Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

«Готовить специалистов на опережение»

Ректор Львовской политехники Юрий БОБАЛО — о вызовах современного технического образования в Украине
4 сентября, 2018 - 19:39
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Развитие промышленности и в целом сферы собственного производства — залог успешного функционирования экономики государства. Университет играет ключевую роль в этой цепочке, ведь именно здесь готовят основное — интеллект, который способен запустить и поддержать производственный процесс.

Начало нового учебного года показалось нам актуальным поводом, чтобы поразмышлять о нынешних реалиях технического образования в Украине на примере Львовской политехники — наистаршей и наибольшей высшей технической школы Восточной Европы. На вопрос «Дня» детально отвечал во время интервью ректор Национального университета «Львовская политехника», профессор Юрий БОБАЛО.

— Юрий Ярославович, какие основные вызовы стоят перед современным техническим образованием в Украине? И как их следует решать, по вашему мнению?

— Вызовов есть очень много. Это объясняется тем, что техническое образование должно очень быстро меняться. И оно, по большому счету, так и меняется. Технологический цикл в настоящий момент значительно динамичнее, чем был раньше. Речь идет о цикле, в течение которого меняются требования к высшему образованию как кузнице кадров. В 80-х или 90-х годах технологический цикл длился 10-15 лет. То есть технологии и техника менялись в течение 10-15 лет. Сейчас все меняется намного быстрее. У нас есть отрасли промышленности, где технологии меняются каждые 2-3 года. Я имею в виду искусственный интеллект, компьютерные науки и еще много других направлений, где технологические процессы очень быстро меняются.

В сущности, мы готовим специалистов в течение 5 лет. Студент поступает на первый курс — через 5 лет он уже становится специалистом. Но за это время могут измениться требования к технологиям, и он, в результате, не получит тех знаний, которые должен был бы получить. Поэтому в «Львовской политехнике» мы отслеживаем все эти процессы и стараемся все-таки по многим направлениям готовить специалистов на опережение. Впрочем, это процесс двусторонний. С одной стороны, студенты должны быть к этому готовы, а с другой — необходима полная готовность преподавателей. Сейчас преподаватель не может читать лекцию, с которой он работал 10 лет назад на этом же курсе. Это уже не актуально. Студент понимает: то, что он услышит, уже никому не нужно. Поэтому преподавателям необходимо постоянно обновлять свой материал.

В целом, это главный вызов и в образовании, и в промышленности, которая есть на данный момент. То есть вовремя переориентировать образование и промышленность на новые знания, новые технологии и требования к выпускникам.

«СЕЙЧАС СРЕДИ МОЛОДЕЖИ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

— Как вы охарактеризуете нынешнюю вступительную кампанию?

— Вступительная кампания в «Львовской политехнике» прошла успешно. Мы набрали приблизительно столько же студентов на первый курс и другие курсы, как и в прошлом году. Ориентировочно, если считать бюджетников и коммерческих, то соотношение будет 50 на 50. В целом, мы набрали одиннадцать с половиной тысяч студентов на все курсы. Лицензионный объем, который имеет «Львовская политехника», позволяет набирать студентов на все курсы с запасом.

— В то же время приходится слышать мнения, что сейчас выпускники не хотят себя сильно обременять техническими направлениями, а предпочитают получить специальность, которая будет легче в учебе...

— Я бы не сказал, что современные молодые люди хотят получить специальность, где учиться легче. Конечно, на инженерные специальности учиться значительно тяжелее, чем на право или экономику, журналистику или социологию. Так уж, наверное, устроен человеческий мозг, что гуманитарные дисциплины студентам даются легче, а технические специальности — тяжелее.

Нужно отметить, что в настоящее время среди молодежи очень популярны компьютерные специальности. В этом году у нас как никогда много поступающих на специальность в Институт компьютерных наук и информационных технологий (ИКНИ), а также Институт компьютерных технологий, автоматики и метрологии (ИКТА). Сегодня утром ко мне заходил директор ИКНИ. Он жаловался, что ему очень недостает площади. Потому что у него увеличился прием и вырос контингент студентов всех курсов. А на этих направлениях, заметьте, учиться сложно. Здесь и математика, и физика, не очень любимая выпускниками школ. Но много молодежи идет на эти специальности, невзирая на сложность учебы.

Я уже не говорю о таких инженерных специальностях, как механика, машиностроение, автомобильный транспорт — там также трудно учиться. Но все планы по набору поступающих на эти направления мы выполнили. В частности, много студентов будет учиться на коммерческой основе. Поэтому я где-то немного не согласен с утверждением, что студенты стремятся учиться там, где легко. Студенты хотят получить специальность, которая им нравится и по душе. Это, наверное, также серьезный вызов настоящего: чтобы студенты были целеустремленными и ориентированными именно на ту специальность, которую они действительно хотят получить.

«ЛЬВОВ ПРЕТЕНДУЕТ СТАТЬ ГЛАВНЫМ ЦЕНТРОМ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ІТ-ОТРАСЛИ»

— Львов двигается в направлении, чтобы стать IT-столицей Украины. Как в образовательной плоскости этому способствует Львовская политехника?

— Я вам назову одну цифру. В Институте компьютерных наук и информационных технологий, то есть в основном институте, который готовит по компьютерным специальностям, в этом году будет учиться 4 тысячи студентов. В Институте компьютерных технологий, автоматики и метрологии будет учиться несколько меньше, но также очень много. Так же немало студентов и в Институте телекоммуникаций, радиоэлектроники и электронной техники.

Уже сегодня наши выпускники являются руководителями многих ІТ-компаний, которые размещены во Львове. Мне кажется, что Львов вполне реально претендует стать главным центром по подготовке кадров для ІТ-отрасли.

Почему студенты хотят освоить эти специальности? Во-первых, потому что заработная плата ІТ-специалистов значительно выше, чем на остальных специальностях. Во-вторых, туда идут учиться потому, что понимают: там они получат действительно хорошее образование. А качественное образование они получат при двух условиях. Первое условие — студенты профессионально ориентированы и действительно стремятся учиться. Второе условие — в учебном заведении есть преподаватели, которые могут их качественно научить.

Во Львове, помимо Политехники, компьютерные специальности также осваивают во Франковом вузе, Украинском католическом университете и других учебных заведениях. Мне кажется, что выпускники львовских вузов уже сейчас могут претендовать на звание одних из лучших в Украине.

«ОПТИМИЗИРОВАТЬ НАГРУЗКУ»

— Научная деятельность — важная составляющая работы вашего университета. Какие последние достижения на научном поприще отметите?

— Говоря о научных достижениях, следует отметить следующее. Нагрузка преподавателя в Украине колеблется в пределах 1500 часов в год. Эта цифра состоит из учебной, научной, методической и организационной нагрузки. Первоочередная для преподавателя — это, конечно, учебная и научная деятельность.

Если взять последние годы, то максимальная учебная нагрузка должна составлять не более 600 часов. Всегда подчеркиваю — не более. Об этом говорю во время разговоров с директорами институтов и заведующими кафедр. В итоге учебная нагрузка большинства преподавателей Львовской политехники колеблется в пределах 300-500 часов. Лишь на нескольких кафедрах этот показатель превышает 500 часов.

Что это дает? Во-первых, разгружает преподавателя, который имеет больше возможностей заниматься непосредственно наукой. Во-вторых, это разгружает студента, который имеет возможность больше заниматься научно-исследовательской деятельностью, в частности посещая научные кружки и готовя научные статьи. Мы не гонимся за большими учебными нагрузками. Стараемся оптимизировать нагрузку таким образом, чтобы и у преподавателя, и у студента была возможность заниматься научной работой.

Каковы результаты? По рейтингу World University Rankings 2018, Львовская политехника и еще четыре украинских высших учебных заведения вошли в число тысячи лучших университетов в мире. В соответствии с рейтингом QS World University Rankings 2019, Львовская политехника и еще пять украинских университетов — также в числе тысячи лучших. Это говорит, в частности, о высоком научном потенциале львовских политехников.

Замечательные результаты демонстрируют научно-исследовательские институты, которые работают в составе университета. Например, могу отметить профессора Инесу Большакову, которая занимается радиационностойкими материалами для сенсорной электроники. Ее научная группа приобщилась к разработке сенсоров магнитного поля, в частности для колайдеров.

Также стоит отметить результаты в области космической техники. Наши ученые принимали участие в разработке космических аппаратов «Січ-1», «Січ-2», а также «EgyptSat-1» — спутника, изготовленного конструкторским бюро «Южное» по заказу Египта.

Результаты научных исследований публикуются в научных статьях. По количеству публикаций в журналах, которые входят в наукометрические базы данных Scopus, Львовская политехника занимает ведущее место среди украинских вузов. В Институте телекоммуникаций есть кафедра полупроводниковой электроники, где ученые регулярно публикуются в журналах Sсopus. Это высший уровень научных изданий. И это одни из тех, кто чаще всего публикуется там из всех украинских ученых.

«ИНЖЕНЕР БЕЗ ГУМАНИТАРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ — ЭТО РОБОТ»

— Гуманитарная составляющая также очень важна в воспитании инженеров. Как эту составляющую дополняют во Львовской политехнике? И какую роль здесь играет многолетнее сотрудничество с «Днем»?

— Если коротко рассказать о сотрудничестве Львовской политехники и газеты «День», то это не сказать ничего. Мы очень ценим это издание и сотрудничество, которое есть между нами в течение многих лет. И главное, что это сотрудничество поддерживает главный редактор «Дня» Лариса Ившина. Мы благодарны ей за то, что она находит время и регулярно приезжает в наш университет вместе со своими просветительскими проектами.

Сейчас, смотря на наш совместно пройденный путь, порой задумываешься, как много потеряла бы Львовская политехника, если бы этого сотрудничества не было. Ценим и радуемся, что оно у нас есть.

Гуманитарную составляющую нашим политехникам помогает поддерживать Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой, директором которого является Ирина Ключковская. Она, в сущности, возглавляет эту работу в университете, в частности, организовывая все мероприятия, которые в стенах нашего университета проводит газета «День».

Львовская политехника — технический вуз, который готовит в основном инженеров. Однако инженер без гуманитарной составляющей — это робот. Поэтому мы стараемся все-таки, помимо специализированного технического образования, вложить в душу каждого выпускника гуманитарную составляющую. Чтобы он понимал, что главное не металл и не компьютер, а люди, которые изготовляют этот металл и пользуются этим компьютером. Мне кажется, что нам это удается. Выпускники Львовской политехники — это не просто инженеры, а инженеры с гуманитарным образованием.

Когда мы в университете открыли специальности по журналистике, праву, педагогике, психологии, то ко мне обращались: «Для чего во Львове еще один вуз, который готовит эти профессии? У нас же много таких вузов». Я тогда отвечал: «Мы готовим этих специалистов не потому, что хотим повторить другие вузы, а потому, что этим специалистам, кроме гуманитарной составляющей, даем здесь также техническое образование». На первых курсах мы практикуем элементы технического образования. Потому что, например, журналист, который может красиво написать, — это хороший журналист. Но то, что он напишет на темы промышленности и технологии, может не всегда соответствовать тому, что есть в действительности. Если журналист пишет о каком-то техническом процессе, то он должен в этом кое-что понимать. То же самое в случае с работой законодателя или другой профессии. Нужна элементарная база.

Во Львовской политехнике гуманитарным специальностям дают технического уклон, а технической профессии -гуманитарную составляющую. Пытаемся поддерживать баланс.

Дмитрий ПЛАХТА, «День», Львов
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments