Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Еще один налог... на бедных

Пошлина на автомобили — это рабочие места для одних и безработица для других
19 марта, 12:44
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Нет ничего более постоянного, чем временное, гласит народная мудрость. Но с ней премьер-министр Николай Азаров, видимо, не знаком, поскольку активно защищает введенную на прошлой неделе в Украине пошлину (6,5—13%) на импорт новых легковых автомобилей с двигателем от 1000 до 2200 кубических сантиметров. «Конечно, эта мера вынужденная и временная. И как только ситуация исправится, безусловно, она будет отменена», — обещает премьер в Facebook. «За последний год отечественные автопроизводители практически остановились. Они не выдержали конкуренции с более дешевыми импортными автомобилями, завозимыми как из России, так и из других стран, — разъясняет Азаров и подчеркивает: — А это значит, что десятки тысяч людей фактически остались без работы».

Премьер пытается успокоить также и другую сторону, удел которой — страдать от антиавтомобильной пошлины. Он советует импортерам снижать расходы, чтобы стоимость импортных авто не увеличивалась. «Мы готовы встречаться с ними, и помогать им в этом, и не увеличивать стоимость импортных автомобилей, — признал Азаров наиболее вероятные последствия введения пошлины и продолжил: — Мы также понимаем, что в этой отрасли тоже есть рабочие места, также работают люди, и поэтому мы бы не хотели нанесения ущерба этому важному и нужному делу, поскольку прекрасно понимаем, что отечественный автопроизводитель не может сегодня полностью закрыть потребности наших людей в автотранспорте».

Азарова дополняет министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов: «Все решения, которые принимаются Министерством экономического развития и органами при нем, принимаются обязательно в согласовании с нормами ВТО». «Для нашей страны важно: это рабочие места, уплата налогов, повышение занятости в стране, и с помощью таких мер межведомственная комиссия защитила интересы отечественных производителей автомобилей», — хвалит свое ведомство министр, которого некоторые обозреватели относят к небезызвестной «семье». Но не окажется ли после этого заявления его место за домашним столом пустым?

Это предположение основано на том, что вице-президент Автомобильной федерации Украины, народный депутат Виктор Янукович-младший, похоже, не разделяет мнения старших товарищей. «Согласен, что государство должно защищать интересы собственного производителя, но не такой ценой», — говорит он в своем письме Азарову. Введение спецпошлины на импорт автомобилей, уверен Яукович-младший, вредит государственным интересам. Как сообщает сайт МинПром, он потребовал отменить пошлину. «Поскольку указанная новация приведет к увеличению стоимости автомобилей, в результате чего пострадают сотни тысяч рядовых украинских автомобилистов, которые будут вынуждены платить дороже или вообще отказаться от машин как транспортного средства», — прогнозирует народный депутат, унаследовавший от отца тягу к автоспорту.

Янукович-младший напоминает премьеру, что обязанность государства      — заботиться в первую очередь о гражданах Украины как потребителях продукта. «Кроме того, — пишет он, — убежден, что введение спецпошлины навредит имиджу Украины, ухудшит ее позиции на мировом рынке, а также негативно повлияет на экономику, поскольку в связи с возможным сокращением импорта автомобилей существенно уменьшатся поступления в госбюджет, а многие импортеры просто уйдут с рынка Украины».

Впрочем, в заявлениях импортеров трагические нотки заметно приглушены. Так, компания «Пежо Украина» и украинское представительство Automobiles Peugeot ожидают значительного сокращения рынка легковых автомобилей страны в связи с вводом ввозных специальных пошлин на легковые авто. Но при этом они рассчитывают сохранить на этом рынке запланированную долю в размере 2,8% и, возможно, за счет повышения цен.

«Если решение о принятии спецпошлин не будет пересмотрено, мы не сможем избежать подорожания нашей продукции. Ни материнская компания, ни наше представительство не обладают ресурсами, которые помогут в значительной мере нивелировать влияние спецпошлин на повышение цен»,   — цитирует пресс-служба «Пежо» генерального директора компании Сержа Банзе. По его словам, ценообразование импортируемых автомобилей напрямую зависит от размера таможенной пошлины, поэтому ощутимое подорожание авто с бензиновыми двигателями объемом 1—2,2 литра неизбежно.

«При этом покупательная способность населения останется прежней, что приведет к неизбежному сокращению рынка», — прогнозирует Банзе, хотя и обещает, что компания постарается, чтобы грядущие перемены прошли для клиента «как можно более безболезненно». Он сообщает, что на складе компании достаточно машин, уже прошедших «таможенную очистку», и этого количества, по его мнению, будет достаточно для удовлетворения спроса в течение двух месяцев. А что дальше? На этот вопрос у «Пежо» пока что, по-видимому, ответа еще нет.

Зато в светлом будущем уверены «автопроизводители» Украины. «Это (введение спецпошлины) положительно скажется на экономике регионов и государства в целом. И станет стимулом для создания новых рабочих мест, роста отчислений в социальные фонды и бюджеты всех уровней», — считают в корпорации «Богдан». Пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля сообщил Интерфаксу-Украина, что автопроизводители удовлетворены решением о введении спецпошлин, которое они ожидали с прошлого года, но считают, что оно должно стать первым шагом в комплексе мер по поддержке автопроизводства, находящегося в критическом состоянии. «Мы надеемся, — рассказал Красуля, — что далее будут введены и действенные меры по утилизации, автопрому будут предоставлен статус приоритетной отрасли, будут внедрены меры стимулирования рынка, в том числе льготы по кредитованию покупок отечественных автомобилей». Пресс-секретарь «Богдана» подчеркивает, что заявления о подорожании автомобилей в связи с введением спецпошлин безосновательны.

«Стоимость автомобилей определяет не пошлина, а рынок, и импортерам просто придется сократить свои аппетиты, тогда как бюджеты и соцфонды получат дополнительные средства», — убеждает Красуля и приводит впечатляющие данные: с 2010 года на украинском рынке темп роста импорта опережает темп роста автопроизводства в полтора раза. При этом в период 2008—2010 годов доля импорта легковых автомобилей выросла с 52% до 68%, а в 2011 году она составила 72%, в 2010 году объем импорта автомобилей в Украине вырос на 70% к 2009 году, в 2011 году — на 84,3%. В пресс-релизе корпорации также отмечается, что «автомобили (импортные. — Авт.) занимают одно из первых мест в формировании отрицательного сальдо торгового баланса, и с каждым годом ситуация ухудшается».

Во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), видимо, не ощущают угрызений из-за дефицита торгового баланса Украины. Более того, здесь считают, что «вместо налога на богатых, о котором правительство говорит уже три года, 14 марта правительство ввело дополнительный налог на бедных, так как трудно себе представить, что украинские олигархи покупают автомобили с объемом            двигателя 1000—2200 куб. см». ВААИД обещает, что будет делать все возможное, чтобы иномарки для украинских граждан на некоторое время не подорожали. Ассоциация намерена рекомендовать автоимпортерам за оставшиеся до введения пошлины 30 дней ввезти и растаможить соответствующее количество автомобилей без спецпошлины.

«Поскольку никто, в том числе правительство Украины, своими решениями не сможет заставить представительства мировых автоконцернов импортировать в Украину указанные автомобили, они будут с успехом продаваться в других, более перспективных для таких продаж странах мира», — отмечается в пресс-релизе ВААИД. А глава ассоциации Олег Назаренко отмечает, что после снятия с производства «Таврии», «Славуты», «ЛуАЗа» в Украине уже нет производства «отечественного автомобиля». Есть только сборка импортных машинокомплектов. ВААИД напоминает, что введение в 2009 году сроком на полгода спецпошлин на автомобили не помогло украинскому автопрому. В 2008—2010 годах объемы производства упали на 82%, продажи на внутреннем рынке — на 84%. Сократились и поступления в госбюджет.

«Поэтому бесполезно ожидать, что новое введение спецпошлины станет панацеей от всех бед», — уверен Назаренко. По его мнению, потери госбюджета от введения спецпошлин превысят $1 миллиард. В ВААИД считают, что пошлина еще более осложнит отношения Украины с миром, где не захотят «создавать прецедент дискриминации их товаров какой-то страной, и реакция ведущих государств мира будет достаточно жесткой». Это может сказаться на подписании Соглашения о свободной торговле с ЕС, на отношениях со ВТО, а также с Россией, откуда импортируются не только «Калины» и «Приоры», но и Renault, Huyndai, Nissan, Kia, Volkswagen.

«Уже сегодня стоимость автомобилей в Украине с учетом существующих налогов выше, чем в ведущих странах мира, а с ведением нового налога подорожают и недорогие автомобили», — отмечается в сообщении. По прогнозу ВААИД, иномарки с объемом двигателя 1000—1500 куб. см подорожают почти на 7,8%, а с объемом двигателя 1500—2200 куб. см — на 15,6%.

КОММЕНТАРИЙ

Иван КАЛИТА, исполнительный директор компании «Авто-актив:

 — В связи с введением пошлины рынок будет меняться структурно. Потому что те импортеры, которые завозили автомобили, угодившие под пошлину, с ее введением столкнутся с проблемой реализации. Соответственно, автомобили, производящиеся в Украине будут продаваться лучше. Абсолютный ли это выигрыш для страны? Известно, что у отечественных автомобилей пока что меньшее количество подушек безопасности, проще комплектация, ниже уровень экологичности (для них другая норма выбросов СО2). А наш сегмент (бренды «Инфинити», «Ауди». «БМВ») в основном не изменится, ведь в линейке, например, «Инфинити», нет ни одной модели, двигатель которой был бы меньше 2,5 литра. Надеюсь, что мы даже и потенциально не ощутим на себе влияние пошлины. Но в целом авторынок может несколько просесть. Поскольку клиенты, готовившиеся покупать автомобили, отложат покупки на более поздний срок. А среди положительных факторов для страны, я бы назвал возможное смещение покупательского спроса с бензиновых авто на дизельные. Было бы хорошо, если бы увеличился также и спрос на гибридные модели.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать