиональные коллективы Сумщины. В Конотопе пройдет исторически краеведческая конференция, планируем сделать интерактивную экспозицию в музее и провести исторический квест участников из Прилук, Бахмача, Глухова и других городов. Какова главная цель? К сожалению, крепость, которую отстаивали жители города, не сохранилась. Но мы стремимся благодаря фестивалю привлечь внимание к нашему историческому городу и при поддержке власти и бизнеса открыть исторически мемориальный комплекс на месте Конотопской битвы, потому что это одно из самых выдающихся исторических событий, которое связанные с Конотопом».

РЕКОМЕНДОВАНО OPERAFEST TULCHYN

Всеукраинская научно-практическая конференция «Культура и креативные индустрии как основа умной стратегии развития малой территории» состоялась в рамках ІІІ Международного оперного фестиваля OPERAFEST TULCHYN-2019. Резюмируя практикум, арт-продюсер феста, директор Украинского центра культурных исследований Ирина ФРЕНКЕЛЬ заметила, что избегать глобальных процессов — мобильности, миграции, всеобъемлющих коммуникаций — невозможно. С другой стороны — именно глобализация провоцирует локальный патриотизм, сохранение исторической памяти и ее актуализацию. Из этих противоречивых составляющих выстраивается концепция «глобального города», в основе которого и лежит принцип креативной экономики, то есть разработка идеи, на которую работают все группы: от людей креативных профессий до бизнеса и власти. Много примеров таких городов существует сейчас в Европе и на Американском континенте. Теперь можно говорить и о начале таких процессов в Украине.

ИМЕННО ЖУРНАЛ ГАЗЕТЫ «ДЕНЬ», ПО СЛОВАМ ИРИНЫ ФРЕНКЕЛЬ, ПОКАЗЫВАЕТ ВСЕ «ФИШКИ» ОБЩИНЫ, ЕЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, КОТОРЫЕ НАДО РАЗВИВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ. ПОЭТОМУ ОН РЕКОМЕНДОВАН OPERAFEST TULCHYN К «ИСПОЛЬЗОВАНИЮ» ВСЕМ ОБЩИНАМ, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ К РАЗВИТИЮ

Ярким пример этого является Тульчин — небольшой городок на Винниччине, которому посвящен последний выпуск глянцевого приложения «Дня» «Маршрут №1. Тульчин» (приобрести его можно в магазине на сайте «Дня»). Именно журнал газеты «День», по словам Ирины Френкель, показывает все «фишки» громады, ее сильные стороны, которые нужно развивать и поддерживать. А потому он рекомендован OPERAFEST TULCHYN к «использованию» всем громадам, которые желают развития в поисках своего-родного.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать