Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бюджет военного времени

С 29 июля Минфин начал размещать среди юридических лиц «военные» казначейские облигации
30 июля, 11:45

Антитеррористическая операция затягивается, и страна изыскивает дополнительные средства на финансирование Вооруженных сил. С сегодняшнего дня Минфин начинает размещать среди юридических лиц «военные» казначейские облигации. Об этом сообщил в конце прошлой недели заместитель министра финансов Владимир Матвийчук. Основные условия выпуска, напоминает Reuters, следующие: общий объем выпуска — до миллиарда гривен; номинальная стоимость одной облигации — тысяча гривен; срок обращения — два года; купонный период — шесть месяцев; ставка дохода — 7% годовых.

По словам министра финансов Александра Шлапака, антитеррористическая операция обходится украинскому бюджету в 1,5 миллиарда гривен в месяц, и до конца года на эти цели нужно еще 9,1 миллиарда.

Оказывается, 8,7 миллиарда гривен, выделенные из резервного фонда бюджета для АТО на март-июль, уже почти потрачены (8,1 миллиарда). Итого до января 2015 года на АТО может быть использовано больше 17,8 миллиарда гривен. Кроме того, в бюджете есть еще и специальная строка расходов на оборону и безопасность. На этот год там предусмотрено 54,3 миллиарда гривен, включая и дополнительные средства. Против прошлого года эта сумма выросла на 19,7%.

Подав в отставку с поста премьер-министра, Арсений Яценюк написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «То, что сегодня не проголосованы законы и нечем платить солдату, милиционеру, врачу, учителю, не за что купить винтовку, нечем заправить БТР — это недопустимо». Слова премьера заставили задуматься: на что же тратятся оборонные деньги, если солдаты то и дело жалуются если не на недостаток оружия, то на проблемы с защитными средствами, обмундированием и питанием. И Минфин, впервые за последние пять месяцев, решил отчитаться. Судя по справке, подготовленной для журналистов министерством, почти 8,8 миллиарда гривен резервного фонда были распределены следующим образом. Минобороны выделено 5,4 миллиарда, МВД — 154 миллиона, Национальной гвардии — около 2,7 миллиарда, пограничникам — 384 миллиона, СБУ — около 110 миллионов, главку разведки Минобороны — 1,8 миллиона, Госспецсвязи — 4,5 миллиона гривен.

За март-июнь всем этим ведомствам Минфин (данные на 24 июля) профинансировал следующие расходы. На денежное обеспечение военнослужащих выделено около 1,7 миллиарда, на обучение — 43 миллиона, на питание — 242 миллиона, на вещевое обеспечение (включая бронежилеты) — около 400 миллионов, на банно-прачечное  — около 26 миллионов, на медикаменты и медицинское оборудование — около 15 миллионов, на горюче-смазочные материалы, запчасти, обслуживание техники — больше 1,7 миллиарда, на транспортные услуги — 50 миллионов, на покупку, модернизацию и ремонт вооружений, военной техники, средств связи — около 3,9 миллиарда, на выплату разовой помощи семьям погибших — больше 72 миллионов. Все запланированные на эту дату бюджетные расходы профинансированы на 100%. При этом денег, выделенных на оборону из резервного фонда, действительно, почти не остается. Есть еще около 7 миллионов на зарплату и меньше 600 миллионов на вооружения...

Заместитель главы Минфина Владимир Матвийчук на брифинге в пятницу подтвердил журналистам, что из выделенных на проведение АТО 8,8 миллиарда гривен названными ведомствами реализовано лишь 2,3 миллиарда, а 5,9 миллиарда остается. «Безусловно, эти средства не будут никуда изыматься, — убеждает заместитель министра, — они останутся в силовых структурах и будут использованы на те цели, которые были для них определены, чтобы успешно провести АТО». Характеризуя сумму дополнительного финансирования АТО, предусмотренную в непринятых на прошлой неделе изменениях в бюджет-2014, Матвийчук отметил, что в случае, если начнутся «какие-то широкомасштабные военные действия, то эту сумму придется удваивать». Он все же надеется, что Верховная Рада примет необходимые решения, а если же этого не случится, то даже готов превысить свои полномочия. «Пусть потом со мной, что хотят, то и делают, — говорит он, — но я обеспечу финансирование обороны Украины».

Он не согласился с предположением журналистов о том, что у премьер-министра, подавшего в отставку, в частности и из-за нынешнего уровня финансирования Вооруженных сил Украины, просто случился эмоциональный срыв. «Поверьте, это не эмоции были, — убеждал финансист, — вот я вам назвал цифры, вроде бы не использовано пять миллиардов гривен, выделенных на оборону, но под них где-то проведены тендеры и так далее, это уже целевые расходы, а нам в августе нужно покупать горючее, и для этого до конца года нам нужно 9,1 миллиарда. Так что, я так считаю, это были не эмоции, а переживания за конечный результат и за то, как обеспечить оборону страны».

Говоря о резервах, имеющихся в Украине, для того, чтобы улучшить финансирование АТО, Матвийчук выделил режим всеобщей экономии и даже рассказал, что выкрутил едва ли не все лампочки в здании министерства, но, правда, посетовал на то, что из-за резкого сокращения служебного автотранспорта в каких-то срочных случаях приходится брать такси. А еще он подтвердил, что в Украине могут ввести «военный» налог в размере 1,5% зарплаты, который будут платить все наемные работники. По его мнению, это позволит дополнительно получить 2,9 миллиарда гривен для финансирования обороны.

Отвечая на вопрос о том, имеет ли Минфин возможность проконтролировать использование бюджетных средств силовыми ведомствами, заместитель министра сказал «Дню»: «Есть разные стадии контроля. Есть контроль на стадии планирования, есть текущий контроль на стадии перечисления денег и есть контроль последующий. Решением правительства создана соответствующая комиссия с участием народных депутатов, представителей силовых структур и центральных органов исполнительной власти, которая пытается проконтролировать целевое использование средств. Я ее возглавляю. Мы недавно провели заседание, заслушали доклады всех силовых структур, которые рассказали, куда они использовали, как и какие есть проблемы. Что касается документального контроля, то есть и другие центральные органы исполнительной власти. Когда Минобороны или другая силовая структура переведет деньги, то она приносит в органы Госказначейства договоры, счета и т.д. Последующий контроль осуществляет Госфининспекция». «Кстати, — продолжает Матвийчук, — на последнем заседании этой комиссии, которое я проводил, генпрокуратура совместно с Госфининспекцией взялись проверить эффективность использования средств, особенно на закупки. Я еще не имею материалов этой проверки, но я уверен, что она будет проведена»... «Поверьте, — завершил свой ответ замминистра, — в этот период как-то не хочется критиковать, хочется помогать».

Желание, конечно, хорошее, но, видимо, одного его недостаточно. Когда «День» спросил Матвийчука, получают ли от государства какие-либо средства добровольческие части, которые также воюют на территории АТО, он даже сообщил, что во время своей поездки на восток Украины встречался с командиром одного такого батальона. Тем не менее, по данным замминистра, «в бюджете нет средств, чтобы финансировать такие структуры». «Они выживают за счет людей, которые завозят туда продукты и какие-то материальные ценности, — отметил замминистра, — а питание частично осуществляется за счет Национальной гвардии, и ничего страшного в этом нет». И все же он пообещал взять этот вопрос на контроль...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать