Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

14 бывших должностных лиц – под действием санкций

Эксперт: «Сейчас Украина должна успешно сдать экзамен по назначению антикоррупционного прокурора, иначе потеряет доверие Европы»
08 июня, 17:23

ЕС опубликовал правовые акты о продолжении санкций против соратников бывшего президента Украины Виктора Януковича. Решение объявили на выходных — 6 июня. Оно касается бывшего министра юстиции Елены Лукаш, бывшего министра образования Дмитрия Табачника и народного депутата Сергея Клюева (брата бывшего главы Администрации Президента).

Следовательно, санкции по отношению к Клюеву продолжили до 6 октября 2015 года, относительно Лукаш и Табачника — до 6 марта 2016 года. А с Виктора Януковича-младшего санкции сняли. Интересно, что пока Европа продлевала санкции, один из фигурантов санкционного списка, Серий Клюев, с которого на прошлой неделе ВР сняла депутатскую неприкосновенность, исчез из страны. Об этом вчера сообщило МВД.

Напомним, что 14 бывших украинских высокопоставленных должностных лиц, включительно с Виктором Януковичем, будут находиться под действием санкций до 6 марта 2016 года. Ограничение применено, чтобы заморозить и вернуть незаконно присвоенные государственные активы Украины. Почему Европа приняла именно такие решения? И как в дальнейшем не потерять доверие европейцев в борьбе за возвращение украденных средств? Об этом «День» спросил директора Центра противодействия коррупции Дарину КАЛЕНЮК:

— Решение по санкциям решалось 28 странами членами ЕС и принималось Советом Европейского Союза. Относительно Елены Лукаш и Дмитрия Табачника санкции продлили, потому что в Украине им объявили подозрение в экономических преступлениях, а относительно Сергея Клюева — повлияло голосование в ВР о снятии депутатской неприкосновенности, поэтому теперь ожидают представления ГПУ по нему. Если до 6 октября такого представления Генпрокуратура не сделает, санкции с него снимут. По младшему Виктору Януковичу сняли санкции вообще, потому что против него нет уголовного производства и обвинений в экономических преступлениях. Поэтому Украина «вскочила» в последний вагон европейского доверия.

Теперь относительно событий в Украине в Европе господствуют следующие настроения. Там все понимают, что результата нет, даже по этому списку те страны — члены ЕС видят, что нет переданных дел в суд и нет ни одного обвинительного заключения. Европейцы ожидают, но у них нет иллюзий относительно готовности Украины бороться с коррупцией. Они видят, что нет надлежащей политической воли для этого, и очень внимательно наблюдают за созданием НАКБ и антикоррупционной прокуратуры, которая должна запустить «живую кровь» в систему органов уголовной юстиции. Они видят, что Администрация Президента пытается контролировать и назначение антикоррупционного прокурора.

В чем здесь проблема? НАКБ не сможет расследовать преступления без уголовных прокуроров. Любое следствие должно процессуально руководиться прокурором. Поэтому кроме детективов НАКБ должен быть и прокурор. Две недели назад был принят в первом чтении законопроект № 2667, который говорит, что будет создана антикоррупционная прокуратура в пределах Генпрокуратуры с максимальными гарантиями независимости, и ее руководитель будет назначаться конкурсной комиссией. Теперь продолжаются тяжелые переговоры, как ее сформировать: АП хочет, чтобы ВР и Генпрокурор назначали по пять человек. Но это очень опасно, потому что мы имеем лояльного к Президенту Генпрокурора и в ВР у гаранта есть наибольшая фракция в Раде.

Сейчас в Европе господствуют следующие настроения касательно событий в Украине. Там понимают, что результата нет. Даже по этому списку страны члены ЕС видят, что нет переданных дел в суд и нет ни одного обвинительного заключения. Европейцы ждут, но там нет иллюзий относительно готовности Украины бороться с коррупцией. Они видят, что нет должной политической воли для этого и очень внимательно наблюдают за созданием НАКБ и антикоррупционной прокуратуры, которая должна запустить живую кровь в систему органов уголовной юстиции. Они видят, что Администрация Президента пытается контролировать и назначения антикоррупционного прокурора

Это значит, что Президент получит большинство в конкурсной комиссии и конкурс не будет независимым. То есть, прикрываясь конкурсом «для галочки» перед международниками Президент назначит кого захочет и будет пытаться осуществлять влияние на него и других антикоррупционных прокуроров, а это уже влияние на НАКБ.

Сейчас в законопроекте прописывается, чтобы эту норму сбалансировать. Если бы не было вмешательства международников и доноров Украины, то его бы проголосовали, и уже бы комиссия формировалась 5 на 5. Но благодаря давлению МВФ и МБ появился шанс прийти к компромиссу и определить формулу, которая будет гарантировать независимость этому прокурору. Теперь предлагают формулу «7 на 3»: ВР дает 7 человек, а Генпрокурор — 3. В таком случае есть шанс сбалансировать конкурсную комиссию. Ведь тогда от ВР по квотному принципу будут делегироваться представители в конкурсную комиссию и своих людей дадут и маленькие партии. Ни у кого не будет большинства.

Украина должна успешно сдать экзамен по назначению антикоррупционного прокурора, иначе потеряет доверие Европы. Вера ЕС в серьезность намерений украинской власти побороть коррупцию постепенно исчезает. Для европейцев важно, чтобы НАКБ или антикоррупционный прокурор не были политическими «дубинками» для политических расправ. Прозрачное избрание антикоррупционного прокурора — это еще и старт расследованиям НАКБ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать