Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бюджет-2019 – без «сюрпризов» и прорывов

Эксперт: «Основным двигателем роста экономики остается... частное потребление»
19 сентября, 18:55
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Кабинет Министров Украины на внеочередном заседании в пятницу принял проект государственного бюджета на 2019 год и в этот же день подал его в Верховную Раду.

В ходе презентации бюджета премьер-министр Владимир Гройсман назвал его «бюджетом развития страны». По его словам, рост ВВП Украины в 2018 году ожидается на уровне 3%, а инфляция не превысит 7,4% (в 2018 году — менее 10%).

«Мы вышли на финализацию документа, который дает начало бюджетного процесса, — сказал Гройсман.                — Важно, чтобы этот бюджет был не только реалистичным, но и поддерживал развитие национальной экономики и внедрение необходимых изменений в армии, в образовании, в здравоохранении, инфраструктуре, а также выполнение тех заданий, которые определены стратегией развития. Бюджет должен дать ответы на вопросы, как мы должны жить в 2019 году».

Гройсман заявил, что приоритетом правительства является оборона Украины. На эти цели в проекте бюджета предусмотрено почти на 18% больше, чем в 2018 году, — 209,5 млрд грн.

Более половины этих средств пойдет на денежное обеспечение военных, добавил премьер.

По его словам, на заседании СНБО Президент выдвинул идею, чтобы с 2019 года военные получали не менее 10 тысяч гривен, а полиции и других спецслужб — 9 тыс. грн. Однако Гройсман не уточнил, предусмотрено ли такое повышение в проекте документа.

Глава правительства отметил, что в смете сохранены все ключевые направления реформ, заложенные в предыдущие годы. Среди них — финансирование армии, сохранение темпов энергомодернизации страны и наращивание энергонезависимости, активное финансирование дорог.

«Я говорил, что дороги — важный приоритет. И мы не отступаем», — отметил премьер-министр.

По его словам, также будут сохранены программы поддержки агропроизводителей. «Мы оставляем программу поддержки фермерства, развитие животноводства — дотации на крупный рогатый скот, а также программу поддержки садов и виноградников. На селе должно быть больше рабочих мест».

На развитие фермерства выделят один миллиард гривен, развитие животноводства — 4 миллиарда гривен, садоводства — 400 миллионов гривен. На всю систему планируют выделить на 9,5 миллиарда гривен больше, чем в этом году.

Минимальная зарплата с января следующего года составит 4 170 гривен по сравнению с нынешними 3 723 гривни.

С марта 2019 года должна произойти автоматическая индексация пенсий граждан.

Углубление децентрализации — еще один неизменный приоритет. Ключевой инструмент в этом сегменте — Государственный фонд регионального развития, а также фонды помощи при создании объединенных громад.

«Образование. Сегодня оно нуждается в ресурсах больше, чем мы можем позволить. Но мы не оставляем программу модернизации начальной школы — и здесь мы ожидаем большей инициативности местной власти, — сказал Владимир Гройсман. — Современная система здравоохранения. За один год восстановить систему, которая разрушалась 25 лет, очень трудно. Но... Мы начинаем реформу экстренной медицинской помощи. Будем пилотировать 5-6 областей, где будут вестись изменения. Будем бороться за качество (услуг)».

Кроме того, как подчеркнул премьер-министр, со следующего года начнется полноценный процесс оплаты услуг вторичной медицины — УЗД, консультации, анализы и т.п.

15,3 миллиарда гривен выделят на обновление системы первичной медицинской помощи, что будет предусматривать и повышение зарплаты врачам.

В следующем году планируется начать пилотный проект по реформированию системы экстренной медицины, на что выделят 1 млрд грн из госбюджета. Правительство рассчитывает, что местная власть выделит на эти цели аналогичную сумму. По словам премьера, этих средств хватит на старт реформы в пяти-шести областях.

«Мы начнем монетизацию субсидий и проведем осовременивание пенсий, — сказал глава правительства. — Наши инициативы по поддержке рождаемости — это инициатива на многие годы. Это тот минимум, который мы должны сделать для маленьких украинцев».

Так же в фокусе — вопрос культуры. «Это наше историческое наследие, которое должны передать потомкам»,                — сказал премьер-министр.

На образование выделят более 240 миллиардов гривен, что почти на 13% больше, чем в этом году. На поддержку кино планируют выделить столько же, как и в этом году, — 1 млрд грн.

Он отметил, что представленная презентация — это начало бюджетного процесса.

«Дальше у нас начинаются трехмесячные баталии. Но это уже третий наш бюджет. Страна живет. Если бы нам не повесили на 1,3 трлн грн долга — мы сделали бы в сотни раз больше того, что в настоящий момент можем себе позволить. И системность наших действий ощутима», — сказал глава правительства.

Согласно Бюджетному кодексу, правительство должно было подать проект госбюджета в парламент до 15 сентября. Если парламент не примет государственный бюджет до 1 декабря, то местная власть сможет принимать местные бюджеты на основе данных проекта государственного.

Проект бюджета-2019

Минимальная зарплата — 4 170 грн.

Рост ВВП — 3%

Инфляция — менее 7,4%

Модернизация школы — 1 млрд грн

Реформа экстренной медицины — 1 млрд грн

Поддержка кино — 1 млрд грн

Представляя бюджет, премьер отметил, что после подачи в Раду проекта документа его будут обсуждать в комитетах парламента. А пока документ активно изучают и анализируют в экспертных кругах.  В частности, что думают в Совете Национального Банка Украины — в комментарии.

КОММЕНТАРИЙ

Богдан ДАНИЛИШИН, глава Совета Национального Банка Украины:

— Все бюджеты за годы независимости Украины отображали реальные возможности, которые складывались в определенный период, поддерживали соответствующее состояние развития страны. Каждое правительство считало свой бюджет лучшим и прорывным для обеспечения нового продвижения экономики. Не является исключением и данный проект.

В 2019 году планируется рост ВВП на уровне 3% при условии инфляции 7,4%. В целом, после преодоления падения, экономика Украины растет уже десять кварталов подряд. Это свидетельствует о том, что курс на формирование открытой конкурентоспособной экономики Украины приносит соответствующие результаты. Ускорения экономического роста удалось достичь в первую очередь благодаря увеличению инвестиций и внутреннему потребительскому спросу.

Всего сводный бюджет должен составлять — 1,292 трлн гривен, что на 130 млрд больше, чем в прошлом году. Что касается долгов Украины, то эта цифра достигла 1,3 трлн гривен. В планах на 2019 — уменьшение долга по отношению к ВВП (52,2%).

Укрепляется обороноспособность страны — 209, 5 млрд грн (+31,5 млрд грн по общему фонду).

Фонд энергоэффективности — 1,6        млрд гривен, еще 0,4 млрд будет выделено государством на «теплые кредиты».

На дороги планируется выделить 56 млрд гривен (+8,3 млрд по сравнению с прошлым годом). Из них 17,7 млрд гривен пойдет на ремонт дорог местного значения, еще 2,5 млрд — на безопасность на дорогах.

На агропромышленный комплекс планируется выделить 6,9 млрд гривен.

На образование — 242,1 млрд гривен (на 27,8 млрд гривен больше, чем в этом году), из которых на модернизацию начальной школы пойдет 1 млрд гривен.

На систему здравоохранения будет выделено 92,3 млрд гривен (+9,5 млрд гривен по сравнению с 2018 годом).

Минимальная зарплата с первого января 2019 года должна вырасти до 4175 грн в месяц.

Социальные расходы увеличатся до 301,8 млрд гривен (+14,8 млрд по сравнению с 2018 годом).

На финансирование культуры предусмотрено 5,4 млрд гривен, из них 1 миллиард — на производство новых украинских кинолент.

Возможности для экономического роста в 2019 году закладываются, как в 2018 году и в предыдущие 2 года. Ввиду того, что ВВП Украины в 2 квартале 2008 года вырос на 3,8%, заложенные в проекте бюджета экономические индикаторы, в частности  прирост ВВП на уровне 3%, являются реальными. В целом экономическое развитие в 2018 году, несмотря на определенные негативные колебания отдельных показателей экономической деятельности, которые в том числе были вызваны специфическими обстоятельствами, формирует основу для последующего качественного экономического роста в 2019 году при условиях реализации задекларированных реформ. В то же время теперь должны учитывать то, что сохраняются риски для экономического роста Украины, в т.ч. из-за возможного ухудшения внешнеэкономических условий торговли, в частности из-за «торговых войн» и более жестких монетарных условий, что может привести к сжатию международной торговли и снижению спроса на продукцию украинского экспорта; фискального доминирования, которое может ограничивать государственные инвестиции и увеличить долговую нагрузку, сдерживая экономическое развитие страны в среднесрочной перспективе; жесткой монетарной политики по формированию ценовой стабильности.

В целом на 2018 год оценки роста реального ВВП колеблются в пределах 3,2%—3,5%, потребительской инфляции в пределах однозначного числа на конец года в годовом измерении — от 8,9% (НБУ) до 9% (МВФ) и 9,9% (Всемирный банк). Таким образом, на развитие макроэкономической ситуации в Украине в этом году все смотрят с умеренным оптимизмом.

Что касается следующего года, то прогнозы также оптимистичные. Так, прогноз экономического роста Украины на 2019 год — у МВФ теперь составляет 3,3% (в предыдущем прогнозе было 4%), у Всемирного банка — 4%. По нашим оценкам — 3,2—3,5%.

В данном случае прогноз правительства — 3% (на уровне заложенного в бюджет на 2018 год) является консервативно-оптимистичным. За второй квартал 2018 года прирост ВВП составляет 3,8%.

Однако для роста ВВП на уровне 4—6% Украине нужно обеспечить уровень инвестиций 20% ВВП. В настоящее время государственные инвестиции  — до 2% ВВП, прямые зарубежные инвестиции — до 2 млрд дол. США.

Основным двигателем роста экономики будет оставаться частное потребление. Во-первых, будут сохраняться высокие темпы роста реальных заработных плат, простимулированные активными миграционными процессами. Во-вторых, смягчается фискальная политика, в том числе через последующее повышение социальных стандартов. Также, как и в прошлом году, сохранится активная инвестиционная деятельность предприятий.

МВФ и Всемирный банк предполагают, что ухудшение условий торговли повысит дефицит текущего счета платежного баланса уже в этом году до 3,7% ВВП, а в следующем он будет составлять 3,3—3,5% ВВП.

Из-за сложных условий международной торговли, нестабильности мировых финансовых рынков, противостояния на Востоке страны МВФ и Всемирный банк ожидают, что в 2018 и 2019 годах Украина будет сталкиваться со значительными финансовыми потребностями и рисками в бюджетной сфере.

В проекте отмечается, что в течение текущего года обменный курс гривни оставался относительно стабильным с сезонными колебаниями — 26,8 гривни за доллар в среднем за январь-август 2018 года, в августе 2018 года средний за месяц официальный курс гривни составлял 27,5 гривни за доллар.

Однако замечу, что указанный показатель является сугубо техническим для расчета доходной части Государственного бюджета на 2019 год.

Национальный банк неоднократно подчеркивал, что при режиме гибкого курсообразования курс гривни определяет рынок. Он зависит непосредственно от предложения валюты со стороны экспортеров и других продавцов валюты и от спроса на валюту со стороны импортеров и других покупателей валюты.

Соответственно, в таких условиях Национальный банк не может принимать на себя обязательства обеспечить курс гривни на определенной отметке. Поэтому чтобы предотвратить создание иллюзорных курсовых ориентиров для населения, бизнеса и других участников рынка, Национальный банк официально не обнародовал никаких прогнозов курса гривни.

Любые количественные прогнозы курса гривни, которые в последнее время озвучиваются, являются экспертными оценками и не отображают позицию Национального банка. В любом случае нельзя считать эти прогнозы обязательством Национального банка или индикатором для политики Национального банка.

При этом важно понимать, что любые прогнозы курса — аналитиков коммерческих организаций или Национального банка для внутреннего пользования или даже правительства при подготовке макроэкономических прогнозов — это лишь технические, расчетные показатели, которые базируются на определенном видении развития ситуации в экономике и могут меняться в зависимости от того, как меняется ситуация.

Сейчас дисбаланс на рынке предопределен преимущественно увеличением спроса на валюту из-за сезонных, ситуативных и психологических факторов.

Девальвационное давление на гривню, которое наблюдается с июля этого года, не отразится существенно на динамике инфляции, по нашим ожиданиям.

По сравнению с гривней, которая с начала года (по состоянию на 6 сентября 2018 г.) девальвировала на 1,5% относительно доллара США, большинство валют стран — основных торговых партнеров Украины за это время обесценились более существенно, в частности турецкая лира — на 78%, российский рубль — на 18%, польский злотый — на 7%, чешская крона — на 5%, евро — на 4%.

Такие тенденции на внешних рынках нивелируют влияние, которое изменения курса гривни к доллару США могло бы иметь на импортированную составляющую инфляции.

Кроме того, активные валютные интервенции Национального банка ослабляют влияние колебаний обменного курса на инфляцию.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать