Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Долги — привилегия власти

Минфин блокирует попытки городов залатать бюджетные дыры, чтобы лучше выглядеть перед МВФ
13 февраля, 12:11

Вчера миссия МВФ покинула Украину. Точно неизвестно, каким будет решение кредитора. Однако эксперты наперебой уверяют: без восстановления сотрудничества с МВФ Украине грозит дефолт. «Реально Украина в этом году должна заплатить около 6,5 миллиарда долларов МВФ по предыдущим долгам и 58 миллиардов гривен внутреннего долга. Этих средств у страны нет. Поэтому в 2013 году правительство не сможет обойтись без ссуды МВФ», — отметил недавно президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.

Государственный долг возрос до рекордной суммы — 400 миллиардов гривен. К этому еще следует прибавить 116 миллиардов гривен гарантированного государством долга. Притом, что доходы Государственного бюджета Украины на 2013 год определены на уровне 361,5 миллиарда гривен.

На этом фоне несколько малозначимой выглядит деятельность украинских городов в сфере формирования муниципальных займов — доля долга муниципалитетов в сумме государственного долга Украины не превышает 1,5%! Однако именно долги украинских городов стали одной из самых резонансных экономических тем 2012 года. Какие же на самом деле угрозы несут для украинских городов сегодняшние долговые обязательства и есть ли шанс у их руководства завоевать доверие жителей к своей долговой политике?

♦  В современных экономических условиях на местные бюджеты возложен груз ответственности не только за обеспечение жизнедеятельности общества, но и за создание надлежащих условий для его развития. И как раз последнее они, как правило, не могут обеспечить в полном объеме. Так, низкая финансовая автономия, значительные инфраструктурные потребности, активное вмешательство центральных органов власти в административную и финансовую деятельность города только углубляют разрывы между уровнем доходов и потребностями в расходах муниципалитетов. Направление средств из центра на выравнивание, а не на развитие регионов, не уменьшает дифференциацию регионов, а способствует лишь углублению разрывов между ними. В таких условиях именно муниципальные займы могут стать источником поступления дополнительных финансовых ресурсов в городскую    казну, что позволит муниципалитетам сформировать финансовую базу для реализации весомых инвестиционных проектов, важных для социально-экономического развития города.

♦  Начало формирования украинского рынка местных займов приходится на середину 1990-х годов прошлого века, а его «золотым временем» — период 2003—2008 годов. В течение этого времени 15 городов стали эмитентами облигаций внутренних ссуд, а Киевскому городскому совету даже удалось привлечь 600миллионов долларов США на международном рынке капитала. Несущественное посткризисное оживление рынка произошло в 2011—2012 годах. Так, в 2012 году было осуществлено только 13 местных займов, в том числе 5 выпусков облигаций местных ссуд. Развитие рынка муниципальных займов в послекризисный период напрямую связано с подготовкой к Евро-2012. Так, именно города, принимавшие футбольный чемпионат, осуществили самые крупные займы, за которые будут рассчитываться еще не один год.

Однако подавляющее большинство украинских городов просто не использует такой инструмент финансирования развития города, как муниципальные займы. И не потому, что они не нуждаются в средствах на развитие или не хотят влезать в долги. Причина тут в другом— как и большинство финансовых решений («Срочно нужно... Магдебургское право», «День» за 7 декабря, 2012), решение о том, может или не может город выходить на рынок внутренних займов, принимается на уровне Министерства финансов. А оно в течение последних лет отклонило большинство заявок муниципалитетов на выпуск облигаций, чтобы выполнить требования МВФ относительно сокращения государственного долга (в который МВФ засчитывает прямой долг органов местного самоуправления).

ЛЬВОВ — ЛИДЕР МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ

Львов как финансовый и коммерческий центр Западной Украины, экономика которого достаточно диверсифицирована, стал одним из первых и активных участников рынка муниципальных займов в Украине. С одной стороны, конечно, похвально, что город способен аккумулировать значительные объемы привлеченных финансовых ресурсов. С другой — на протяжении нескольких последних лет долговую политику городского головы характеризуют как такую, которая может привести к дефолту города. Так ли это на самом деле? — вопрос, который интересует всех жителей города, ведь именно из их карманов будут возвращать займы.

Для начала стоит отметить, что по официальной информации Департамента экономики Львовского городского совета, реальный долг Львова составляет 476,2 миллиона гривен, из которых 417,7 миллиона гривен — это тело кредита, 53,6 миллиона гривен — проценты за его обслуживание и 5,9 миллиона гривен — другие выплаты на обслуживание долга. Сумма, разумеется, немалая, в частности, по сравнению с доходами бюджета развития (из которого, собственно, и платится тело кредита) Львова, которые в 2012 году составили 216,7 миллиона гривен, а на 2013         год запланированы в объеме 277,7 миллиона гривен.

♦  Кстати, самый крупный кредит в 200 миллионов гривен (к тому же, под 20% годовых) Львов взял в 2009 году для строительства стадиона к Евро-2012. Не вступая в дискуссии о целесообразности и экономической эффективности данного проекта, следует сказать, что в 2011 году городскому совету удалось вернуть 110 миллионов гривен. То есть на сегодняшний день долг составляет 124 миллиона гривен (из которых 90 — тело кредита, остальное — проценты), которые город должен вернуть до 29 мая 2014 года.

♦  Вторую часть долга бюджета Львова составляет открытая в 2011 году кредитная линия на общую сумму 275 миллионов гривен под закупку транспорта для города к проведению Евро-2012. Из общего объема средств город использовал всего 16,5      миллиона гривен. 4,8 миллиона гривен на конец 2012 года уже возвращено, и кредитная линия закрыта. Остаток долга Сбербанка на сумму 11,7 миллиона гривен был реструктуризирован до 2014 г. Кредитная линия была открыта под 14,8% годовых, причем эта ставка была разделена поровну — 7,4% платится из государственного бюджета и 7,4% — из городского. Но город существенно пополнил автопарк: на конец 2012 г. из 550 автобусов, обслуживающих городские маршруты, 122 — большие низкополовые автобусы.

♦  Третью, наименьшую, часть долга бюджета Львова составляет ссуда, предоставленная городу в 2012 году Северной экологической финансовой корпорацией (НЕФКО), которая создана в 1990 г. странами Северной Европы с целью предоставления финансовой поддержки экологически важныv проектам в странах Центральной и Восточной Европы. В 2012 году между НЕФКО и городом было подписано соглашение о предоставлении ссуды на сумму 3,0 миллионов гривен под 3,0% годовых сроком на 5 лет. Ссуда предоставлена на общее финансирование проекта, направленного на повышение эффективности теплоснабжения образовательных учреждений и поликлиники. Вопрос сверхактуальный...

Решение о том, может или не может город выходить на рынок внутренних займов, принимается на уровне Министерства финансов. А оно в течение последних лет отклонило большинство заявок муниципалитетов на        выпуск облигаций, чтобы выполнить требования МВФ относительно сокращения государственного долга (в который МВФ засчитывает прямой долг органов местного самоуправления)

Следовательно, привлекать кредитные ресурсы во Львове умеют, но умеют ли эффективно их использовать? Ведь от этого непосредственно зависит возможность города возвращать долги. Обычно город — это не просто коммерческое предприятие, деятельность которого направляется исключительно на получение прибыли. Для города наряду с экономической эффективностью весомой почвой для принятия решений должна быть социальная эффективность! И здесь мнения жителей относительно правильности решений о реализации круглосуточного водоснабжения, ремонте городских путей, усовершенствовании транспортных услуг, замене малых и душных маршруток на большие низкополые автобусы являются однозначными — это все признаки уровня цивилизованности города. И отрицать наличие положительных изменений в социально-экономическом развитии того же Львова не возьмется никто. Ярким свидетельством этого есть и ежегодное увеличение количества туристов и гостей города: если в 2011 году город посетило около 680 тысяч лиц, то состоянием на конец 2012 года — 1,2       миллионов лиц. К тому же 80% гостей готовы рекомендовать своим друзьям и родственникам посетить город. Ввиду того, что сейчас в большинстве европейских городов основным инструментом привлечения туристов является не прямая реклама, а позитивные отзывы и рекомендации в социальных сетях, то прогресс очевиден. Наряду с этим, именно туристы относят состояние львовских дорог и общественного автотранспорта к наиболее отрицательным чертам Львова. А это свидетельствует о потребности осуществления значительных капитальных вложений в местную инфраструктуру в связи с высоким уровнем изношенности основных средств, в том числе жилищного фонда, объектов инженерии и транспортной инфраструктуры.

♦  Но все же, вернемся к вопросу, почему долги Львова постоянно становятся предметом оживленных и далеко не всегда объективных дискуссий? Очевидно, что домыслы порождает отсутствие точной и постоянной информации! И исправить ситуацию достаточно несложно — Львов как один из лидеров рынка муниципальных заимствований Украины просто обязан на сайте городской рады создать страницу, посвященную собственным долгам. При этом, информировать жителей и всех заинтересованных лиц не только о точной ситуации относительно объемов привлеченных бюджетом города и львовскими коммунальными предприятиями средств, но и о сроках их погашения, направлениях использования, результативности реализованных проектов, освещать собственное виденье целесообразности формирования новых муниципальных займов, ожидаемого экономического и социального эффекта от реализации новых инвестиционных проектов. Причем движение информации должно быть двусторонним: возможность выразить собственное виденье долговой политики города и принять участие в ее формировании — право каждого жителя города.

Что же касается долговой политики, то кажется, что муниципалитет таковой на сегодняшний день еще не разработал. Об этом свидетельствуют просчеты в объемах открытых кредитных линий и фактически полученных средств, неучет тех рисков, с которым всегда связана реализация инвестиционных проектов, а также недостаточно активное управление своим долгом.

МЕЖДУ ТЕМ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ...

Заимствование в форме облигаций местных займов приобретает все большее распространение в странах Азии и в Японии, причем в Японии муниципальные ценные бумаги приравнены к государственным.

♦  Наиболее мощным рынок муниципальных ценных бумаг является именно в Соединенных Штатах и составляет около 75% мирового рынка муниципальных ценных бумаг. Ежегодно в США осуществляется выпуск около 7 тысяч видов муниципальных займов, что совокупно составляет около 110 миллиардов долларов. А из 82 тысяч органов муниципальной власти приблизительно 50 тысяч осуществляют выпуск ценных бумаг.

В европейских странах местные займы формируют 10—15% доходов местных бюджетов. А в Нидерландах, благодаря законодательно закрепленной системе гарантирования платежеспособности муниципалитетов и согласно с нормативами центробанка, муниципальные заимствования имеют нулевой риск.

♦  Интересно, что в Германии наоборот принято гордиться... отсутствием муниципальных долгов. Почти в каждом городе в стене ратуши на центральной площади вмонтированы интересные часы, показывающие сколько город живет без долгов. В частности Дюссельдорф — пять лет.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать