Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Иммануил Кант, немецкий философ, писатель, антрополог, физик, библиотекарь, педагог, родоначальник немецкой классической философии

«И один в поле воин»

или Мораторий как особенность национальных земельных отношений
8 августа, 2018 - 19:20
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Это не отрывок остросюжетного приключенческого романа украинского советского писателя Юрия Дольд-Михайлика о разведчике Григории Гончаренко, который в годы немецко-советской войны действовал в глубоком вражеском тылу.

Это несколько эпизодов из деятельности и о стойкости героя и борца за особенности национальных земельных отношений — «мораторий» на продажу земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, который действует уже свыше 15 лет.

Разведчики немецко-советской войны, по-видимому, могли бы только позавидовать такой его стойкости и долголетию. Кроме того, во внедрении «моратория» есть даже что-то магическое.

Показательным в этом плане является сравнение нелегкой судьбы людей-дикарей на острове из песни «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки» — мол, «видно, в понедельник их мама родила» и судьбы нашего героя, которого мама родила в четверг.

Впервые мораторий внедрен в четверг 18 января 2001 года Законом Украины «О соглашениях по отчуждению земельной доли (пая)» как временная мера по урегулированию порядка реализации прав граждан и юридических лиц на земельную долю (пай) Земельным кодексом Украины.

Снова в четверг 25 октября 2001 года, через девять месяцев, принят Земельный кодекс Украины, который дал новый импульс развитию земельных отношений и урегулировал вопрос о порядке реализации прав граждан и юридических лиц на землю и между тем тихонько внедрил запрет на продажу земель сельскохозяйственного назначения, или так называемый мораторий.

И это при том, что Земельным кодексом Украины были определены основные принципы земельного законодательства, которые должны обеспечить равенство прав собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства, гарантировать невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей и гарантировать права на землю.

Кодексом определено право собственности на землю как право владения, пользования и распоряжения земельными участками, которое приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, а также других законов, которые издаются в соответствии с ними и основанием приобретения права собственности на земельные участки.

И в то же время внедрен запрет владельца земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, земельных долей (паев) до 1 января 2005 года продавать или иным образом отчуждать принадлежащие им земельные участки и земельные доли (паи), кроме обмена, передачи их в наследство и при изъятии земель для общественных потребностей.

Если первое внедрение моратория мотивировалось необходимостью урегулирования вопросов порядка реализации прав граждан и юридических лиц на земельную долю (пай) Земельным кодексом Украины, то после их законодательного урегулирования Земельным кодексом — внедрен запрет на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения уже без какой-то мотивации, что не в полной мере корреспондируется с основными принципами земельного законодательства и его положениями относительно реализации права собственности граждан на земельные участки.

И с того времени мораторий расправил свои орлиные крылья. Он внедряется, несмотря на нормы Конституции.

Запрет на продажу сельскохозяйственных земель в Украине внедрен вопреки принципу верховенства права и гарантированного Конституцией Украины права собственности на землю. Конституцией гарантированное право собственности, которое включает право владения, пользования и распоряжаться своей собственностью и ее нормы имеют наивысшую юридическую силу.

Но эти все требования не для моратория, потому что он над «временем и пространством» и ему безразлична система украинского законодательства. Прошло уже семнадцать лет, а наш «боец» ведет активную борьбу за то, чтобы каждый гражданин или юридическое лицо могли воспользоваться своими правами на землю, предоставленными им Конституцией.

С принятием Земельного кодекса Украины в 2001 году мораторий продолжили сначала до 2005 года и потом еще целых 9 раз до 1 января 2019 года. «Крепким орешком» оказался мораторий. Брюс Уиллис отдыхает.

Вот вам и временная мера! — как говорят, что в очередной раз убеждает в истинности слов, «Нет ничего более постоянного, чем временное».

Неоднократные попытки побороть мораторий потерпели неудачу. Магический четверг постоянно его выручает.

Еще несколько фактов. Кабинетом Министров Украины инициирован и подан на регистрацию проект Закона Украины «О рынке земель» от четверга (!) 27.12.2002 года. Результат — через два года законопроект возвращен субъекту инициативы.

Лишь раз мораторий находился за шаг до поражения, а именно в четверг (!) 17 июня 2004 года (14 лет назад) в первом чтении был принят проект Закона Украины «О рынке земель», но, к сожалению, на этом вся эпопея и закончилась, несмотря на то, что Комитет Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений рекомендовал Верховной Раде Украины принять законопроект во втором чтении и в целом как закон. Но магический четверг, когда законопроект был принят в первом чтении, помог мораторию и все усилия по внедрению рынка земель на этом закончились. Ну как здесь не поверить в магию!

Еще один пример. 13 сентября 2005 года состоялись парламентские слушания: «Современное состояние и перспективы развития земельных отношений в Украине».

По результатам слушаний в еще один четверг, 22 сентября 2005 года, принято Постановление Верховной Рады Украины О Рекомендациях парламентских слушаний «Современное состояние и перспективы развития земельных отношений в Украине», в котором отмечено, что с принятием нового Земельного кодекса Украины определилась земельная политика государства, которая концентрируется на окончательном решении проблем развития отношений собственности на землю, формировании цивилизованного рынка земель, развитии ипотечного кредитования, усовершенствовании системы земельных платежей, повышении эффективности управления земельными ресурсами, улучшении организации государственного контроля за использованием и охраной земель.

Постановлением рекомендовано Верховной Раде Украины рассмотреть в первоочередном порядке ряд законопроектов, среди которых проект закона о рынке земель. Но на этом все и закончилось.

Относительно открытия рынка земель проведены еще парламентские слушания: «Земля в украинской судьбе: ситуация в земельной сфере, законодательное обеспечение земельных отношений и практика его реализации» (23 марта 2011 года), «Регуляция обращения земель сельскохозяйственного назначения: поиск украинской модели» (21 декабря 2016 года).

По результатам этих парламентских слушаний, несмотря на требования части восьмой статьи 236 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», которой отмечено, что по результатам парламентских слушаний Верховная Рада на пленарном заседании принимает постановление Верховной Рады, которым одобряет соответствующие рекомендации, постановления не принимались. Вот вам и непреодолимый мораторий!

«Ай да мораторий! Ай да сукин сын!» Не в обиду Пушкину, но первая публикация его исторической драмы «Борис Годунов» состоялась через шесть лет после ее написания, а «мораторий» обрел законодательный статус, как предусмотрено природой — через девять месяцев, в четверг, после того, как он впервые появился в четверг на свет. Так может в этом его магическая сила.

Интересная ротация мотиваций условий снятия запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения!

Первое внедрение моратория мотивировалось отсутствием законодательно урегулированного порядка реализации прав граждан и юридических лиц на земельную долю (пай).

Потом Земельным кодексом Украины просто, без какой-либо мотивации, введен запрет продажи земельных участков гражданам и юридическим лицам, которые имеют в собственности земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также гражданам Украины — владельцам земельных долей (паев).

Законом Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов» от 19 декабря 2006 года определено, что покупка-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев) внедряется с 1 января 2008 года при условии вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель, определив особенности обращения земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства.

А уже Законом Украины «О внесении изменений в раздел X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины относительно запрета на отчуждение и изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения» от 20 декабря 2011 года отмечено, что условием снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения является вступление в силу закона о рынке земель, но не раньше 1 января 2013 года.

Упомянутая редакция вызывает некоторые вопросы, о чем свидетельствует дуализм условий снятия моратория. Выходит, что вступление в силу закона о рынке земель еще не является основанием для снятия моратория, значит, есть какие-то другие условия его снятия, что свидетельствует о возможности перманентного перенесения снятия запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения на любой срок, независимо от принятия и вступления в силу закона о рынке земель.

Свидетельством этому является принятый 20 ноября 2012 года Закон Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины», которым определено условие и срок внедрения купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, а именно со вступлением в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2016 года.

Если бы Верховной Радой в 2013 году был принят закон об обращении земель сельскохозяйственного назначения, то его внедрение было бы возможно не ранее 1 января 2016 года, а возможно и в другой срок.

На сегодня в Земельном кодексе Украины отмечено, что снятие моратория возможно при условии вступления в силу закона об обращении земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2019 года.

Попытка 55 народных депутатов решить вопрос п снятия моратория путем конституционного представления в Конституционный Суд Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) пунктов 14, 15 Раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины также не дала позитивных результатов. Конституционным Судом Украины принято постановление от 14.02.2018 №4-у/2018 об отказе в открытии конституционного производства.

В чем же его сила? Неужели в счастливом дне недели появления его на мир?

Безусловно, некоторые сопоставления — вещь интересная, но не в том дело.

Возможно, сила моратория в слабости некоторого депутатского корпуса перед искушением решать судьбы миллионов граждан независимо от их конституционных прав и неосведомленности граждан относительно реальных инициатив правительства и отдельных представителей депутатского корпуса по снятию запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения.

По результатам социологических исследований проекта USAID АгроИнвест от 31 июля 2017 года всего 16,6% владельцев земельных долей (паев) имеют непосредственные знания по этим вопросам, а всего 6% граждан смогли самостоятельно проработать законодательство или ознакомиться с аналитическими обзорами.

Парадоксальные результаты получены после опросов на предмет внедрения рынка земель: 2/3 граждан против отмены моратория и в то же время 1/2 — за возможность продажи своей земли.

Отмеченные социологические исследования показали отсутствие знаний у владельцев земельных долей (паев) о законодательных инициативах относительно необходимости снятия моратория и создания соответствующей национальной модели аграрного сектора и развития земельных отношений.

Неосведомленность граждан в вопросах рынка или обращения земель сельскохозяйственного назначения в значительной степени повлияла на распространение среди граждан разных мифов об опасности снятия запрета их конституционного права на распоряжение своей собственностью на земельные участки.

Дискуссии вокруг вопросов включения в экономическое обращение земель сельскохозяйственного назначения, которые продолжаются на телеканалах и СМИ, отличаются неизменностью риторики. Это и судьба наших земель в агроэкологическом аспекте, их защита и охрана, дискуссии о будущем развитии фермерских хозяйств, риски возможной монополизации земель своими олигархами и зарубежными компаниями, закрепощение жителей села, обесценение земель, неготовность аграрного сектора к открытию полноценного рынка земель, активизация развития теневого рынка земель и др.

Особенным цинизмом выглядит активизация развития теневого рынка земель. По словам Народного депутата Украины Ярослава Маркевича, по данным НАБУ из-за коррупции в земельной сфере государство понесло убытки на сумму свыше 450 млн гривен из-за потерь лишь свыше 7 тысяч гектаров по 25 уголовным производствам. Если теневой рынок развивается, то почему законодательно не внедрить открытый и урегулированный рынок земель? Тайна за семью печатями.

Между тем, за период действия моратория количество сельского населения уменьшилось. За период 2001-2016 гг. количество сельского населения в Украине  уменьшилось на 2,9 млн человек. Для сравнения, это общее количество населения таких стран, как Армения, Литва или города Киева по состоянию на 01.01.2017 г.

За период 2007—2016 гг. уменьшилось количество сельских населенных пунктов на 127 единиц, или ежегодно исчезает почти 13 сел.

Количество занятого населения в сельском, лесном и рыбном хозяйстве за период 2012—2016 гг. уменьшилось на 629,5 тыс. человек, или на 18%. Уменьшилось количество экономически активного населения на селе. За период 2007—2016 гг. количество экономически активного населения на селе уменьшилось на 1,3 млн человек, а количество занятого населения уменьшилось на 1,5 млн человек за счет увеличения количества безработных.

Потенциально возможным ресурсом для создания микро- и малых организационных структур в аграрном секторе являются имеющиеся домохозяйства населения. К сожалению, за последние семь лет количество домохозяйств уменьшилось на 2,1 млн, а их вклад в сельскохозяйственное производство Украины за аналогичный период уменьшился на 12,1%.

В 2016 году хозяйствами населения выработано продукции сельского хозяйства на сумму 109,5 млрд грн, или 43% от общей стоимости продукции сельского хозяйства в Украине, что на 16,5 млрд грн, или 18,6% меньше уровня 2000 года.

В 2017 году средний размер площади земли домохозяйств в Украине составил 1,23 гектара, в том числе домохозяйств с площадью земли 0,5 гектара и меньше — 0,28 гектара, домохозяйств с площадью земли 0,51—1,0 гектар — 0,70 гектара и домохозяйств размером 1,01 гектара и больше — 4,07 гектара.

Удельный вес земельных частей-паев и арендованных земельных участков в общей площади домохозяйств в Украине составил в 2017 году 46,7%, из них наибольший удельный вес земельных частей-паев и арендованных земельных участков в общей площади домохозяйств составляет 63,5% у домохозяйств с площадью земли 1,01 гектара и больше.

Средняя часть домохозяйств, которые содержат любой вид сельскохозяйственных животных в Украине, в 2017 году составила 65,4%, в том числе крупный рогатый скот соответственно 33,3%, коров — 31,8%, свиней — 40,1%, птицу — 96,4%.

Значительная часть домохозяйств имеет производственные сооружения и помещения. В 2017 году 60% домохозяйств имели сооружения и помещения для хранения урожая, 27,4% — для хранения кормов, 43,8% — для содержания сельскохозяйственных животных, 59,2% — сооружения и помещения комплексного использования.

По данным Госкомстата в 2017 году для обработки земли ручной труд использовали 91% домохозяйств от общего количества домохозяйств, которые обрабатывали землю, 24,8% — использовали лошадей,  80,8% — трактор. Кроме того, 8,2% домохозяйств обрабатывают землю вручную, 1,0% — лошадьми и волами, 7,5% — трактором, 10% — вручную и лошадьми и волами, 59,5% — вручную и трактором, 0,5% — лошадьми, волами и трактором, 13,3% — вручную и лошадьми, волами и трактором.

Так и хочется провести аналогию развития сельского хозяйства на Полтавщине в 1900 году, где бедняцкие хозяйства имели 248086 деревянных плугов и сох, 82053 деревянных бороны. Сеяли вручную, жали серпами и косами, молотили цепами.

Продолжение следует...

 

Юрий МИКИТЕНКО, економист
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments