Хорошая газета — это нация, разговаривающая сама с собой.
Артур Миллер, американский драматург и прозаик

Как выглядят «транспортные артерии» здорового государства

Шведский подход к устойчивому развитию. Часть 2
12 июня, 2018 - 17:01

В начале года правительство Швеции решило возвращать своим гражданам 25% стоимости электрических велосипедов, трициклов и квадроциклов. Общая сумма субсидий будет составлять 350 миллионов шведских крон, или 12 миллионов долларов в год.

Любой гражданин Швеции, который приобрел легкое средство передвижения с электромотором после 20 сентября 2017 года, имеет право на возврат 25% его стоимости от государства.

Таким образом правительство Швеции будет стимулировать переход граждан на электротранспорт. Кроме того, шведская власть будет следить за производителями и продавцами электровелосипедов, чтобы не допустить автоматического повышения цен на сумму скидки.

Таким образом Швеция стабильно двигается к достижению одной из Целей устойчивого развития — №7 — «Обеспечение доступа к недорогим, надежным, стойким и современным источникам энергии для всех».

В прошлом году в Швеции было продано около 67 тысяч электрических велосипедов. «Исследования показывают, что электрические велосипеды заменяют автомобили, — говорит министр экологии Швеции Каролина СКОГ. — Сейчас рынок начал развиваться, и у нас появился хороший выбор моделей».

Швеция является одним из мировых лидеров в сфере продвижения электротранспорта. В прошлом году вблизи Стокгольма шведы запустили тестовый участок дороги, который способен подзаряжать автомобили, оборудованные специальным токоприемником, на ходу. Стоимость одного километра такой дороги — один миллион евро (около 30 миллионов гривен).

А в небольшом городке Эсклельстуна, где побывали участники образовательного тура, посвященного изучению опыта Швеции в достижении Целей устойчивого развития, организованного ПРООН Украины для экспертов и представителей правительственных структур, муниципалитет развивает сеть остановок общественного транспорта, которые выполняют функцию подзаряжающих станций. Кстати, электроэнергию здесь получают от переработки отходов. Пока пассажиры занимают свои места, «зеленый» автобус под заряжается.

В целом в Швеции прекрасно развит общественный транспорт. Во-первых, он — комфортный и удобный. Во-вторых, таким образом шведы придерживаются одного из своих принципов, о котором мы рассказывали в первой части серии публикаций («Шведский подход к устойчивому развитию», «День» от 1 июня 2018 года), — «разумного потребления». А в-третьих, личные авто в Швеции — это элемент «роскоши», ведь государство предусмотрело, что каждый владелец авто платит не только годовые налоги за пользование автомобилем, но и за то, что просто пользуется им ежедневно (на всех дорогах через определенный интервал установлены своеобразные пропускные пункты, на вид высокие рамы-турники на ширину всей дороги, в которые вмонтированы датчики и камеры, фиксирующие проезд транспортного средства). Поэтому каждый владелец авто платит за свой комфорт (кстати, тариф зависит от габаритов машины). А владельцы «бензиновых» авто платят дополнительно еще и так называемые эконалоги.

Шведская железная дорога считается одной из самых технологичных в мире. Паромный транспорт — прекрасный способ передвижения по Скандинавии. А внутреннее авиасообщение в Швеции — это комфортно и быстро (менее часа в воздухе).

Отдельного внимания заслуживает Стокгольмское метро.

Стокгольмский «тюнельбан» (Tunnelbana — именно так скандинавцы называют свое метро) получил мировую славу благодаря своему необычному стилю. Практичные шведы превратили общественный транспорт своей столицы в... музей. Самая длинная художественная галерея мира — такое звание стокгольмское метро получило вполне заслуженно.

Путешествуя по Стокгольмскому метро, словно попадаешь в захватывающий мир истории. Более 90 из 100 станций метро украшены скульптурами, мозаиками, картинами, гравюрами.

Построили метро в 1950 году, но первые экспозиции появились в нем в 1957-м. Протяжность всех линий Стокгольмского метро составляет около 110 километров. Над произведениями в метро работали около 150 художников.

Все станции совершенно разные: некоторые украшены витражами, другие — элементами древних дворцов. На некоторых станциях метро изображены эпизоды видеоигр. А спуск на эскалаторе на красной линии метро напоминает выход из логова чудовища — все очень неожиданно и волнующе. Не зря в Стокгольмское метро приезжают, как на экскурсию, многие туристы.

Метро в Стокгольме, как и все поезда в Швеции, ходит в обратную сторону. У них левостороннее движение. Так сложилось исторически, автомобильное движение переведено на правостороннее 3 сентября 1967 года. А поезда так и остались.

Мобильные телефоны в Стокгольмском метро работают и между станциями. Эскалаторы включаются автоматически, когда к ним подходят люди. Даже здесь проявилась вечная забота шведов о природе и сохранении электроэнергии. Многие эскалаторы на первый взгляд не работают, но как только ты становишься на ступеньку, механизм включается, набирает скорость и везет тебя вверх.

Есть еще одна особенность в метро в Стокгольме. У поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и сообщает в микрофон, что он собирается закрывать двери.

Проездной билет в метро можно купить в автомате на станции или в кассе. Город разделен на три зоны, соответственно и цена одноразового проезда варьирует и может достигать более 70 крон (приблизительно 210 грн). Но действует система скидок для разных вариантов многоразовых билетов — их покупать намного выгоднее. Следует отметить, что проездные билеты в Стокгольме, как одноразовые, так и многодневные и недельные, распространяются на все виды транспорта. В шведской столице хорошо налажена автобусная система, а еще такой проездной дает возможность пользоваться водной переправой. Обычно это 10-минутное путешествие, столь привычное для жителей столицы, но замечательный повод для туристов посмотреть на Стокгольм с Балтийского моря.

P.S. «День» благодарит ПРООН Украины за предоставленную возможность освещать опыт Швеции в достижении Целей устойчивого развития для наших читателей.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День». Киев — Стокгольм — Киев. Фото автора
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments