Демократия — это когда два волка и ягненок голосуют насчет обеденного меню. Свобода — это когда хорошо вооруженный ягненок оспаривает результат такого голосования
Бенджамин Франклин, один из основателей США, политический деятель, дипломат, ученый, писатель, журналист, издатель, масон

Как выглядят «транспортные артерии» здорового государства

Шведский подход к устойчивому развитию. Часть 2
12 июня, 2018 - 17:01

В начале года правительство Швеции решило возвращать своим гражданам 25% стоимости электрических велосипедов, трициклов и квадроциклов. Общая сумма субсидий будет составлять 350 миллионов шведских крон, или 12 миллионов долларов в год.

Любой гражданин Швеции, который приобрел легкое средство передвижения с электромотором после 20 сентября 2017 года, имеет право на возврат 25% его стоимости от государства.

Таким образом правительство Швеции будет стимулировать переход граждан на электротранспорт. Кроме того, шведская власть будет следить за производителями и продавцами электровелосипедов, чтобы не допустить автоматического повышения цен на сумму скидки.

Таким образом Швеция стабильно двигается к достижению одной из Целей устойчивого развития — №7 — «Обеспечение доступа к недорогим, надежным, стойким и современным источникам энергии для всех».

В прошлом году в Швеции было продано около 67 тысяч электрических велосипедов. «Исследования показывают, что электрические велосипеды заменяют автомобили, — говорит министр экологии Швеции Каролина СКОГ. — Сейчас рынок начал развиваться, и у нас появился хороший выбор моделей».

Швеция является одним из мировых лидеров в сфере продвижения электротранспорта. В прошлом году вблизи Стокгольма шведы запустили тестовый участок дороги, который способен подзаряжать автомобили, оборудованные специальным токоприемником, на ходу. Стоимость одного километра такой дороги — один миллион евро (около 30 миллионов гривен).

А в небольшом городке Эсклельстуна, где побывали участники образовательного тура, посвященного изучению опыта Швеции в достижении Целей устойчивого развития, организованного ПРООН Украины для экспертов и представителей правительственных структур, муниципалитет развивает сеть остановок общественного транспорта, которые выполняют функцию подзаряжающих станций. Кстати, электроэнергию здесь получают от переработки отходов. Пока пассажиры занимают свои места, «зеленый» автобус под заряжается.

В целом в Швеции прекрасно развит общественный транспорт. Во-первых, он — комфортный и удобный. Во-вторых, таким образом шведы придерживаются одного из своих принципов, о котором мы рассказывали в первой части серии публикаций («Шведский подход к устойчивому развитию», «День» от 1 июня 2018 года), — «разумного потребления». А в-третьих, личные авто в Швеции — это элемент «роскоши», ведь государство предусмотрело, что каждый владелец авто платит не только годовые налоги за пользование автомобилем, но и за то, что просто пользуется им ежедневно (на всех дорогах через определенный интервал установлены своеобразные пропускные пункты, на вид высокие рамы-турники на ширину всей дороги, в которые вмонтированы датчики и камеры, фиксирующие проезд транспортного средства). Поэтому каждый владелец авто платит за свой комфорт (кстати, тариф зависит от габаритов машины). А владельцы «бензиновых» авто платят дополнительно еще и так называемые эконалоги.

Шведская железная дорога считается одной из самых технологичных в мире. Паромный транспорт — прекрасный способ передвижения по Скандинавии. А внутреннее авиасообщение в Швеции — это комфортно и быстро (менее часа в воздухе).

Отдельного внимания заслуживает Стокгольмское метро.

Стокгольмский «тюнельбан» (Tunnelbana — именно так скандинавцы называют свое метро) получил мировую славу благодаря своему необычному стилю. Практичные шведы превратили общественный транспорт своей столицы в... музей. Самая длинная художественная галерея мира — такое звание стокгольмское метро получило вполне заслуженно.

Путешествуя по Стокгольмскому метро, словно попадаешь в захватывающий мир истории. Более 90 из 100 станций метро украшены скульптурами, мозаиками, картинами, гравюрами.

Построили метро в 1950 году, но первые экспозиции появились в нем в 1957-м. Протяжность всех линий Стокгольмского метро составляет около 110 километров. Над произведениями в метро работали около 150 художников.

Все станции совершенно разные: некоторые украшены витражами, другие — элементами древних дворцов. На некоторых станциях метро изображены эпизоды видеоигр. А спуск на эскалаторе на красной линии метро напоминает выход из логова чудовища — все очень неожиданно и волнующе. Не зря в Стокгольмское метро приезжают, как на экскурсию, многие туристы.

Метро в Стокгольме, как и все поезда в Швеции, ходит в обратную сторону. У них левостороннее движение. Так сложилось исторически, автомобильное движение переведено на правостороннее 3 сентября 1967 года. А поезда так и остались.

Мобильные телефоны в Стокгольмском метро работают и между станциями. Эскалаторы включаются автоматически, когда к ним подходят люди. Даже здесь проявилась вечная забота шведов о природе и сохранении электроэнергии. Многие эскалаторы на первый взгляд не работают, но как только ты становишься на ступеньку, механизм включается, набирает скорость и везет тебя вверх.

Есть еще одна особенность в метро в Стокгольме. У поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и сообщает в микрофон, что он собирается закрывать двери.

Проездной билет в метро можно купить в автомате на станции или в кассе. Город разделен на три зоны, соответственно и цена одноразового проезда варьирует и может достигать более 70 крон (приблизительно 210 грн). Но действует система скидок для разных вариантов многоразовых билетов — их покупать намного выгоднее. Следует отметить, что проездные билеты в Стокгольме, как одноразовые, так и многодневные и недельные, распространяются на все виды транспорта. В шведской столице хорошо налажена автобусная система, а еще такой проездной дает возможность пользоваться водной переправой. Обычно это 10-минутное путешествие, столь привычное для жителей столицы, но замечательный повод для туристов посмотреть на Стокгольм с Балтийского моря.

P.S. «День» благодарит ПРООН Украины за предоставленную возможность освещать опыт Швеции в достижении Целей устойчивого развития для наших читателей.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День». Киев — Стокгольм — Киев. Фото автора
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments