Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

«Розы / Донбасс» как образец правильного пиара

Роуд-шоу, народная дипломатия и креативные арт-проекты — «День» провел «лабораторное» исследование трех вариантов, как потратить деньги, которые правительство выделило на имидж Украины. В итоге — формула наиболее рентабельного промоушена
14 августа, 2013 - 10:09
ЗА ТРИ НЕДЕЛИ ВИДЕО ГРУППЫ DAKH DAUGHTERS «ПОРВАЛО» ИНТЕРНЕТ: «РОЗЫ / ДОНБАСС» СОБРАЛИ НА YOUTUBE ОКОЛО 120000 ПРОСМОТРОВ / ФОТО СО СТРАНИЦЫ ГРУППЫ В FACEBOOK

Без сожалений

В украинской Сети — сенсация: видео группы Dakh Daughters «Розы / Донбасс» за три недели набрало на сайте youtube.com около 120000 просмотров. Для того чтобы, как кто-то написал, «порвать интернет», этого мало (хотя бы до 500 тысяч дойти, а лучше — до миллиона), но рост продолжается.

Это удивительно ввиду того, что «Дочкам Даха» (так переводится название на украинский) меньше года, и в Украине они дали всего лишь два или три концерта.

Сама группа — новый проект основателя театра «Дах», продюсера и режиссера Влада Троицкого, очевидно предназначен для того, чтобы заменить квартет «ДахаБраха», который в своем развитии, кажется, исчерпал себя. «Дочки...» — актрисы театра Троицкого, однако у них так же есть опыт в других формациях: Нина Гаренецкая — участница «ДахаБрахи», а Руслана Хазипова — культовой рок-банды «Перкалаба», Таня Гаврилюк имеет сольный проект «ТаняТаня», Саломея Мельник — из «Потужних дівчат», Анна Никитина — из «Кабаре-шансона», Наталья Галаневич и девушка под псевдонимом Zo — из балета «БіzоН». Семь артисток, дюжина инструментов, от пианино и барабана до гармошки и виолончели.

Хотя в Сети есть много видео Dakh Daughters — у них, как для молодого коллектива, достаточно разнообразный репертуар — самым известным стал именно «Донбасс». Почему — интересный вопрос.

Dakh Daughters называют себя «фрик-кабаре» («фрик» в переводе с английского означает «урод», в целом фриками называют чудаков, эксцентриков), но это тавтология: кабаре по определению несет в себе элементы отклонения от нормы. Воспринимать его только как легкое эстрадно-эротическое ревю (хотя таких вариантов предостаточно) было бы ошибкой. Стоит напомнить, что целые художественные направления рождались именно в кабаре. Дадаизма не было бы без цюрихского кабаре «Вольтер», Тулуз-Лотрек вдохновлялся атмосферой парижского «Мирмильтона», а основатель берлинского «Ueberbrettl» барон Ерих Людвиг фон Вольцоген мечтал использовать заведение для воспитания ницшеанского «сверхчеловека».

Кабаре, с его синкретизмом жанров, близко к театру. Здесь вполне органично могут сосуществовать музыка, поэтическая декламация, провокационный перформанс, — а также уродливое и прекрасное, смешное и трогательное, интеллектуальное и безумное. Dakh Daughters соответствуют этой контрастной эстетике. Девушки в коротких белых платьях поверх гимнастических трико, с набеленными, словно у клоунов, лицами, непроницаемо  серьезно подают наиболее гротескный     материал, но гротеском не ограничиваются: у них есть работы на стихотворения Иосифа Бродского и обериута Александра Введенского, есть старинная провансальская песня «Я видел волка, лису, зайца» и песня из репертуара Вики Врадий. В«Донбассе» звучатпервыестрокииз35 сонетаШеспира:

No more be grieved at that
which thou hast done:
Roses have thorns,
and silver fountains mud
Clouds and eclipses
stain both moon and sun
And loathsome canker lives
in sweetest bud.

(«Довольно о своем
проступке сожалеть:
На розе есть шипы и грязь
в ручье сребристом;
И солнцу,
и луне случается тускнеть;
Живет же и червяк
в венце цветка душистом.

(Перевод Николая Гербеля)

Каждая строка оканчивается страшным возгласом «Дон-бас!!!», сонет чередуется с украинскими народными напевами, под конец все срываются в неистовую свистопляску с криками «розы-розы-розы!»

Конечно, в первую очередь песня захватывает стремительным ритмом, цепкой мелодией и уместной театрализацией. А еще — возможно, невольно  — подопечные Троицкого задели нерв времени.

Донецк в прошлом называли городом миллиона роз. Это была одна из многих советских мифологем, которые окутывали целый регион комфортным идеологическим коконом. В настоящее время, по прихоти судьбы, Донбасс стал для украинцев не только географическим или политическим, а даже и бытийным понятием, тоже своего рода мифом. Без единой улыбки, с наигранным, а-ля немецкий «Рамштайн», пафосом, со всей возможной экспрессией и глумливой иронией девушки распевают, выкрикивают и будут вытанцовывают весь тот дикий, фантастический («фантастіше Донбас!») и неописуемый абсурд, который господствует вокруг нас. Именно потому эти «Розы» и вырвались вперед.

Годная песня. В нужное время хорошо будет звучать на Майдане.

Довольно о своем проступке сожалеть.

Влад ТРОИЦКИЙ, основатель и руководитель Dakh Daughters:

— Песню «Розы / Донбасс» мы создали больше года назад в рамках работы над одним из спектаклей Театра «Дах». То есть это актерская история. Впоследствии решили закрепить музыкальный материал в отдельном проекте. По моему мнению, эта песня — при том, что у группы есть намного более интересные композиции — стала популярной, потому что люди всегда активно реагируют на какие-то злободневные слова или фразы — в данном случае это слово «Донбасс».

Что же касается составляющих успеха Dakh Daughters, то они простые: яркие артистки, хорошие музыка и тексты. Формат кабаре является всегда востребованным — можно вспомнить легендарную русскую группу «Колибри» или белорусское кабаре «Серебряная свадьба». Однако Dakh Daughters не ограничены рамками лишь камерной сцены — они с успехом играют перед десятитысячной аудиторией. Сочетание театра и музыки здесь беспроигрышное.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ