Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Раскол по линии ответственности

Поможет ли Музей Революции Достоинства усвоить уроки недавнего прошлого и сплотить гражданское общество перед вызовами будущего
18 апреля, 19:25
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Всеукраинское социологическое исследование отношения украинцев к Революции Достоинства и путей ее мемориализации проводилось в декабре 2018 года Украинским центром изучения общественного мнения «Социоинформ» по заказу Национального музея Революции Достоинства. Методом личного интервью опросили 2000 человек по всей Украине, выборка репрезентативна по типу поселения, возрастной и гендерной структуре каждой области. Погрешность данных составляет не более 2,5%. Кроме количественного исследования было проведено качественное — 10 фокусных групп в разных типах населенных пунктов.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

32% из опрошенных тщательным образом отслеживали события Майдана. 16% принимали в них непосредственное участие. Более половина опрошенных (52%) были в событиях Революции Достоинства на стороне МАйдана. Только 6% поддерживали тогдашнюю власть. Еще четверть (25%) не поддерживали никого, однако были против каких-либо протестов в стране. Для около 10% на то время события были не актуальны.

Влияние языка общения, уровня дохода и образования и региональное распределение четко прослеживаются в отношении к событиям на Майдане, понимании предпосылок революции и причин выхода людей на протесты. Эти события чаще поддерживали жители запада и центра, жители юга и востока говорили социологам о своей нейтральной или настороженной позиции. Более образованные и состоятельные респонденты чаще поддерживали Революцию Достоинства по идеологическим причинам, тогда как противоположная группа респондентов верила в меркантильные интересы участников, вмешательство оппозиции и представителей стран Запада. Интересно, что респонденты с высшим уровнем дохода преимущественно отстаивали позиции тогдашней власти.

Термин «Революция Достоинства» не является популярным ни среди сторонников, ни среди противников. Во время фокусных групп положительно настроенные чаще употребляли слова «протесты», «революция», «восстание». Те, кто не поддерживал события на Майдане, использовали негативную лексику — переворот, бунт, проплаченная революция. Употреблялось и просто слово «Майдан».

Среди предпосылок революции, которые чаще всего вспоминались, — попытка узурпации власти (38%), ухудшения экономической ситуации и роста коррупции (по 28%), усиление власти олигархов, конфликт между регионами, системное уничтожение прав и свобод (по 23—24%). Непосредственным толчком к массовому выходу людей на Майдан опрошенные называют избиение студентов (55%) и срыв подписания ассоциации с ЕС (47%).

49% опрошенных считает Революцию Достоинства борьбой украинцев за свои права и европейские ценности, 35% — что это была борьба за независимость Украины. 17% видят в этих событиях интриги оппозиции, 15% — влияние европейцев и американцев.

Почти 70% опрошенных отметили, что Майдан был общенациональным событием, которое поддержали разные прослойки общества, приблизительно одинаковое количество людей отмечает активное участие киевлян и представителей регионов. Среди сторон конфликта наиболее контраверсионно воспринимаются сами майдановцы, самооборона и представители Запада. При этом уровень поддержки участников революции и волонтеров, которые им помогали, составляет более 50%.

В ТОП-10 конкретных лиц, которые ассоциируются с Революцией Достоинства, доминируют политики от власти и оппозиции, есть и имена Русланы и Святослава Вакарчука. Фамилии героев Небесной Сотни опрашиваемые вспомнили в сумме более 400 раз, но в топ упоминаний попал лишь Сергей Нигоян. Среди инициатив Майдана чаще всего вспоминали Автомайдан и «Правый сектор», намного реже — об активистских и творческих группах. Социологи связывают такой результат с разной представленностью в медиа и соцсетях.

Опросы показывают, что восприятие событий на рубеже 2013—2014 годов сегодня является неоднозначным. Через 5 лет после завершения 35% респондентов поддерживают революцию (из них 4% не поддерживали Майдан раньше, но поняли его ценность теперь). 28% опрошенных сохраняют негативное отношение к событиям того времени. 27% выражают определенное разочарование и сомневаются в целесообразности Майдана. «Впечатления людей — это не фотография, они формируются сквозь призму предыдущих и следующих опытов. На восприятие Революции Достоинству повлияли и дльнейшие кризисы, гибридная война и разочарование, и даже приближение выборов, — комментирует результаты Наталья ЗАЙЦЕВА-ЧИПАК, руководитель Украинского центра изучения общественного мнения «Социоинформ». — Сейчас эти события ассоциируются преимущественно с негативными эмоциями. Чаще всего говорили о страхе, тревоге, неопределенности, и только одно хорошо — надежда. Позитивный потенциал событий на Майдане недооценен. Со временем теряется гордость за взрыв общественного активизма, революция Достоинства перестает восприниматься как источник перемен и реформ, символ единения и солидарности украинского народа».

48% опрошенных считают, что Революция Достоинства объединила Украину, а 36% — что расколола еще больше. Каждая из аудиторий по регионам и предпочтениям плохо помнит факты и события, которые не совсем укладываются в их картину восприятия. Так, сторонники Майдана акцентируют внимание на его достижениях и событиях, связанных с агрессией власти и антимайдановцев. Противники лучше помнят факты, которые дискредитируют Майдан и являются для них доказательством политической заангажированности и управления со стороны.

РАДИ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО

Несмотря на противоречивое отношение к Революции Достоинства 71% опрошенных соглашаются с тем, что ее события следует помнить и почитать. Небесную Сотню признают героями 72%. Ответственность за почитание событий опрошенные возлагают прежде всего на центральную власть (76%) и органы местного самоуправления (43%).

В своих ответах люди тяготеют к постсоветским практикам почитания — мемориалы, памятные скульптуры и доски. Практики, которые предусматривают взаимодействие с людьми или элемент активизма, значительно менее популярны. Респонденты не имеют четкого виденья концепции Национального музея Революции Достоинства, 17% вообще не считают его нужным.

Функции музея в воображении участников исследования заключаются прежде всего в сборе и сохранении экспонатов (40%), исторических материалов и свидетельств участников событий

(35%), формировании постоянной экспозиции (27%). Ее содержание сужается до Майдана и Небесной Сотни (более 50% ответов). Несколько меньший спрос на персональные истории и взгляд с разных сторон баррикад. Есть расхождения и в виденье центральной идеи музея. За важность демократии и прав человека — 36%, за героизм майдановцев — 35%, немного больше 20% — отдельно за силу гражданского общества и почитание трагических событий, лишь 15% — за европейский выбор.

В прошлом году журналисты «Дня» писали о будущих проектах мемориала и музея на Институтской улице. С тех пор процесс продвигается медленно: следственные эксперименты и ходатайства ГПУ оттягивают начало строительства. Есть у проектов и противники среди семей Небесной Сотни и участников АТО. Нет однозначного ответа на то, следует ли заниматься мемориализацией, когда виновники гибели людей до сих пор не наказаны. Впрочем, историки и музейщики убеждены: нужно работать в этом направлении и ради сохранения памяти о прошлом, и ради будущего — чтобы усвоить уроки и предотвратить новые ошибки.

Владимир ВЯТРОВИЧ, председатель Украинского института национальной памяти, отмечает: «Мы уверены, что события Майдана детально зафиксированы, все можно найти в интернете, зачем помнить? Это лишает элементов знаний и опыта в голове. К тому же страшные и яркие военные события понемногу вытесняют эту память. Пророссийский реванш в 2010 году стал возможен из-за забвения Помаранчевой революции. Ничего не было сделано, чтобы зафиксировать память о ней на ландшафте. Остались только полузатертые надписи на Майдане. Музей Революции Достоинства уже имеет юридическое лицо и команду. Продолжается сбор и фиксация свидетельств, есть даты в календаре. Но нужна и инфраструктура памяти — музеи и мемориалы. Проведены прозрачные конкурсы, результаты которых нужно внедрять в жизнь».

Наталья ЗАЙЦЕВА-ЧИПАК отмечает: «Музейщикам тоже следует ориентироваться на тех, кто не определился, предлагать им такое, что будет объединять и не будет вызывать конфликт, при этом не теряя  главную идею — отстаивание прав, независимости, человеческого достоинства. Музей должен собрать факты и установить четкую и полную хронологию событий. Общие для сторонников и противников моменты, которые могут стать платформой для построения. С представлением других противоречивых моментов (например, ролью силовиков) следует быть очень осторожным, чтобы с порога не оттолкнуть на эмоциональном уровне часть посетителей».

Николай СКИБА, эксперт аналитического центра Украинского института будущего, отмечает: «Музеефикация Революции Достоинства должна быть научно обоснованной. Человек нерационален, а эти события затрагивают эмоции. Музей — это трансформация энергии, которая стоит за тогдашними действиями и воспоминаниями, для движения в будущее. Кроме того, эта институция должна была бы реагировать на настроения общества и объяснять природу власти, чтобы предотвратить завышенные ожидания и разочарование. Музей Революции Достоинства мог бы стать тем местом выхода из «пузырька», где можно встретить другое мнение».

Алина ШПАК, заместитель председателя Украинского института национальной памяти, говорит: «Раскол происходит по линии ответственности — на тех, кто берет ее на себя и готов действовать, и на тех, кто наблюдает и ждет чьих-то решений. В связи с этим задачами музея должны быть воспитание критического мышления, активности, ответственности, понятия о гражданском обществе и человеческом достоинстве»

Екатерина ЧУЕВА, генеральный директор Музея Ханенко и соучредитель ОО «Музей Майдана», видит будущее учреждение местом формирования гражданских компетенций и также подчеркивает обязательность научных подходов к работе. «Конечно, музей должен хранить память, потому что это источник для перемен. Но нужно и работать для будущего, стать местом сосредоточения представителей гражданского общества, которое своими идеями будет влиять на повестку дня».

Напомним, что в Национальном музее Революции Достоинства предусмотрена не только экспозиционная часть, но и Дом Свободы — общественное пространство для встреч и деятельности граждан, объединений и движений, разделяющих ценности Майдана. Так что площадку для дискуссий и развития гражданского общества музей обеспечит.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать