Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лоббирование или "решалово"?

Исследование: украинцы имеют возможность создать прозрачный и цивилизованный механизм влияния на власть
02 июля, 18:01
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский в 2002 году назвал официальный Вашингтон "самым коррумпированным капиталом в мире". Между тем, со временем, по мере усовершенствования законодательства о лоббировании, ситуация менялась и стабилизировалась. Естественно, этому способствовали и прозрачные бюджеты лоббистских компаний. Если с 1998 по 2002 год общие ежегодные затраты на лоббирование в США составляли $1,44-$1,82 миллиарда, то с 2004 по 2014 год они выросли с $2,18 до $3,21 миллиарда, причем на протяжении этого десятилетия в отдельные годы достигали $3,47 и $3,55 миллиарда.

В Германии, где действует довольно либеральное законодательство о лоббировании, депутаты Бундестага открыто контактируют одновременно с несколькими лоббистскими компаниями. Не случайно они (депутаты) группируются в парламенте не по принципу партийной принадлежности, а в соответствии со своими хозяйственно-экономическими интересами. Две трети из них являются одновременно членами правлений или наблюдательных советов отраслевых и профессиональных союзов.

Украина на самом деле тоже не территория без лоббирования. Например, ассоциации предпринимателей постоянно предлагают парламенту и правительству свои варианты налоговой реформы. Профсоюзы, а также отдельные партии коалиции требуют снизить цену на газ для населения, провести индексацию пенсий, зарплат и стипендий, отменить налогообложение и ограничение выплаты пенсий работающим пенсионерам. Один из лидеров этого движения, председатель Конфедерации свободных профсоюзов Михаил Волынец, ради достижения этих целей даже объявил голодовку. Как назвать такие действия? На самом деле это всего лишь один из вариантов лоббирования интересов определенной группы граждан,  привычного для большинства цивилизованных стран.

Отличие только в том, что в Украине нет никакого законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность.

Зачем голодать, если согласно закону можно оказывать влияние на депутатов и министров, которые (во всех странах, где имеются соответствующие законы) не имеют права отказывать лоббистам во встречах и обязаны по их результатам писать соответствующие отчеты. Не исключено, что законы о лоббировании появятся и в нашей стране. Парламентский комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции создал рабочую группу по подготовке законопроекта "О лоббировании". Между тем в Украине существует устойчивое предубеждение в отношении лоббирования и лоббистов: простые граждане с большим трудом отличают или вовсе не отличают последних от коррупционеров.

"И в 2009-2010 годах, когда создавались первые законопроекты о лоббировании, и сейчас эта деятельность продолжает ассоциироваться с коррупцией, но время сегодня немного другое, - отмечает директор Института профессионального лоббирования и адвокаси Денис Базилевич. - После революционных событий появились огромные возможности общественного сектора влиять на формирование государственной политики". "Как этот сектор использует такие возможности - это уже вопрос, - продолжает эксперт. - Что-то выглядит этичным, а что-то - неэтичным. Но такой механизм в стране нужно создавать".

Базилевич презентует довольно глубокое и, нельзя не признать, объективное научно-информационное исследование "Институт лоббирования в Украине и за границей: происхождение, проблемы, перспективы развития". В работе, в частности, отмечается, что даже авторы Закона "О началах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014-2017 годы", призывая к унормированию правовых основ лоббирования, пишут о существовании такого явления, как "незаконное лоббирование интересов отдельных лиц или бизнес-структур".

Исследователи подчеркивают, что при отсутствии законодательного определения лоббирования и соответствующего закона относить "незаконное лоббирование" к противоправным действиям, по меньшей мере, некорректно. На самом деле "незаконным лоббированием" можно считать только ту деятельность, которая нарушает нормы специального закона, уверены исследователи. Характерно, что они не постеснялись осветить также и негативные моменты международного опыта лоббирования.

Но важно другое: исследователи продемонстрировали, что международное сообщество сумело поставить многочисленные и довольно надежные преграды попыткам замаскировать коррупцию под профессиональное лоббирование. Примером для Украины в этом направлении может стать Ирландия, где недавно принят закон о регулировании лоббирования. Интересно, что еще до начала его действия (1 сентября) в этой стране запущен электронный реестр участников лоббирования. Больше того, 21 января 2016 года намечено вернуться к положениям этого закона и, возможно, пересмотреть их с учетом практики правоприменения. По мнению авторов украинского исследования, предметом лоббирования в Украине могут быть любые акты действующего законодательства, представляющие общественный интерес и не относящиеся к сфере национальной безопасности и обороны.

Предлагая свою дорожную карту распространения цивилизованного лоббирования в Украине, авторы исследования видят в конце этого пути появление здоровой конкуренции на рынке лоббистских услуг и предсказывают, что за год-два после принятия соответствующего закона его, как и в Ирландии, нужно будет поставить на пересмотр и доработать.

  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать