Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Энергоэффективность и... человеческий фактор

Как Донецк осваивает принципы, по которым живет вся Европа
25 июля, 10:48
ФОТО РЕЙТЕР

Проблема энергоэффективности и альтернативной энергетики в Украине — одна из самых актуальных. Но для Донбасса ее решение жизненно важно, чтобы повысить конкурентоспособность региона и, особенно, его металлургических и горных предприятий, являющихся наибольшими потребителями электроэнергии. Об этом «День» говорил со старшим консультантом по вопросам изменений климата и защиты окружающей среды Проекта Немецкого общества международного сотрудничества «Gesellschaft fuer Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH» Керстин ДИТРИХ.

ПОЛИТИКА «20-20-20»

— За последние два года в Украине наблюдается 300% роста производства энергии из возобновляемых источников. Например, в Донбассе недавно введена в строй крупная ветровая электростанция. Это вселяет уверенность в том, что к 2020 году Украина выполнит все обязательства перед Европейским сообществом, и в общем объеме энергии 11% будет приходиться на возобновляемые источники. Соответствующее заявление в конце прошлого года сделал председатель Госагентства по энергоэффективности и энергосбережению Николай Пашкевич. Вы с ним согласны? Можно ли надеяться, что 2020 год изменит также экологическую ситуацию в Донецком регионе?

— На данный момент возобновляемые источники в Украине обеспечивают меньше 1% от всей вырабатываемой энергии. А общий план по ЕС к 2020 году — это 20% возобновляемой энергии. Если Украина достигнет намеченных 11%, это будет большим шагом, приближающим ее к общеевропейским целям. Кроме того, с развитием возобновляемых источников энергии улучшается не только климатическое и экологическое состояние региона, но также затрагивается очень важное экономическое направление — создание новых рабочих мест. Это целая индустрия, которой сейчас в Украине нет, но она будет развиваться.

— Как соотносится энергоэффективность с задачей восстановления и модернизации тяжелой промышленности, в частности металлургии?

— Похожая политика сейчас реализуется в Германии: наряду с развитием возобновляемых источников государством поддерживается проект по развитию промышленности. И если мы говорим о модернизации металлургии, мы тут же говорим об энергоэффективности и энергоэффективных технологиях. Понятно, что работа на этих направлениях способствует улучшению климата и охране окружающей среды. Снижение энергопотребления путем внедрения энергосберегающих технологий и расширение, благодаря этому, производства в Европе называют политикой «20-20-20». Она базируется на трех аспектах: снижение энергопотребления, развитие возобновляемых источников и сокращение выбросов парниковых газов. Нашим проектом мы пытаемся показать, что все возможно, что с помощью эффективного энергетического менеджмента и энергосберегающих технологий можно достичь и энергосбережения.

— По показателям энергоэффективности Донецкая область занимает 21-е место в Украине. Для региона, который является одним из первых среди наибольших потребителей энергии, этот показатель неутешителен. Как можно изменить ситуацию?

— Структура промышленности и собственности в Донецком регионе достаточно разнообразна. Это частные и государственные предприятия, различные формы взаимодействия государственного и частного сектора, общественный сектор. У всех этих предприятий различные профили, интересы и статистика. Очень многое должно измениться на самих предприятиях. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы развиваться и дисциплинировать себя. Но есть и другая сторона — государство. Для этих предприятий должны быть созданы благоприятные условия. Это должна быть определенная целенаправленная политика поощрения, состоящая из мер материальной и моральной поддержки; должны быть сильные мероприятия по распространению информации и ноу-хау. Последнее — это как раз то, чем занимается наш проект. Мы пытаемся донести до руководителей предприятий, до властей саму идею энергоэффективности, которая позволяет улучшить процесс производства, оставаясь при этом конкурентоспособными — и даже повышать            уровень конкурентоспособности. Внедрение систем энергоменеджмента автоматически благоприятно влияет на остальные сферы. И если все это сократить до короткого списка, то я бы выделила: рамочный формат поддержки развития программ энергоэффективности, а также техническую и технологическую базы, сильные информационные мероприятия, направленные на осознание важности этой проблемы.

«ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

— В Украине существует ассоциация «Энергоэффективные города Украины». В нее, к сожалению, входят в настоящее время только 14 городов, в том числе три из Донбасса — Донецк, Краматорск, Алчевск. Может ли это означать, что другие города не обращают внимания на эту тему? Что нужно сделать, чтобы привлечь внимание всех городских руководителей к этой проблеме?

— Сейчас ассоциированных городов в Украине стало намного больше, но по-прежнему Донбасс представляют эти три города. У вас существует два подобных объединения. Первое вы назвали, и его, кстати, поддерживает организация GIZ. Второе — «Европейская инициатива» — союз мэров городов, которые поддерживают энергоэффективность и добровольно следуют стандартам ЕС. Действительно, в западной Украине существует множество организаций и проектов, которые развивают и поддерживают идею сбережения энергии. Многие инициативы, родом из Европы, приходят именно туда. Честно говоря, я не понимаю, почему происходит именно так. Вполне может быть, что это связано с имиджем этих городов. Но еще один важный фактор — это знание английского языка. Я была удивлена количеством людей, свободно поддерживающих разговор на английском. Но наш проект и наша организация видит перспективу развития энергоэффективности в промышленности именно в Донецком регионе, и именно это послужило причиной нашего прихода сюда.

«В Украине затраты на обогрев помещения, поставку горячей воды для частного потребителя низкие и дотируются государством. Если бы эти цены находились на уровне реальных, то есть человек бы действительно платил за то, что он потребляет, то ситуация, конечно, сложилась бы по-другому. Именно этот аспект повышения цены до уровня самоокупаемости лежит в основе требований МВФ к Украине. Ведь по такому принципу живет вся Европа»

— Какой отзыв получает проект среди донецких предпринимателей и городских структур?

— Конечно, они очень позитивно его воспринимают. И в первую очередь потому, что мы приносим новые знания, которые невозможно получить больше нигде. Представители наших пилотных организаций воодушевлены этим и активно используют то, что мы им предлагаем.

— Глава правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков в одном из своих интервью сказал, что отсутствие прозрачности в отрасли и политизация процесса — самые большие проблемы. Так ли это?

— Конечно, в чем-то он прав. Подобная ситуация существует не только в Украине. Вопросы энергоэффективности всегда взаимосвязаны с другими аспектами жизни. Поэтому в реализации таких проектов нужно стараться максимально ослаблять эту связь.

«У ДОНБАССКОГО РЕГИОНА ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПОТЕНЦИАЛ»

— Относительно вашей работы в Донбассе. Есть ли уже какие-то результаты, о которых можно говорить?

— Проект работает в Донецком регионе не так давно, поэтому о каких-то видимых результатах говорить еще рано. Конечно, мы отмечаем прогресс, но только в конце этого года мы сможем показать общественности какой-то осязаемый результат. На пилотных предприятиях были организованы департаменты, которые занимаются энергоменеджментом. Они прижились на предприятиях, и это очень нас радует. Кроме того, мы проводим энергоаудит. В результате, в ближайшее время на предприятиях пройдет сертификация по стандарту ISO 50001.

— Каковы перспективы энергоэффективности в сельскохозяйственной отрасли Донбасса? Возможно ли использовать бывшие промышленные земли для выращивания энергетических растений? Есть ли такие инициативы в планах организации?

— Конечно, в этом регионе многое можно сделать. Очень важный фактор (но не единственный) — наличие удобной, качественной транспортной системы, которая нуждается в повышении энергоэффективности. Но во всех этих аспектах стоит говорить о том, что все начинается на уровне конкретного человека, который должен осознать важность этой темы и быть информированным о том, что он конкретно может сделать у себя в доме на уровне своей семьи.

— Люди, которые здесь живут, привыкли только потреблять. Как сделать модными сбережение и экономию? Можно ли воспитать в этом духе новое поколение?

— Конечно, создать практически новое общество к 2020 году — невозможно. Но нужно к этому идти. К примеру, в Германии уже в детском саду рассказывают о том, почему это важно и для чего это нужно. Еще один важный аргумент, который действует практически так же эффективно, это вопрос цен. В Украине затраты на обогрев помещения, поставку горячей воды для частного потребителя низкие и дотируются государством. Если бы эти цены находились на уровне реальных, то есть, человек бы действительно платил за то, что он потребляет, то конечно, ситуация сложилась бы по-другому. Именно этот аспект повышения цены до уровня самоокупаемости лежит в основе требований МВФ к Украине. Ведь по такому принципу живет вся Европа. И в Германии цена энергоносителей для индивидуального потребления гораздо выше, чем для промышленности. Поэтому хозяева частных домов приобретают солнечные батареи, ветровые энергоустановки и тепловые насосы. Расходы себя оправдывают.

— Какой проект по энергоэффективности, по вашему мнению, стоит наибольшего внимания?

— Существует два направления, которые реализуются в Украине: энергоэффективность в коммунальном хозяйстве и в промышленности. Первый действует пока только в Киеве. Он охватывает четыре пилотные предприятия и завершается в будущем году. После этого сразу же стартует проект-последователь, который выходит на национальный уровень. Я пока не могу сказать, с какими городами и предприятиями мы будем работать. Впереди — соответствующий конкурс. По его итогам будет проведен отбор предприятий-участников.

— Для Украины характерна неустойчивость проектов. После того, как международные или общественные организации прекращают курировать свои инициативы, проект сворачивается и не находит продолжения. Не боитесь, что такая же участь постигнет и ваши проекты?

— Устойчивость — это важный аспект в инициативах GIZ. Чтобы она не нарушалась, мы создаем такие условия, чтобы предприятиям было экономически выгодно продолжать политику энергоэффективности. И когда люди видят, что конкурентоспособность предприятий растет, то желания возвращаться назад не возникает. С другой стороны, мы интенсивно работаем с местными инженерами. В Донецке очень хорошая школа технических специалистов, и они с удовольствием подпитываются нашими знаниями. Еще один аспект — это фирмы, занимающиеся консалтингом и энергоаудитом. Они также перенимают наши методы и, используя их, квалифицированно предоставляют услуги своим клиентам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать