Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

100 дней для нового правительства

Заметки на полях с заседания Национального совета реформ
20 апреля, 19:29

Первое заседание правительства и первая «информационная бомба». Новый Кабинет Министров Украины начал свою работу с назначения на должность руководителя государственной монополией иностранца, не владеющего государственным языком.  Какие задачи поставит правительство перед новоназначенным руководителем «Укрзалізниці», надеемся, мы вскоре услышим. Ведь министр инфраструктуры Владимир Омелян, под чьим руководством будет работать Войцех Бальчун, не был замечен в каких-то фобиях прессы.  Впрочем, пока все выглядит так, что этого специалиста пригласили для того, чтобы провести реорганизацию «Укрзалізниці» и провести приватизацию оператора подвижного состава...  Ведь, как пишут польские СМИ, кроме рок-карьеры, Бальчун прославился дома тем, что успешно вывел почти безнадежное предприятие из банкротства и реструктуризировал. С 2012 года он стал главой наблюдательного совета польских авиалиний LOT, также занимался реструктуризацией почти обанкротившегося предприятия. Как сообщают СМИ, компанию удалось спасти, причем на это потратили не все выделенные Еврокомиссией средства — из выделенных 800 миллионов злотых сэкономили 273 млн. Дела в авиалиниях сейчас не совсем стабильны, но сообщают, намного лучше, чем были.

И все-таки это назначения вызывает много вопросов. Например, а кто первый назвал эту фамилию? И нет ли тут элемента лоббизма? И существует ли система проверок кандидатов на подобные посты? Поскольку то, что говорил Войцех Бальчун на заседании правительства, похоже, не понял никто из присутствующих. Однако дружно проголосовали «за». Это новая форма «крепостничества»? Или они знают что-то такое, чего не знаем мы?

Накануне заседания правительства состоялось еще одно интересное собрание — Национального совета реформ (НСР). Говорят, собирались, чтобы синхронизировать работу.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

К слову — это первое заседание НСР в 2016 году. Как отметила в комментарии «Дню» народный депутат, член НРР Анна Гопко, Совет должен был собраться еще в январе. Но заседание каждый раз переносилось из-за... «правительственного кризиса», который начался с заявления об отставке Айвареса Абрамавичуса Предыдущее заседание НСР (17-е) было аж в декабре, и запомнилось... бросанием стакана с водой в голову Одесской ОГА Михаила Саакашвили. Последнего, кстати, не было на заседании НСР во вторник. И помощник Саакашвили, с которым общался «День», не мог объяснить отсутствие «шефа» без согласования с руководством: пообещали «перезвонить позже».

Как рассказывает в своей детальной стенограмме с заседания НСР Валерий Пекарь, премьер-министр Владимир Гройсман начал со слов, что правительство осознает свою ответственность.

По словам Гопко, в своем довольно сжатом выступлении премьер остановился на трех позициях: таможня, контролирующие органы и бизнес-климат.

«Теневые потоки — это вызов всем нам, мы там наведем порядок, но правительство не справится без поддержки других соответствующих государственных органов», — приводит цитату Гройсмана Валерий Пекарь. И в то же время премьер подчеркнул, что «те, кто терроризирует бизнес, будут отвечать на заседании правительства. Все, что касается правительства, будет очень жестко». Интересно, как эти цитаты соотносятся у премьера в голове.  Что же касается бизнес-климата, то премьер отметил: многие вопросы могут быть решены административным путем. То есть без изменений в законодательство? Привет, ручное управление?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НБУ ВАЛЕРИЯ ГОНТАРЕВА ПОДЧЕРКНУЛА, ЧТО В ТЕКУЩЕМ ГОДУ МЫ НЕ МОЖЕМ СНИЖАТЬ НАЛОГИ, ПОТОМУ ЧТО У НАС ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД МВФ; УЖЕ 8 МЕСЯЦЕВ НЕТ ОЧЕРЕДНОГО ТРАНША, ТАК СНАЧАЛА ПОЛУЧИТЕ ЕГО, А НА СЛЕДУЮЩИЙ ТРАНШ БУДЕТЕ... ПЕРЕДОГОВАРИВАТЬСЯ

Вторым вопросом повестки дня было рассмотрение предложений по первоочередным мерам в реформах, которые Администрация Президента и секретариат Национального совета реформ подготовили в помощь новоназначенному правительству. Председатель АП  Борис Ложкин представил два больших документа: Пакет предложений к плану действий по реформам на 2016 год (87 страниц формата А4); Предложения на 100 дней правительства (39 страниц формата А3 с понедельным (!) планом работы по 13 первоочередным реформам). Если кратко, то их суть сводитсяк следующему: принимаем 19 законов, которые хочет МВФ, потому что так мы будем иметь 1,7 млрд долларов от Фонда и еще 1 млрд долларов от США,  еще пять, которые хочет ЕС, потому что они нам дают 705 млн евро. Это — срочно!  А дальше, до конца года, следующая программа с МВФ на 1,7 млрд долларов, следующий транш макрофинансовой помощи на 600 млн евро и так далее. А еще, кроме МВФ и ЕС, существует ряд двусторонних соглашений, так что суммарная цена вопроса — 5 млрд. В общем, в 2016 году должны быть разработаны и приняты 129 законопроектов в сфере судебной реформы, фискальной и бюджетной политики, дерегуляции и конкурентной политики, реформы инфраструктуры, энергетики, сельского хозяйства и тому подобное.

Здесь Президент, кстати, напомнил, что среди срочных обязательств (!) Украины, кроме законов, также назначение Генерального прокурора.

Народный депутат Анна Гопко считает 129 законопроектов нереалистичным планом, потому что самое главное — нет понимания, как они между собой имплементируют и как скажутся на стране, что она подчеркнула и в комментарии «Дню» и на заседании НРР. Ложкин возразил: многие законопроекты уже готовы, их нужно лишь внести заново от имени правительства, поэтому все это правительству по силам. Ложкин призвал парламент голосовать не так, как в прошлом году, и реально поддерживать правительство.

КОММЕНТАРИЙ

«День» попросил прокомментировать программу, предложенную НРР, директора института имени А. Поля Владимира Панченко:

- Как вы оцениваете карту реформ, представленную АП, - это реальный действенный документ, который должен и будет реализован, или это выглядит не более чем пиар-ход?

- Карта реформ включает необходимые для получения очередного транша МВФ мероприятия. Поэтому существующий курс будет продолжен. Об этом официально заявил министр финансов. Поэтому я не считаю программу пиар-ходом, но не является она и каким-то прорывом. Реальным сектором заниматься не будут. Прозрачность закупок будет расти - это положительно. Воплощение программы по рынку газа, дерегулирование - в целом горизонтальные реформы, которые уже имели место. Но опять-таки реальному сектору экономики места не нашли.

- Курс на деофшоризацию - это действительно то, что может помочь выздороветь украинской экономике, или это, наоборот, ошибочная программа, которая может и навредить? Для чего украинский бизнес пользуется офшорами чаще всего?

- Речь идет о присоединении Украины к Международной межведомственной конвенции по обеспечению доступа к счетам нерезидентов, что позволит автоматически получать информацию о счетах, открытых украинскими резидентами в других государствах. То есть правоохранительные органы будут иметь официально меньше отговорок о том, что, мол, им не предоставили данные. Это хороший шаг. Далее следует стандартная риторика об улучшении судебной системы и в целом бизнес-климата. Здесь не с чем спорить. Но к деофшоризации это не приведет. Тяжелая система администрирования налогов и система хищения НДС организована на высшем уровне настолько, что заставляет бизнес использовать всевозможные обходные схемы, в частности систему обналичивания. Не стоит забывать, что в украинских реалиях офшоры используются для защиты собственности. Но говорить о деофшориpации через присоединение к конвенции как минимум несерьезно.


Топ-20 наиболее актуальных задач

Европейская Бизнес Ассоциация заявила об ожиданиях от нового правительства

На фоне важных общественно-политических изменений, в частности, недавнего обновления состава Кабинета Министров крупнейшее объединение иностранных и локальных инвесторов в Украине — Европейская Бизнес Ассоциация  —  ждет активного продолжения начатых предыдущим правительством реформ и скорейшей макроэкономической стабилизации.

Бизнес-сообщество напоминает новой команде министров о ключевой топ-20 проблем, требующих пристального внимания.

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР-МИНИСТР — МИНИСТР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ ГЕННАДИЙ ЗУБКО И НЕДАВНО НАЗНАЧЕННЫЙ МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ ИГОРЬ НАСАЛИК ЧТО-ТО  АКТИВНО ОБСУЖДАЛИ НА ЗАСЕДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОВЕТА РЕФОРМ. ВОЗМОЖНО, ДОГОВАРИВАЛИСЬ О ПОВЕСТКЕ ДНЯ СЛЕДУЮЩЕГО ЗАСЕДАНИЯ, ВЕДЬ ЕГО АНОНСИРОВАННАЯ ТЕМА — ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА

1. Либерализовать валютную регуляцию и отменить ограничение на выплату дивидендов иностранным инвесторам.

2. Обеспечить полное и прозрачное возмещение НДС.

3. Внедрить обязательное использование РРО для плательщиков единого налога.

4. Освободить от обложения НДС операции по поставкам продуктов детского питания, а также ввозу препаратов для клинических исследований.

5. Обеспечить равные конкурентные условия в сфере предоставления банковских услуг государственным учреждениям.

6. Разработать и последовательно реализовывать долгосрочную стратегию развития ІТ-индустрии и сохранить упрощенную систему налогообложения.

ТАМОЖНЯ И ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

7. Подготовить и внести в Верховную Раду законопроект об уполномоченных экономических операторах.

8. Способствовать решению вопроса относительно возможности применения в сертификате EUR.1 обозначения «ЕС», когда идет речь о группе стран происхождения, которые являются членами ЕС.

9. Внедрить механизм «единого окна» для контроля на таможне.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

10. Принять лицензионные условия с переносом положений по лицензированию импорта лекарственных средств до 1 марта 2018 года; обеспечить консолидацию и отсутствие расхождений при проработке вопросов между Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения и МЗ в отношении всех концепций в сфере здравоохранения.

АГРАРНЫЙ СЕКТОР И ПИЩЕВАЯ ПРОДУКЦИЯ

11. Решить проблемы невозможности уничтожения непригодных пестицидов путем предоставления Министерством экологии и природных ресурсов разрешения на трансграничную перевозку пестицидов с целью их дальнейшего уничтожения за рубежом.

12. Отменить государственную ценовую регуляцию социально значимых продуктов питания.

13. Снизить непомерные и необоснованные размеры платы за услуги, которые предоставляются региональными службами государственного ветеринарно-санитарного контроля, и утвердить новые  экономически обоснованные и соответствующие действующему законодательству размеры платы.

ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И РЫНОЧНЫЙ НАДЗОР

14. Ускорить гармонизацию системы технической регуляции, в том числе привести государственные стандарты на зерновые и масличные культуры в соответствие с международными практиками.

15. Обеспечить признание сертификатов соответствия, которые были выданы уполномоченными органами ЕС.

16. Ввести ответственность контролирующих органов в сфере защиты прав потребителей за нарушение в ходе проверок.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

17. Разработать стратегию развития лесной отрасли Украины;  внедрить эффективный и прозрачный учет древесины для всех постоянных лесопользователей и обеспечить действенный контроль за ее использованием; создать эффективную и прозрачную систему реализации необработанных лесоматериалов и обеспечить действенный контроль за ее выполнением.

18. Выработать единый подход к применению Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

ДРУГОЕ

19. Отменить процедуру повторного согласования актов КМУ из-за смены руководителей органа, принимавшего участие в подготовке поданного КМУ проекта акта.

20. Создать условия для функционирования эффективной системы защиты авторских прав в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать