Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бюджет стагнации

Выхода из кризиса не будет, если чиновники не переосмыслят систему бюджетных расходов
27 сентября, 18:44
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Благодаря своевременному представлению проекта бюджета на 2017 г., едва ли не первый раз за последние годы, общество получило возможность ознакомиться с финансовыми планами власти на следующий год. Особенно важно для бизнеса понять перспективы экономического развития государства, какими будут приоритеты на краткосрочную перспективу, и изменится ли курс реформ. Именно на эти вопросы должен был бы отвечать государственный бюджет.

НА ЧТО ПОЙДУТ СРЕДСТВА?

Какой проект бюджета-2017 мы имеем сегодня? По моему мнению, это очередной скопированный с прошлогоднего план расходов, без существенных улучшений. Но, стоит отметить, — без значительных ухудшений. Такой себе план мер, которые неизвестно каким образом, но должны привести к росту ВВП на 3%. Без выделенных приоритетов, без финансирования реформ.

По своей сути это план финансирования государственных органов власти и бюджетных учреждений. Средства планируется тратить преимущественно на текущие расходы и на несколько программ в подконтрольной сфере деятельности, а также на проекты, которые поддерживаются международными донорами.

МИЗЕРНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ВВП

Часть инвестиций в ВВП из года в год снижается. Если в Украине в 1992 г. инвестиции в ВВП составляли 39,1%, то в 2007-м (в котором был инвестиционный пик) они составляли уже 27,8%. А в последние годы эта составляющая ВВП стремительно упала — до 15,3% (по методике расчетов МВФ, Economic Outlook 2016). В то же время развивающиеся страны вкладывают вдвое или втрое больше и, соответственно, имеют конкурентные преимущества.

Украине как государству, которое избрало путь реформ, нужно в первую очередь сосредоточиться на стимулировании именно этой компоненты ВВП (инвестиции). В контексте бюджетного процесса это касается государственных инвестиций. Государство должно было бы давать игрокам на инвестиционном рынке четкий сигнал о долгосрочных намерениях вкладывать средства в экономику. Подставить плечо и стать надежным партнером.

В то же время мы наблюдаем: расходы развития (средства на строительство, реконструкцию и инфраструктуру) сократились почти вчетверо по сравнению с пиковым 2007 г. При этом очевидной является тенденция, которая началась еще в 2014 году, когда расходы потребления составили свыше 90% всех бюджетных расходов. При этом расходы развития вот уже три года подряд не превышают 8%.

Часть расходов развития в ВВП в эти годы составляет — 2,2—2,4%. Фактически колебание названных показателей в период 2014—2017 (прогноз) в пределах 0,2%, из чего можно сделать вывод о «закостенелости» бюджетного процесса в последние годы. Происходит копирование и неизменность государственной экономической политики в последние четыре года. А весь процесс экономического реформирования страны превратился в «игру с нулевой суммой».

ГОСУДАРСТВО-ИНВЕСТОР ПРЕКРАЩАЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Инвестиционная роль государства в 2017 году будет практически отсутствовать. Всего шесть государственных инвестиционных проектов будут поддерживаться на сумму 1 млрд грн. Что это за проекты? Среди них — реставрация и приспособление Мариинского дворца, реконструкция гидротехнических сооружений защитных массивов днепровских водохранилищ, проекты Национальной академии медицинских наук, строительство детской больницы «Охматдет». Эти проекты не создают новые активы, производства которые в будущем стали бы источниками доходов того же бюджета.

По моему мнению, этим миллиардом, а лучше ста миллиардами можно было бы распорядиться намного эффективнее для экономики. Например, финансировать не 100% проекта, а всего его часть. При этом увеличивая общий объем инвестиций в разы за счет других источников (частных и привлеченных). Это не обязательно должны быть государственные инвестиционные проекты, важно, чтобы государство принимало участие в частных проектах как надежный партнер, и в будущем, возможно, продать свою часть в объекте, или, напротив, быть полноправным партнером. Так действуют страны Европы. Очень хороший пример Европейского фонда стратегических инвестиций, который в прошлом году создал ЕС. Этот фонд планирует за три года превратить средства фонда в размере 21 млрд евро в 315 млрд евро инвестиций в инфраструктурные проекты, инновационные технологии, развитие МСБ.

ДЕНЬГИ ДЛЯ РЕГИОНОВ

К сожалению, таких программ поддержки инвестиционной деятельности в проекте бюджета на 2017 год не предусмотрено. Исключением является фонд регионального развития (ГФРР), но факты по нему являются неутешительными. За три квартала 2016 года использована всего треть средств ГФРР (942 тыс. грн из 3 млрд грн запланированных).

Что нужно сделать для того, чтобы в будущем году процедуры ускорить, качественных проектов стало больше? Пока нет таких предложений относительно изменений в нормах законов или постановлений. При этом на следующий год существенно предусматривается увеличить средства ГФРР. Запланировано увеличить финансирование ГФРР до 8 млрд грн. Большую часть этих средств (5 млрд грн) предусмотрено финансировать за счет конфискованного имущества, которое еще нужно отсудить и продать. Риски очевидны: от недофинансирования начатых инвестиционных проектов, долгостроев, затягивания развития регионов до снижения инвестиционного имиджа.

ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ФАКТОР

На экономическую деятельность, как и в прошлом году, направляются незначительные средства — 6,9%. Это, правда, немногим больше прошлогоднего показателя (5,3%). Также в известной мере увеличилась часть этих расходов в ВВП — с 1,6% до 2,1%. Общегосударственные функции и расходы на соцзащиту в 2017 г. будут, как и в прошлые годы, лидерами государственного финансирования — соответственно предусматривается направить 5,5% и 6,5% от ВВП. Несколько снижены в структуре расходы на оборону, что также, на наш взгляд, в условиях АТО является недопустимым (с 8,9% в 2016 году до 8,4% в 2017-м). Впрочем, если прогноз касательно ВВП окажется реалистичным в 2017 г., то предусматривается сохранение расходов на оборонную сферу на уровне прошлого года — 2,6% от ВВП. Также предусматривается уменьшить часть расходов на образование с 4,8 % до 4,3%. Позитивным сдвигом является незначительное увеличение расходов на ЖКХ — с почти нулевой отметки — на 0,3%, что является недостаточным, конечно, для обеспечения полномасштабной модернизации практически изношенных основных фондов в этой сфере, однако надеемся на закрепление позитивной тенденции в следующие годы.

ЦИФРЫ, ЦИФРЫ, ЦИФРЫ

В экономической деятельности лидером по увеличению расходов стала электроэнергетическая отрасль — в 338 раз по сравнению с текущими планами (с 0,02 до 5,9 млрд грн), и соответственно будут осуществляться меры по повышению энергоэффективности работы сетей и уменьшению потерь в распределительных сетях. Финансирование в основном будет осуществляться за счет кредитов от Международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР, KFW, ЕИБ) и будет направляться на проекты строительства и реконструкции электростанций и сетей.

Правительство запланировало увеличение расходов на сельское хозяйство — с 0,18% от ВВП до 0,35%. В абсолютном измерении — с 3,8 млрд грн в 2016 г. до 8,4 млрд грн в 2017 г. Кроме того, Кабмин начинает новую бюджетную программу «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей». На ее реализацию Кабмин планирует потратить 2,97 млрд, из которых 1,5 млрд планируется финансировать за счет конфискованного имущества (как указывалось ранее, вероятно этих поступлений не будет). Государственная поддержка животноводства увеличилась в 4,2 раза: закончился льготный режим налогообложения этой категории и правительство возможно таким образом пытается это компенсировать. Также увеличилась в 12 раз финансовая поддержка мер в агропромышленном комплексе по одноименной программе.

ПРОИЗОЙДЕТ ЛИ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ?

Отдельно следует отметить сокращение в процентном значении к ВВП расходов на обрабатывающую промышленность — с 0,08% до 0,07%. Именно эта сфера является выпускающей продукт с высокой добавочной стоимостью, имеет инновационное направление и может обеспечить экономический рост. По моему мнению, игнорирование секторов обрабатывающей промышленности в государственной политике приводит к падению темпов развития экономики.

Выхода из кризиса не будет, если власть предержащие не переосмыслят систему бюджетных расходов и не изменят ее структуру с потребления в сторону развития.

КСТАТИ

ТРИ СОВЕТА ДЛЯ МИНФИНА

Исходя из политики экономического прагматизма инвестиции должны стать приоритетом №1 уже в бюджете-2017. В частности, нужно:

1 Заложить фундаментальные институционные изменения для активизации инвестиционной деятельности. В частности, через создание специального учреждения развития, которое должно стать агентом правительства по привлечению и вкладыванию инвестиций в экономику, экспортно-кредитное агентство (ЭКА), усовершенствовать вопрос ГФРР. Эти институты должны стать инструментом привлечения средств на инвестиционные проекты;

2 Предусмотреть средства для разработки инвестиционных проектов, которые должно финансировать государство в следующие годы. Приоритет государственных инвестиций — проекты, которые направляются на развитие социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры, а также проекты по продуктам, направленным на экспорт и высокие технологии.

3 Исключить возможность финансирования бюджетных программ за счет низковероятных поступлений, в частности конфискованных средств.

Закладка таких норм позволит усилить эффективность бюджетных расходов, обеспечит ускорение экономического развития и будущие поступления в бюджет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать