Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Государственный земельный банк предлагает дешевые кредиты

Эксперты видят в этом угрозу махинаций с собственностью. «День» искал опровержения или подтверждения наиболее острых «обвинений»
30 октября, 10:32
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦОПРОСА ИНСТИТУТА ГОРШЕНИНА — ПРОДАВАТЬ ЗЕМЛЮ РАДИ ЗАРАБОТКА СЕЛЯНЕ НЕ ХОТЯТ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В июле этого года в Украине начал работу Государственный земельный банк. С начала своего существования он уже не раз становился темой горячих дискуссий. Эксперты ставят под сомнение эффективность функционирования такого учреждения, а оппозиционные политики распространяют мнение о том, что власть хочет обмануть обычного землевладельца.

«День» разбирался в наиболее острых «обвинениях».

ДЕШЕВЫЕ КРЕДИТЫ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ФЕРМЕРУ

2 июля этого года Кабинет министров Украины принял постановление, которым дал старт для создания Государственного земельного банка. В соответствии с документом, в Украине создается Публичное акционерное общество «Государственный земельный банк» с уставным капиталом 120 миллионов гривен. 100% уставного капитала банка принадлежит государству и формируется путем размещения и выпуска 120 миллионов простых именных акций номинальной стоимостью одна гривна каждая. На самом же деле, для формирования уставного капитала Госзембанка на временный счет НБУ Кабмин перечислил 120 миллионов гривен. 6 сентября публичное акционерное общество получило банковскую лицензию № 272.

Банку предоставляется право осуществлять операции с земельными участками и имущественными правами на земельные участки в рамках своего устава и в соответствии с действующими нормами украинского законодательства в сфере земельных отношений.

Госзембанк будет кредитовать лишь малый и средний бизнес, предоставляя небольшие ссуды до двух миллионов гривен и под 12% годовых.

В настоящее время банк уже готовит первые кредитные соглашения, сообщают в Госзембанке. «Госзембанк планирует начать кредитование аграриев по процентной ставке 8-12% годовых с осени текущего года, а в дальнейшем — еще больше снизить ставку. Государственный земельный банк на сегодняшний день рассматривает заявки на кредитование для пополнения оборотных средств от трех аграрных предприятий на сумму около 2 миллионов гривен и сроком до трех лет каждый», — рассказала председатель правления ПАО «Госзембанк» Светлана Скосырская.

Однако возникает вопрос, сможет ли Госзембанк справиться с поставленными задачами? Стоит вспомнить печальную историю банка «Украина», который занимался кредитованием сельского хозяйства. Кредиты были предоставлены фирмам, которые потом не смогли вернуть средства, и банк обанкротился.

Председатель Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар обеспокоен моделью работы Государственного земельного банка. «Нас настораживает сама модель Земельного банка, поскольку в нем совмещаются функции кредитования и покупки-продажи земли. Международный опыт показывает, что эти функции должны четко разграничиваться и не объединяться в одном учреждении», — говорит он. При этом Макар обращает внимание на то, что при функционировании украинской модели работы земельного банка приведет к появлению монополиста на рынке земли. «Заметьте, на сегодняшний день в распоряжении Земельного банка может находиться 10 миллионов гектаров земель. Это площадь, которая равняется площади Болгарии. Эффективно управлять таким земельным банком, не имея соответствующего опыта, — очень непростая задача», — подчеркнул Макар.

Однако в Госзембанке уверяют, что ошибок больше не допустят. «В настоящее время в мире земельные банки действуют уже более ста лет. В Тайване земельный банк работает сто лет и входит в список двухсот крупнейших банков мира. Очень успешно работают земельные банки в Голландии, Германии, в 12 штатах США. Мы изучили опыт и позитивный и негативный, мы взвесили все риски. Мы создали такую политику управления, при которой заимствованные ресурсы никогда не пойдут на выкуп земли. Да, в нашем государстве есть негативный опыт — работа банка «Украина». Но именно для того, чтобы подобное не повторилось, мы прописали категории заемщиков и критерии, на каких условиях это будет делаться» — отметила Скосырская.

«А РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ЧЕМ БУДЕМ»?

Важным и актуальным остается вопрос о финансировании банка. Так, у него есть уставный капитал в размере 120 миллионов гривен, однако этого недостаточно для кредитования малого и среднего бизнеса. Так откуда же Госзембанку взять дополнительные средства?

По мнению заместителя председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады Украины Игоря Сабия, у Земельного банка есть два пути привлечения средств для последующего кредитования аграриев. Первый — «печатать гривны». Однако это приведет к инфляции. Второй — делать внешние заимствования. В этом случае залогом станет земля, которой «к большому сожалению, больше не станет». Вспоминая пример банка «Украина», Сабий выражает опасения относительно того, что аналогичная ситуация может повториться и сейчас. «Все может закончиться тем, что земля, без войны, без агрессии может перейти в собственность иностранных государств. Не имеет значения, к кому, однако стоит обратить внимание на то, что в настоящее время в Украину больше всего инвестируют китайцы», — говорит он.

В возможность возврата кредитных средств не верит и первый заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной Рады Украины Тарас Кутовый. По его словам, не важно, кто будет кредитором. «Я считаю, что в конечном итоге эти деньги нужно будет возвращать. Как всегда, в нашей аграрной отрасли это было безуспешно, якобы такие у нас аграрии, не смогли вернуть кредиты. Тогда начнется разговор о земле. Мы знаем, что сегодня этот разговор уже имеет свои начала. Сегодня речь идет о поставках зерна. Мы имеем соответствующие программы по финансированию проектов в Украине. Все это сматывается в один большой клубок проблем, которые в действительности потом будет почти невозможно размотать», — говорит Кутовый.

В Земельном банке объясняют, что на кредитование пойдут средства от аренды земель и деньги других банков. Теперь он сотрудничает с банком «Агриколь», в которого проблемная задолженность по аграриям составляет 1,5%, и с «Ощабанком», где задолженность по сельскохозяйственным кредитам составляет  2—2,5%. «Мы используем те схемы, которые позволят нам «фильтровать» кредиты. Потому что когда мы приходим в банки и говорим, что мы готовы финансировать кредитные проекты под 12% годовых, то мы имеем возможность выбирать самые выгодные кредиты» — говорит Светлана Скосырская. По ее словам, сейчас в аренде находится 1,5 миллиона гектаров земли. Госзембанк уже разработал несколько новых проектов и планирует вместе с международными ассоциациями разрабатывать ряд проектов, которые позволят создавать новые предприятия на тех землях, которые сегодня обрабатывают. Заимствованные средства, говорят в банке, будут идти «под конкретные программы и проекты, отвечающие сроку и целевому направлению тех соглашений, которые будут заключены».

Скосырская заверила: «китайских» денег в кредитовании украинских аграриев не будет. «Я официально заявляю, что не было никаких переговоров относительно заимствования средств у Китая по программам Земельного банка. Но информация, которая есть в прессе, не является достоверной. Скорее всего, она была инспирирована специально для того, чтобы не дать развития Земельному банку», — сказала она.

ЧАСТНУЮ ЗЕМЛЮ — В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ?

Еще одним важным вопросом в деятельности Государственного земельного банка является вопрос отмены для Земельного банка моратория на продажу сельскохозяйственной земли. Соответствующий законопроект под номером № 2181а «О внесении изменений в некоторые законы относительно упрощения передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность и пользование» рассматривался в парламенте

10 октября. Согласно нему, право покупать аграрные земли до 1 января 2016 года предоставляется лишь Госзембанку. По мнению экспертов, по меньшей мере два года украинцы-владельцы земли смогут продавать паи только одному юридическому лицу — Госзембанку.

В тот же день Верховная рада отказалась от рассмотрения соответствующего законопроекта. А позже председатель Министерства аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк заверил, что Государственный земельный банк не получит приоритетного права на покупку-продажу земли сельскохозяйственного назначения. «Если будет рынок, если будет разрешение, Государственный земельный банк будет покупать на равноправной основе», — сказал он.

Но опасение того, что законопроект № 2181а могут еще раз рассмотреть, а, возможно, и принять, не исчезают.

По мнению Кутового, земля, которую власть хочет перевести в государственную собственность путем скупки ее через Государственный земельный банк, является единственным источником доходов. «При условии отсутствия денег и при условии наличия почти 10    миллионов гектаров земли в государстве на сегодняшний день возникает вопрос — зачем государству еще земля? Выводы очевидны. Сегодня единственным источником средств, которые привлекает государство, является ликвидный актив. И, по мнению всех специалистов, это — земля. Поэтому понемногу, планомерными шагами мы подходим к тому, что мораторий фактически будет отменен, но лишь для одного участника рынка — Госзембанка», — отмечает он.

В свою очередь, Скосырская заверяет, что об этом говорить рано, поскольку законопроект будет выноситься на обсуждение, скорее всего, «уже в следующем году».

Главный юридический советник проекта USAID «АгроИнвест» Павел Кулинич советует «смотреть немного дальше». «По окончании моратория банк должен стать регулятором рынка земель. Здесь нужно смотреть по конъюнктуре. Если цены на землю падают, то банк должен такие земли скупать», — говорит он.

ГОЛОС АГРАРИЯ!

Генеральный директор агрофирмы «Барвинок» (г. Харьков) Александр Куприянов отмечает: дискуссии и экспертов, и политиков, и руководства Земельного банка — далеки от реалий села. «Я считаю, что для управления резервными землями нужно создать единый центр, который всем назначит четкую прозрачную процедуру и единую ставку арендной платы. Сейчас мы платим за государственную землю 606 гривен за гектар, за паевую — 628 гривен. Говорят о том, что на паевой земле можно развивать животноводство. А как это сделать, если паевая земля сдается всего на 5 лет? Производственный же цикл молочного животноводства — это, как минимум, семь лет. Те вещи, о которых мы говорим, являются очень спорными», — говорит Куприянов.

Также Александр Куприянов заверил, что украинскую землю никто не сможет скупить, потому что люди ее просто не будут продавать. «За 10 лет практики я могу сказать, что всего 20 человек пришли с предложением продать землю — это очень мало. А так оно и есть. В основном люди приходят продавать землю, когда куда-то выезжают, или когда просто срочно нужны деньги, например, на операцию. Также мы проводили опрос среди людей. Они не хотят продавать землю и не будут этого делать», — отмечает он.

Мария ЮЗЫЧ


К ТЕМЕ!

Более 2/3 жителей села не хотят работать на агропредприятиях и не выращивают продукты на продажу в собственных хозяйствах, — соцопрос.

Таковы результаты опроса 2 тысяч жителей села из более чем 120 сел Украины обнародовал Институт Горшенина. Живут же они в основном за счет пенсий, зарплат и подработок в городе или за рубежом. 12% опрошенных отметили, что им или членам их семей приходилось выезжать на заработки в другие города Украины, 6% — в Россию, приблизительно 6% — в Европу. 71% респондентов на заработки не выезжал.

Семейный доход 40% респондентов — от 2 до 5 тыс. грн. Почти столько же жителей села считает эту сумму достаточной для жизни.

«Тот факт, что более 40% сельских жителей имеют совокупный семейный доход в размере 5 тыс. грн., говорит о том, что не все там так плохо, — говорит эксперт Института Горшенина Владимир Застава. — Вместе с тем нас удивило, что как пенсионеры идентифицируют себя только треть жителей сел. Это достаточно мало, ведь в сознании граждан бытует мнение, что в селах живут лишь пенсионеры».

В то же время бизнес-климат на селе респонденты оценивают негативно. Ведь почти треть опрошенных убеждена, что стать предпринимателем в своем селе просто невозможно, еще четверть — склоняется к такому мнению. Оптимистов же — лишь 10%. Еще меньше — около 4% жителей села — считают, что в их селе даже возможно сделать карьеру. В обратном же уверены 44%. Приблизительно по 40% и тех, кто считает, что можно получить доход от своей земли, и тех, кто убежден в обратном.

Но продавать землю ради заработка жители села не хотят, свидетельствуют результаты опроса. Ведь почти 63% респондентов считают, что земля не должна становиться товаром. Приблизительно столько же самостоятельно и обрабатывают свои участки. В аренду землю отдали лишь 17% опрошенных.

Алексей САВИЦКИЙ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать