Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последняя «Надія»?

Будет ли Украина строить вертолеты
13 февраля, 18:21
ФОТО С САЙТА MOTORSICH.COM

До конца 2020 года компания «Мотор Сич» планирует завершить работу над созданием вертолета МСБ-2 «Надія». По словам президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, вертолет будет гражданским и на 40% состоять из композитных материалов. Машина рассчитана на перевозку 7-9 пассажиров. Дальность полета с основными баками составит 730 км, практический потолок — 5000 м.

Богуслаев прогнозировал в одном из комментариев, что «вертолет, как автобус с лопастями сегодня не нужен». — «Просто вертолет, куда можно посадить людей, сегодня никого не устраивает: нужно, чтобы он был умными, обеспеченным и комфортным», — говорил он.

Украинской компании «Мотор Сич» приходится пройти долгий путь по созданию продукта заявленного уровня. Сложность заключается в переходе от хотя и сложного, эффективного, проверенного временем, но все же производства только лишь моторов, к комплексному  вертолетостроению.

О намерениях начать разрабатывать новый вертолет было заявлено еще в 2000 году.

«Но в 2004 году мы поняли, что поторопились. Мы поняли, что нужно набраться опыта, получить все необходимые документы для этого дела. И поэтому мы получили сертификат разработчика вертолетной техники от авиаадминистрации и сертификат на вертолет Ми-8МСБ», — рассказывал тогда заместитель гендиректора «Мотор Сичи» Владимир Семенов. В прошлом году на него была установлена «стеклянная кабина» с электронной системой индикации, разработанной украинской компанией «Сторк».

Работы над МСБ-2 были начаты в 2010 году. За основу взяли вертолет Ми-2 и существенно модернизировали его.  «Надію» презентовали в 2017 году, а в 2018 году она прошла сертификацию в Госслужбе и Межгосударственном авиационном комитете. За основу пока взят корпус польского производства (Ми-2 производился в Польше). На следующих этапах проекта корпус планируют производить из композитных материалов.

Сегодня  десятки вертолетов  Ми-8МСБ и Ми-2МСБ   уже эксплуатируются Вооруженными Силами Украины. Покупали  эти типы «моторовских» вертолетов, оснащенных специальными средствами, пограничники и Национальная гвардия.

В 2012 году Министерство обороны дало добро на проект модернизации Ми-2 с заменой двигателей на новые и установкой на вертолеты вооружения. Помимо «Мотор Сичи», модернизацией должен был заняться государственный «Авиакон» и др. Небоевой вариант Ми-2МСБ даже приняли на вооружение ВСУ. Сейчас продолжаются испытания вооруженного варианта. В 2015 году «Мотор Сич» по заказу Минобороны начал поставки ВСУ и силовым структурам в рамках гособоронзаказа ремоторизированных многоцелевых Ми-8МСБ и Ми-2МСБ различных модификаций.

Но если Ми-2МСБ — это вертолет еще советской разработки с новыми двигателями и авионикой в старом корпусе и старыми по конструкции винтами и новыми несущими и рулевыми винтами производства Мотор Сич, то «Надія» — это уже новая конструкция вертолета.

Объем инвестиций в программу вертолетостроения в компании оценивали на сумму свыше $500 млн.

В частности, в 2017 году на вертолетном заводе была введена в строй производственная линия по производству редукторов VR-17МС для вертолетов типа Ми-8/17 с увеличенной до 14 тонн максимальной взлетной массой. Часть оборудования по производству редукторов была импортирована. Для создания линии по производству и ремонту несущих и рулевых винтов для вертолетов в США было закуплено соответствующее оборудование. Композитные лопасти дают возможность увеличить взлетный вес машин и усилить мощность редукторов. На заводе смогут ежегодно собирать до 50 единиц комплектов винтов.

 «Когда военные атташе побывали на нашем вертолетном производстве, где стоят станки стоимостью по пять миллионов долларов, они были удивлены, что мы в нынешних условиях смогли такого достичь», — вспоминает директор киевского представительства по военно-техническому сотрудничеству «Мотор Сичи» Иван Божков.

Впрочем, как говорит президент «Мотор Сичи», композитное производство «пока в стадии становления». По данным проекта #Fly9999, хотя оборудование для производства вертолетных лопастей из современных композитных материалов установлено, сами материалы до сих пор не поступили в Запорожье — не дает разрешения Служба экспортного контроля США. Причиной может быть конфликт в результате покупки акций «Мотор Сичи» китайскими инвесторами.

Напомним, что еще в 2017 году китайские Skyrizon и Xinwei обратились в Антимонопольный комитет Украины с просьбой разрешить сконцентрировать контрольный пакет акций в руках китайской компании Xinwei. Решение не принято до сих пор. Эксперты же укзывают на возможное давление США — утечки технологий Китаю не согласуются с традиционной внешней политикой.

Пока длятся все эти «разборки», украинские чиновники успели сделать выбор в пользу западных производителей. Летом 2018 года было ратифицировано соглашение между правительствами Украины и Франции об официальной поддержке в создании в Украине единой системы авиационной безопасности и гражданской защиты. Оно предусматривает, что украинское Министерство внутренних дел за 552 млн евро купит  55 вертолетов французской компании Airbus Helicopters SAS. За первые четыре машины уже было выплачено 1,8 млрд грн., еще 3,8 млрд грн. было предусмотрено бюджетом на 2019 год, а в проекте Госбюджета-2020 на закупку иностранных вертолетов предусмотрели 4,8 млрд грн.

«Подписание этого соглашения противоречит положениям Стратегии возрождения украинского авиастроения на период до 2022 года. Также как и намерениям устойчивого развития украинского промышленного комплекса и экономики, которые задекларировало государство» — говорит Иван Божков.

На «Мотор Сичи» недоумевают: почему чиновники говорят, что денег на покупку вертолетов у своих производителей нет, но при этом на покупку иностранной б/у техники находят. Тем более что и сами эти вертолеты, и двигатели на них устаревшие — им по 30—40 лет. А стоимость обслуживания французских вертолетов превышает стоимость обслуживания вертолета, который может поставить «Мотор Сич».

В свою очередь украинские чиновники оправдывают сотрудничество с Францией тем, что не все комплектующие «Мотор Сичи» проходят «дресс-код»: мол, не могли позволить себе зависеть от российских производителей, в том числе и лопастей. Тем более, что есть санкции. Так, на одном из заседаний Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки  вопрос относительно того, почему был подписан этот контракт, задавал замминистра МВД Антону Геращенко нардеп Геннадий Касай. В ответ г-н Геращенко сослался на то, что выполнять спасательные операции с применением вертолетов нужно «уже сейчас», — откладывать покупку не могли.

Вместе с тем на период подписания соглашения с французами в Нацгвардии уже находились модернизированные на «МС» вертолеты, которые по официальным оценкам руководства полностью соответствовали требованиям силовиков.

В октябре в Верховной Раде на имя премьер-министру Алексея Гончарука был зарегистрирован депутатский запрос: 19 депутатов партии  «Слуга народа» просили премьера внести изменения в межправительственное соглашение и перераспределить высвобождаемые средства на закупку для силовых структур страны вертолетов отечественного производства: Ми-8МСБ, Ми-2МСБ и МСБ-2 «Надія», которые могут быть востребованы МВД.

Вместо вивода — пример из истории. В 2016 году польское правительство, которое намеревалось за $3,5 млрд купить 50 вертолетов H225M Caracal, сделку с Airbus Helicopters отемнило, в том числе — из-за завышенной стоимости.

Было бы желание со стороны государства обеспечить свои потребности украинскими же вертолетами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать