Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Футбол как антикризисное средство

Иван ВАСЮНИК: Евро-2012 — это, фактически, «Ноев ковчег»
26 февраля, 00:00

На днях министр спорта Польши Мирослав Джевецкий в эфире телеканала новостей TVN24 заявил, что поляки вместе с УЕФА готовятся к так называемому плану «Б». В соответствии с ним Польша якобы может принять большинство матчей чемпионата, потому что в Украине — экономические и политические проблемы. Еще раньше, как сообщает УНИАН, польская Gazeta Wyborcza, ссылаясь на источник в УЕФА сообщила, что матчи Евро-2012 состоятся в шести польских и двух украинских городах из-за того, что украинские города, кроме Киева и Донецка, не смогут вовремя и должным образом подготовиться в результате экономического кризиса. И хотя подобную информацию здесь же и опровергают, однако нервы у потенциальных хозяев «на грани» — уже в мае УЕФА должен назвать Украине четыре города-хозяина чемпионата. Как продвигается процесс подготовки наших городов-претендентов, и не помешает ли экономический кризис коммерческой успешности большого футбола для Украины? Об этом и о другом «День» разговаривал с вице-премьер-министром Украины, который курирует вопрос подготовки к Евро-2012, Иваном ВАСЮНИКОМ.

— Как вы оцениваете появление негативных настроений касающихся целесообразности проведения Евро-2012 в Украине? Мол, из-за дефицита бюджета нужно отказаться от чемпионата, или большую его часть отдать Польше.

— Появление таких настроений обусловлено поверхностным пониманием как сути самого кризиса, так и содержания проведения Евро-2012. Обычно кризис сводится к нехватке финансов. Хотя в период экономического кризиса деньги не испаряются в атмосферу, а они где-то все-таки работают. Дай Бог, чтобы с кризисом исчезли только порочные стереотипы финансового управления, и в целом устаревшие образцы государственной политики. Убежден, кризис для нас станет началом прогресса. Как это ни парадоксально, но только в условиях глобального кризиса по отношению к Украине может сработать принцип «слабого верблюда», когда при развороте всего каравана последний верблюд становится первым.

Что касается Евро-2012, то во всем мире подобного уровня матчи проводятся не для опустошения казны, а для ее наполнения. По нашим расчетам, чемпионат позволит сохранить и создать два миллиона рабочих мест, замедлить резкое падение производства, обеспечить металлургические и строительные компании большими долгосрочными заказами, привлечь новые инвестиции в условиях, когда инвесторы выводят свои финансовые активы. Правительство готово предоставлять гарантии всем инвесторам, которые будут вкладывать свои средства в ключевые инфраструктурные объекты.

До недавнего времени Украина боролась за право проводить чемпионат и доказывала свою способность это сделать. Я считаю, что в этом году благодаря чемпионату общество получит возможность исцелить экономический организм, пробудить общественные инициативы, успокоить политические и социальные конфликты. В условиях мирового кризиса Евро-2012 — это фактически «Ноев ковчег», который получила Украина как шанс на новую жизнь, на реализацию собственной миссии. Поэтому вопрос «Проводить ли чемпионат?» не стоит на повестке дня. Евро-2012 дает реальный колоссальный шанс Украине уменьшить последствия экономического кризиса.

— Но за всю свою историю чемпионат Европы никогда не проводился в условиях такого экономического кризиса. Учитывая этот фактор, пересмотрело ли правительство уровень государственного финансирования Евро-2012 и скорректировал ли показатель его прибыльности для страны?

— Я смотрю на подготовку к чемпионату как на долгосрочный проект. За то время, которое осталось до проведения Евро-2012, мы построим аэропорты, гостиницы, транспортную инфраструктуру, которая останется и будет работать для украинцев после проведения чемпионата. Что касается финансирования строительства объектов под Евро-2012, то цифры известны. Государственную программу по финансированию чемпионата утвердили заново еще до осени 2008 года. Общий размер государственных инвестиций в ней — около 10 миллиардов дол., и 20 миллиардов дол.— частные инвестиции. Делает ли государство коррекции? Конечно, оно делало и будет их делать, в зависимости от того, как продвигается процесс реализации объектов строительства. Так, недавно получили первую информацию о заключении субподрядных соглашений с «Киевгорстроем» (генеральный подрядчик на НСК «Олимпийский»), которые в ходе открытых тендерных процедур на привлечение субподрядчиков на закупку материалов цены, по сравнению с начальными, уменьшаются на 8—10%.

Кроме того, государство увеличит свое участие в тех объектах, где будут проблемы с привлечением частных инвестиций, чтобы гарантировать выполнение своих обязательств перед УЕФА. После определения УЕФА четырех основных городов (8 мая 2009 года), государственные ресурсы будут перераспределены между ними. Хотя я буду настаивать, чтобы начатые при участии государства проекты завершились и в тех двух городах, которые не выдержат конкуренции.

— Как отразится кризис на коммерческой успешности Евро-2012? Не рискуем ли прогореть?

— Прогореть рискуем ежедневно, когда вместо того, чтобы заняться реальными делами, занимаемся «сведением политических счетов». Но к этому не имеет отношения ни кризис, ни Евро-2012. Что касается коммерческой успешности чемпионата, то хотел бы, чтобы мы с вами ее правильно понимали. Турнир — это не афера для разового получения прибыли. Хотя и такое будет иметь место. Но это не главное. Евро-2012 — стратегическая инвестиция, которую реализуют для получения постоянного дохода и стойкого развития страны. Чемпионат открывает перспективный путь к переосмыслению экономической политики в целом в сторону развития новых постиндустриальных видов деятельности, таких как рекреация и досуг, спорт, туризм и тому подобное. В мире такие направления позволяют получать большие прибыли, чем традиционные отрасли. Это будет значительно большая выгода для государства и общества.

Сейчас вместе с Евро-2012 говорят и о кризисе. Однако турнир пройдет через три года, когда все эксперты прогнозируют экономическое восстановление как в Украине, так и в мире. У меня нет сомнений, что Евро-2012 будет одним из самых прибыльных проектов, которым когда-нибудь занималось украинское правительство. Кстати, это прогнозируют и эксперты УЕФА. Каждый новый чемпионат давал организации большую прибыль, чем предыдущий. Уже сейчас мы начали работу над стратегией туристического развития государства, цель которой сделать из Украины новое привлекательное место для туризма и отдыха иностранцев.

— Где наибольшие риски сегодня?

— В строительстве гостиниц, потому что это — полностью частные инвестиции. Нет ни одной гостиницы, в которой государство принимало бы финансовое участие. Сегодня инвесторы начатых гостиничных объектов столкнулись с проблемой доступа к кредитным ресурсам. В бюджете на 2009 год предусмотрены средства в Стабилизационном фонде, с помощью которых можно компенсировать часть кредитной ставки частному инвестору, который строит гостиницу под Евро-2012. В ближайшее время будет утвержден соответствующий порядок. Кроме того, города приняли абсолютно льготные, практически нулевые ставки за аренду земли и уменьшили много других местных сборов.

У меня недавно была встреча с директором Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартином Райзером. Мы с ним договорились в условиях кризисного года провести конференцию иностранных инвесторов и Украины по вопросам привлечения инвестиций в инфраструктурные объекты и, в частности, в гостиничный бизнес. В ближайший месяц будет обнародована более подробная информация об этом.

— Много объектов для Евро-2012 планировалось построить за деньги инвесторов. На какую сумму инвестиций сегодня уже может реально рассчитывать страна? Откуда они поступают?

— Наибольшая сфера привлечения частных инвестиций — гостиничное хозяйство. На момент объявления решения о проведении Евро-2012 в Украине были единицы гостиниц, которые имели 4—5 звезд, кроме Киева. В целом, для проведения чемпионата, Украина должна иметь около 270 4—5-звездочных гостиниц. По предварительным подсчетам для этого необходимо 50 миллиардов гривен инвестиций. В разных городах с гостиницами ситуация продвигается по-разному. Особых предостережений в отношении Киева нет. Процесс неплохо продвигается во Львове и Одессе.

Только во второй половине 2008 года физически начали реализовать инвестиционные проекты. Многие из них еще находятся на этапе поиска инвестора. Уже состоялось немало инвестиционных форумов вместе с европейскими государствами. Сейчас проводим переговоры о привлечении инвестиций из США при помощи механизма кредитования через Эксимбанк Украины. Намереваемся обсудить возможности общего инвестирования в украинские объекты под Евро-2012 вместе с польскими инвесторами. Так, один из самых масштабных проектов такого сотрудничества — проект первой концессионной платной дороги от западной границы Краковца до Львова, и дальше — на Броды и Киев. Речь идет об инвестиции в несколько миллиардов долларов.

Кроме того, планируем распространить автомобильную концессионную практику на терминальную часть аэропортов. В частности, будет объявлен конкурс на строительство терминала Львовского аэропорта. Такая же перспектива ждет и государственный аэропорт «Борисполь». Я считаю, что эффективнее всего будет вернуть государственные инвестиции в «Борисполь» (200 миллионов дол. только на один терминал Д) можно с помощью концессии. Управление профессиональной компанией аэропортами — нормальная мировая практика.

Сейчас ни один масштабный проект, о реализации которого Украина договорилась с международными финансовыми институтами (ЕБРР, ЕИБ, ВБ), не остановлен. Это ответ на критику тех, кто говорит, что кризис отбивает желание инвестировать. Более того, Украина получает от этих институтов новые сигналы. Так, Львов заключил новый договор с ЕБРР о выделении 50 миллионов евро на подготовку и закупку нового наземного транспорта, строительство дорог.

— Как вообще продвигаются переговоры с Европейским инвестиционным банком для получения кредита на финансирование 50% коммунальных дорог в городах-претендентах?

— Они проходят в рабочем режиме. Последняя встреча была несколько недель назад.

— Какие города могут стать следующими в очереди на получение «дорожных» кредитов после Львова?

— Европейский инвестиционный банк работает и с правительством, и с городами. С одной стороны, речь идет о получении правительством кредита для 50% государственного финансирования при подготовке коммунальных дорог. А с другой стороны, банк отдельно работает с городами.

— Озвучьте, каким вы видите рейтинг готовности каждого из городов-претендентов на Евро-2012, исходя из нынешних реалий.

— Все они имеют как преимущества, так и недостатки. Но в целом видно, что за последние шесть-восемь месяцев каждый из шести городов достиг очевидного прогресса. По стадионам все города продемонстрировали продвижение. Мы практически имеем гарантию того, что до 2012 года будут построены стадионы. Единственный стадион, который еще находится в зоне высокого риска — НСК «Олимпийский». Но до мая 2009 года ситуация с ним стабилизируется. Что касается аэропортов, то работы в Киеве по «Борисполю» продвигаются без проблем. В вопросе с аэропортом «Жуляны» главное, чтобы КМДА определилась со своим участием в перестройке его терминала, ведь государство практически построило полосу. В Харькове заканчивается проектирование взлетной полосы, а инвестор начал строительство терминала. Во Львове работы по построению взлетной полосы начнутся через неделю-другую, а в течение нескольких месяцев объявят тендер на строительство терминала. В Одессе — этап подготовки договора с инвестором. Для того, чтобы начать работы в аэропорту в Днепропетровске, следует дождаться решения СНБО об отмене запрета его приватизации. Только так можно получить инвестора для развития днепропетровского аэропорта. В Донецке инвестора нет, но надеемся, что он скоро появится и начнет строительство терминала, потому что полоса уже готова. С гостиницами не вижу больших рисков в Киеве, Одессе, Львове и Донецке. Со строительством 4-звездочных гостиниц есть определенные вопросы в Харькове и Днепропетровске.

Кроме того, каждый город активно разрабатывает так называемую запасную стратегию в части подготовки аэропортов и гостиниц. Она заключается в размещении на расстоянии до 100 км от главного города проведения матчей чемпионата (час езды автобусом) запасных гостиниц и аэропортов. Для Харькова таким запасным городом станет Полтава, для Днепропетровска — Запорожье, для Львова — рекреационные зоны Трускавца, Моршина и аэропорт Ивано-Франковска, для Одессы — высоко комфортабельные пароходы и другое.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать