Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кровь от «Сармата» из солода, хмеля и воды

Скандал вокруг Донецкого пивзавода: «кидалы» против мистеров «икс»?
23 декабря, 00:00
Узнаваемые местным потребителем марки пива (и к тому же правильно оформленные в смысле интеллектуальной собственности) — отличный взнос в уставной фонд нового совместного предприятия, «тянущий» на не менее значительную сумму в иностранной валюте

 Генеральный директор АОЗТ «Донецкий пивоваренный завод» Ю. Павленко был убит вечером в подъезде собственного дома, когда возвращался с работы. Пивовара вначале избивали и несколько раз пырнули заточенной отверткой, а когда он, сумев вырваться, бросился убегать, — вслед прозвучали выстрелы из «Макарова». 

«САМОЕ ГРАНДИОЗНОЕ КИДАЛОВО»

Между тем и без убийства вокруг Донецкого пивоваренного завода в последнее время, как оказалось, стягивался тугой клубок интересов и страстей.

Началось все в декабре 1993 г., когда тогдашний директор пивзавода А. Павленко (отец Юрия) заключил договор с зарегистрированной в США компанией «D.B.S. America Inc.» о создании совместного предприятия. Предполагалось, что украинская сторона будет владеть 51% акций (в счет чего СП передавался целостный имущественный комплекс завода), вклад другого учредителя оценивался в $331 тыс. На эту сумму «D.B.S. America Inc.» брала обязательство поставить технологическое оборудование для модернизации производства в Донецке, плюс к тому — передать права на некую торговую марку.

Далее, в апреле следующего года, наступает момент, который впоследствии Ю. Павленко неоднократно публично характеризовал как «самое грандиозное кидалово всех времен и народов». Тогдашний директор пивзавода Алексей Павленко выезжает на лечение в США. По уставу совместного предприятия право первой подписи на это время передается главе наблюдательного совета СП и президенту «D.B.S. America Inc.» Юрию Доронину.

Как раз в отсутствие директора пивзаводу переводятся из США $320 тыс. Впрочем, «красовались» они на его счете всего... два банковских дня: распоряжением Ю. Доронина деньги вновь отправляются за океан —для закупки обусловленной технологической линии. Более на Донецком пивзаводе ни долларов, ни оборудования от американских партнеров никто не видел.

Прошло три года. От сердечного приступа скончался Алексей Павленко, и бразды принял сын Юрий (семье Павленко принадлежит значительный пакет акций приватизированного предприятия). Весьма странно, по мнению многих, погиб президент «D.B.S. America Inc.» Ю. Доронин, выпав на загородной трассе на полном ходу из собственной иномарки. На идее «раскрутиться» за счет долларовой инвестиции донецкие пивовары поставили крест и на одном из акционерных собраний, что называется, по-быстрому признали украинско-американское СП распущенным. Однако, как показали дальнейшие события, торопиться в этом деликатном деле как раз и не следовало.

В декабре 1997 г., за считанные дни до истечения срока исковой давности, «D.B.S. America Inc.» вновь неожиданно заявила о себе, подав в Донецкий областной арбитражный суд заявление о восстановлении в правах собственности. Иск основывался на многочисленных нарушениях процедуры в ходе роспуска СП, и областной арбитраж принял решение в пользу истца.

Молодой директор ДПЗ, однако, заявил, что отдать фактически «за так» неизвестным дядям половину предприятия, принесшего только в минувшем году 22 млн. грн. прибыли, он не позволит. Однако его доводам (что в далеком 1994 году мало кто из донецких руководителей разбирался в тонкостях корпоративного права и что нельзя же из-за чисто формальных казусов обогатить инвестора, который «только помахал у нашего носа деньгами») не вняли — ни коллегия областного арбитража, ни первая инстанция Высшего арбитражного суда.

В октябре как раз намечалось повторное слушание дела в Высшем арбитражном суде, к чему непокорный директор деятельно готовился (получив, согласно его же заявлениям, ряд принципиальных разъяснений и заведя знакомства с народными депутатами, строящими свой имидж на обеспокоенности защитой национального производителя, и т.п.).

С этим, собственно, и связывается первая версия этого убийства в Донецке.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ

Ради справедливости следует сказать, что подобный вариант событий сразу же вызывает несколько резонных возражений. Во-первых, как ни дико об этом говорить, технология заказных убийств отечественными «спецами» откатана за последние годы в совершенстве, а то, что произошло в подъезде девятиэтажки по донецкому Школьному бульвару, в схемы никак не ложится. Скорее уж похоже, что Ю. Павленко собирались не смертельно «помять», преподать урок, а он вырвался и побежал, спутав карты преступников, — и тогда прозвучали «внеплановые» выстрелы.

Самые же весомые аргументы против приведенной выше версии заключаются в следующем. Как считают многие местные юристы и знатоки арбитражной практики, «D.B.S. America Inc.» уже практически выиграла тяжбу за половину собственности завода и подобный трагический «акцент» в развитии ситуации был не в ее интересах.

Логично в таком случае предположить наличие третьей стороны в конфликте, которая умело «подставила» «D.B.S. America Inc.», пытаясь переломить ход событий. По некоторым сведениям, подобный вариант рассматривает ныне в числе прочих и официальное следствие, проверяя ряд посреднических фирм, монополизировавших торговлю донецким пивом в регионе. Смысл в этом (хотя бы чисто теоретически) такой: пришедшие на ДПЗ еще в пору его глухого безденежья фирмы-посредники «застолбили» для себя высокие оптовые скидки и, естественно, были не заинтересованы в появлении новых хозяев или каком-либо другом изменении статус-кво.

ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР?

Наиболее изощренная версия мотивов убийства директора ДПЗ предполагает, что, продолжая демонстративную борьбу с «D.B.S. America Inc.», Ю. Павленко в тайне от всех вел интенсивные переговоры с другим иностранным инвестором, пытаясь, говоря спортивным языком, одержать «победу из-за спины». Известно, что минувшим летом Ю. Павленко выезжал в Германию, проигнорировав весьма важный этап арбитражного разбирательства. Накануне своей смерти он еще раз туда собирался. Принимал директор ДПЗ представителей некоей известной западной пивоваренной фирмы и у себя на предприятии (на этот раз Павленко, умевший устраивать широкие пресс-презентации по самому незначительному поводу, никого из пишущей братии не звал). Есть также сведения, что уже в разгар сентябрьского финансового кризиса Ю. Павленко пытался конвертировать в твердую валюту несколько десятков миллионов гривен заводской прибыли, что ему якобы срочно требовалось для целей «развития производства».

В рамки этой третьей версии хорошо ложится и поспешный «запуск» Донецким пивзаводом торговой марки «Сармат». Честно говоря, особой экономической необходимости начинать кампанию рекламы новых сортов пива не было — донецкий пенный напиток и так расходился на ура. Смысл начинает просматриваться, если предположить, что Ю. Павленко готовился учредить новое СП: раскрученные, узнаваемые местным потребителем марки пива (и к тому же правильно оформленные в смысле интеллектуальной собственности) — отличный взнос в уставной фонд нового совместного предприятия, «тянущий» на не менее значительную сумму в иностранной валюте.

В таком случае в тот роковой вечер «качки» в подъезде должны были по-своему «предупредить» директора, что его двойная игра раскрыта. Впрочем, сколько в подобных предположениях правды, сможет сказать лишь официальное следствие. Остается еще традиционный метод оценки мотивов заказного экономического убийства: дождаться отчетного собрания акционеров Донецкого пивзавода и посмотреть, представители каких региональных кланов войдут в состав новых руководящих органов, «чей человек» встанет у руля и т.п.

...Все знавшие молодого энергичного директора пивзавода вспоминают в эти дни, как он любил цитировать средневековую заповедь мастеров своего цеха: «Пиво делается из солода, хмеля, воды — и ничего более!» Такая экзотическая составляющая как кровь в старинном рецепте, разумеется, не упоминалась.

P.S. Корреспонденты «Дня» пытались получить комментарии к описанным событиям у народных депутатов, представляющих донецкий регион. Однако депутаты отказались что бы то ни было говорить. Этому может быть две причины — либо незнание сути событий, либо чересчур хорошее знание...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать