Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

2020-й или все же 2019-й?

Кристин ЛАГАРД: Мир вплотную подошел к глобальному финансовому кризису
02 октября, 17:41
ФОТО РЕЙТЕР

Риски в мировой экономике начали материализоваться, что может означать вероятность ухудшения прогноза роста мировой экономики.

Об этом заявила глава Международного валютного фонда Кристин Лагард, сообщает агентство Bloomberg.

«Шесть месяцев назад я указывала на тучи риска на горизонте, а теперь некоторые из этих рисков начали материализоваться», — заявила Лагард.

К таким рискам она отнесла протекционистскую риторику, которая начала превращаться в «реальные торговые барьеры», а также усиленное давление на развивающиеся рынки, вызванное укреплением доллара США и жесткостью денежно-кредитной политики.

Глава МВФ призвала страны мира разрешить свои торговые противоречия, предупредив о возможных последствиях в виде коррекции фондовых рынков, резких колебаний валютных курсов и ослабления потоков капитала.

Прогноз будет обнародован в отчете World Economic Outlook 9 октября, который опубликуют перед ежегодным заседанием МВФ на индонезийском острове Бали.

В июле МВФ ожидал, что глобальный ВВП вырастет на 3,9% в этом году и на столько же — в следующем.

Напомним, США ввели новые пошлины на товары из Китая, заявив о протекционистской политике Пекина.

В ответ Китай подготовил перечень ответных мероприятий, которые коснутся около 40% американского импорта. В частности, пошлины могут быть подняты на продукты питания, автомобили и самолеты.

Торговый конфликт между двумя крупнейшими экономиками мира может стать самым большим в новейшей истории мира.

Из-за усиления политики в США развивающиеся рынки теряют инвесторов. По мере того, как долларовая ликвидность изымается из рынков, а прибыльности в Штатах растут, инвесторы сбегают в безрисковые активы.

Напомним, последний цикл повышения процентных ставок в США длился с июня 2003 года по июнь 2006 года.

С того момента и до 2015 года ФРС последовательно снижала стоимость денег — сначала аккуратными шагами с 5,25% до 4,25% годовых (до конца 2007 года), потом, на фоне ипотечного кризиса, — резче, до 3% до января и 2% — до апреля 2008 года.

На фоне обвала рынков осенью 2008 года ФРС последовательно снизила ставку до 1,5%, до 1%, а в декабре — до исторического минимума в диапазоне от 0 до 0,25%.

Новый финансовый кризис может начаться уже в 2020 году. Об этом сообщает Bloomberg, ссылаясь на исследование аналитиков американского финансового холдинга JPMorgan Chase, выпущенное к десятилетию кризиса 2008 года.

По мнению авторов прогноза, хорошая новость заключается в том, что последствия кризиса будут менее болезненны.

При этом аналитики Джон Норманд и Федерико Маникарди напоминают, что во время глобального кризиса 2007—2008 годов значение фондового индекса S&P500 упало на 54% от пиковых значений. Как отмечается, в ходе следующего кризиса обвал фондовых рынков будет не таким масштабным из-за того, что стоимость активов в развивающихся странах уже заметно снизилась.

В свою очередь Марко Коланович, который курирует в JPMorgan Chase проведение глобальных количественных исследований макроэкономических показателей и деривативов, предупредил о том, что следующий финансовый кризис может оказаться очень серьезным из-за угрозы возникновения «Большого кризиса ликвидности». По его мнению, возможность начала нового кризиса до конца 2019 года низкая, однако торговые конфликты США и Китая могут как ускорить, так и отсрочить его наступление.

Зато во Всемирном банке ожидают «глобальный кризис» уже в 2018—2019 годах. Об этом в частности идет речь в докладе «Глобальные экономические перспективы».

По словам и.о. главного экономиста банка Шантаянана Девараджана, последние полстолетия глобальные рецессии происходили раз в десятилетие, а с момента последнего спада (в 2009 году) прошло как раз десять лет.

Финансисты прогнозируют, что мировой ВВП в 2018—2019 годах будет расти на 3%. Однако в отчете говорится, что цифры выглядели оптимистично и перед началом предыдущей рецессии 2008—2009 годов.

Если раньше Всемирный банк ожидал постепенного снижения темпов роста мирового ВВП, то сейчас экономисты говорят о резком торможении. Его, в частности, могут спровоцировать вызванные протекционистской политикой торговые войны (например, между США и Китаем), дефолт по долговым обязательствам на каком-то из крупных рынков, а также резкое усиление кредитно-денежной политики в США с последующим ростом процентных ставок.

Риски несут и геополитические факторы — напряженная ситуация на Корейском полуострове, на Ближнем Востоке и в отношениях России с США и Европой, а также политические изменения — рост влияния популизма, антиглобалистские настроения и «поляризация общественного мнения».

Исследование Deutsche Bank, опубликованное в ноябре, свидетельствует, что  финансовые кризисы происходят все чаще, становясь почти нормой современной жизни.

Исследователи привязывают эту тенденцию к отказу от Бреттон-Вудской системы (в 1976—1978 гг.), которая после Второй мировой войны фиксировала обменные курсы и, в основном, привязывала их к цене на золото.

Кризисы происходят регулярно, они являются определяющей чертой капиталистического общества. Когда экономическая ситуация становится неправильной, рынки сами ее исправляют. Если получилось перепроизводство чего-то, рынок на это укажет. Именно поэтому кризисы неминуемы.

«Плавающий» курс позволил банкам в разных странах поддерживать инфляцию на низком уровне, а это потянуло за собой низкие процентные ставки.

Но низкая инфляция позволяет странам все больше наращивать госдолг, привлекать средства в экономику под низкие проценты.

Порой доля государственного долга относительно ВВП страны достигает более 250%, как в случае с Японией. А в целом в должниках весь мир — по состоянию на конец июня 2017 года, по подсчетам Института международных финансов, общий мировой долг составлял $217 трлн. Это составляло 327% мирового ВВП.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать