Человечество должно избавиться от войны, иначе война избавится от человечества.
Джон Кеннеди, 35-ый президент США

«Не все выйдут из карантина»

80% объектов сферы турбизнеса — предприятия малого бизнеса и ФЛП, которые не имеют «запаса прочности»
26 марта, 2020 - 18:21
КИЕВ, 25 МАРТА. УВИДЕТЬ САМОЛЕТ В НЕБЕ — ПОЧТИ КАК ВСТРЕТИТЬ НЛО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Последние несколько лет украинцы стали активно путешествовать по Украине и особенно — за границу. С началом безвиза, например, только продажа туров в Европу выросла вчетверо. Однако пандемия коронавируса разрушила все возможные планы туристам, а туристическую отрасль «заморозила» на неизвестный период.

Исполнительный директор Ассоциации индустрии гостеприимства Анна Романова в комментарии нашим коллегам поделилась, что отечественный турбизнес, по ее мнению, может потерять от $1 млрд до $5 млрд, если карантин затянется. По ее словам, 80% объектов этой сферы — предприятия малого бизнеса и ФЛП, поэтому многие из них могут просто не пережить карантин.

«День» опросил экспертов и работников отрасли туризма о том, в какой ситуации оказалась эта отрасль, как работает и чего стоит ожидать после того, когда весь этот ужас под названием COVID-19 закончится.

КОММЕНТАРИИ

«ТУРИЗМ — ОТРАСЛЬ, КОТОРАЯ ПЕРВОЙ ПОЧУВСТВОВАЛА НА СЕБЕ МОЩНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УДАР»

Игорь ГОЛУБАХА, председатель Всеукраинской ассоциации туроператоров, президент туристической компании «Гамалия»:

— Туристический сезон и туризм в Украине остановился... Поэтому туристическая отрасль, убытки, которые она понесет, зависят от того, насколько долго «растянутся» карантинные меры в мире. А также — насколько государство понимает, какой вред нанесло туристической сфере своими действиями по ограничению перемещений и тому подобное. Безусловно, это было вынужденно сделано для здоровья нации, однако туризм — это отрасль, которая первой почувствовала на себе мощный экономический удар.

Туроператорам пришлось заниматься возвращением людей домой, а на это тоже тратились энергия и деньги. Сейчас перед туроператорами стоит задача: сохранить профессиональные кадры и как-то выстоять этот период. Это осложняется тем, что туроператорская деятельность законодателем признана «исключительной», то есть компания, которая имеет соответствующую лицензию, — не имеет права заниматься другим видом бизнеса.

Сегодня туристической отрасли в целом необходима помощь государства, одним из элементов которой могут стать «налоговые каникулы». Ведь для тех, кто работает в туризме, — это будет определенной поддержкой жизнеобеспечения сотрудников. Никому неизвестно, сколько времени продлится карантин. Сейчас мы чувствуем отложенный спрос, потому что на сегодня самая главная проблема у людей — это борьба с болезнью, которая распространяется.

Риски очень большие, особенно в маленьких агентствах, которые могут закрыться и исчезнуть из рынка. Если говорить о планах на будущее, то все зависит от того, как распространится коронавирус на территории Украины. Возможно, будет шанс на внутренний туризм. Люди начнут думать: «Сейчас поеду отдохнуть где-то поближе от дома, а затем в более далекие путешествия?!». То есть это зависит от того, какая будет динамика распространения заболевания и динамика выздоровления, улучшения ситуации в странах.

По-моему, главная надежда украинского бизнеса на какое-то понимание и поддержку со стороны государства, а также и на то, что люди после длительного пребывания дома захотят путешествовать и будут пользоваться услугами транспортных компаний, отелей, туроператоров...

В отношении работников компаний, то сегодня трудно прогнозировать, потеряют они работу или нет... Поэтому и не понятно, будут ли они переквалифицироваться или не будут этого делать. Малый и средний бизнес, безусловно, понесет наибольшие потери и удары. Сейчас достаточно сложно прогнозировать, как из этой ситуации будет выходить туристическая отрасль. Я считаю, что те, кто профессионально работают в этой области... за определенный период смогут восстановиться. Важно, чтобы было здоровье и желание возвращаться работать после того, как закончатся все эти неурядицы.

«ЗАДАЧА ТУРАГЕНТСТВ — ИЗМЕНИТЬ ВЕКТОР НА ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ»

Марина ТРОХИМЕНКО, менеджер по туризму в Honey tour:

— Лично мне повезло. Ведь среди моих клиентов была одна семья на отдыхе в Египте. И когда Президент сказал возвращаться украинцам домой, то их отдых подходил к завершению. Они благополучно вернулись домой, у них не было никаких проблем.

На этот период — весну и начало лета — как раз очень много бронирований, которые переносятся. В общем туроператор дает два варианта выбора: вернуть деньги или перебронировать на другие даты. Однако в ситуации не эпидемии, а пандемии (!), если он начнет возвращать всем деньги, то обанкротится со скоростью света. Поэтому сейчас туроператор дает только один вариант — это перебронирование дат в онлайн-цене. Это убыток для туриста. Например, у меня две женщины планировали ехать в Прагу, цена тура — 520 евро, мы им перебронировали на сентябрь, стоимость — 720 евро. В моем случае убытков я не понесла. Хорошо, что туристы согласились на это. Но в этом случае других вариантов не было.

Мы все же надеемся, что ситуация как-то нормализуется, но в любом случае туризм будет страдать минимум год-два точно. Однако среди маленьких плюсиков — это ставка на внутренний туризм, потому что в этот летний сезон курорты Азовского моря, Одесской и Николаевской областей. Главная задача турагентств — это сменить вектор на внутренний туризм. Сейчас нужно сконцентрироваться на этом, потому что в ближайшее время (год или два) желающих поехать за границу будет крайне мало.

Туроператоры банкротятся, можно сказать, и в мирное время. Понятно, что останутся только сильнейшие. В первую очередь для туроператоров и турагентств важно продержаться. Компании не смогут удерживать столько людей и будут сокращения. Мы сейчас приостановили все маркетинговые и рекламные кампании.

«НЕТ ТУРИСТОВ, НЕТ ЗАКАЗОВ»

Виктория КИЗИМА, владелица, директор сети туристических агентств Loyal Touristik, к.е.н., доцент кафедры туризма ЛНУ им.И.Франко:

— Мы неоднократно проходили кризисные этапы в сфере туризма, в частности во время Майдана. Прежде всего, сейчас полностью сорван процесс раннего бронирования. Туристы находятся в панике, некоторые из них начинают отменять туры, которые есть на май, а некоторые даже на июль, август и даже на сентябрь, потому что волнуются, что же будет дальше.

Вместе с тем с этими турами, которые должны были состояться, продолжается перенос на другие даты, то есть туроператоры выполняют свои обязательства: чтобы турист не потерял средства, они переносят их на другие даты после окончания карантина. Сейчас туризм идет на отложенный спрос, но наступит лето — и туристы воспользуются уже запланированными путевками, а другие будут планировать уже на завершении этого периода.

Всю ответственность за осуществление тура, согласно договору, несет туристический оператор. Мы как турагенты являемся лишь посредниками. Турагент выполняет функцию консультативно-информационную. Поэтому мы не несем убытки, которые связаны с нашей работой. Сейчас нет туристов, нет заказов...

Я не могу сказать, какие расходы понесет туроператор, поскольку они сами еще до конца этого не понимают, потому что заинтересованы прежде всего в переносе дат для того, чтобы как можно меньше возвращать деньги туристам. Ведь денег нет у туроператора, потому что они их распределили между гостиницей, авиакомпанией и тому подобное. Поэтому сейчас еще рано говорить о каких-либо потерях, потому что все замерло. Даже любые возвраты средств туристу по их аннулированным турам туроператоры будут осуществлять после окончания карантина.

Компания, в которой я работаю, является большой и лидером туризма, поэтому в городах у нас по-разному построена работа офиса, в зависимости от величины города. Сейчас мы оптимизируем работу. У нас остается определенное количество работников, просто мы их переводим на неполный рабочий день для того, чтобы выполнять текущую работу. В нашей компании сейчас мы работаем удаленно и привлекаем работников по мере необходимости.

«ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС ПЕРЕЖИВАЕТ ПОЛНЫЙ КОЛЛАПС»

Алена ДЕНЬГА, основательница тревел-проекта «Ветер дует», интернет-маркетолог

— Туристический бизнес переживает тотальный коллапс. Эта сфера просто стала. У многих уже началась паника и даже депрессия — бизнес полностью остановился на неопределенное время...

Карантин рано или поздно закончится. Говорят, что в туристической сфере не все «выйдут из карантина». Наверное, не выйдут те, кто сейчас просто сложит руки и не использует этот момент как шанс для роста и укрепления.

Оксана ВОЙТКО, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ