Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Презумпция тотальной виновности»

На втором Антикоррупционном форуме бизнес призвал таможенников и силовиков убрать четыре основных барьера на границе
17 июля, 09:57
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

В Киеве прошел второй этап Антикоррупционного форума, инициированного главой СБУ Валентином Наливайченко. На этот раз коррупцию искали на границе, а если точнее — в зоне ответственности таможенников. Встречу организовали в офисе Государственной таможенной службы Украины в формате онлайн-трансляции со всеми 25 региональными таможнями, где также собрались предприниматели.

«Я вам обещаю, что мы согласуем с вами назначения руководителей СБУ по борьбе с коррупцией в тех областях, где были или, не дай Боже, возникают вопросы со взятками», — адресовал свои слова в сторону собравшихся гражданских активистов и бизнесменов Наливайченко. Также он пообещал помочь с организацией публичного списка субъектов импортных операций и данных о том, кто и по каким тарифам проводит эту деятельность. Параллельно СБУ будет убирать «черные» схемы с границы.

А убирать есть что. «Анализ свидетельствует, что при сопоставлении общего количества сотрудников налогового и таможенного направлений деятельности уровень правонарушений среди таможенников на четверть выше, чем у налоговиков, а что касается коррупционных преступлений, то в два раза», — оперировал цифрами глава Государственной фискальной службы (ГФС) Украины Игорь Билоус. Особого впечатления данная статистика на зал не произвела. Как показали последующие выступления, для бизнесменов коррупция — одна из четырех основных ежедневных проблем на границе.

КОРРУПЦИЯ

И так, барьер первый — взяточничество. Сильное влияние теневого кеша на систему чувствует недавно назначенный заместитель главы ГФС Украины Анатолий Макаренко, ответственный за таможенное направление. «Мне проще сейчас общаться с таможенниками, которые работали 10—15 лет, а не с теми, кто работал в системе только последние четыре года и кто не знает ничего другого, кроме «дай!», «ты виноват!». «Мы должны прийти к идеалу — 5—8% осмотров на таможне с учетом системы рисков», — резюмировал он во вступительном слове. По его мнению, психология таможенника и любого контролирующего органа сейчас сводится к тезису «хочется взять». Раньше брали меньше, говорит он, потом — очень много, а сегодня — все растеряны и пытаются взять сегодня и сейчас, ведь не знают, что будет завтра. «Но мы будем принуждать не брать...» — уверяет он. Что ж, посмотрим...

По словам Макаренко, анализ работы только Киевской таможни за шесть последних месяцев показал: контрольные службы останавливали таможенный контроль 224 раза и в результате оформили четыре протокола на суму 9 тысяч гривен. «В моем лице, как и главы СБУ, вы имеете в данном вопросе союзника», — пообещал он предпринимателям.

«Названные вами факты по Киевской таможне, по Южной региональной — это повседневное явление. Приходят, показывают «корочку», после этого «ходак» или «решала» идет помогать бизнесу», — рассказывает особенности растамаживания заместитель главы комитета по противодействию коррупции гражданского совета при Минсдохе Валерий Черный.

Так как же бороться со взятками?

Минимизации контактов таможенников и субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — главный способ, считает Билоус. «Стратегически будем разрабатывать еще такие методы: сокращение человеческого фактора на таможне, ускорение таможенного оформления, увеличение комфорта таможенников и субъектов ВЭД», — говорит он. Также будет очень серьезное новшество — сотрудников ГФС будут проверять на детекторах лжи. «Для этого уже подготовлены необходимые специалисты, выделено помещение. Сроком до месяца, может, полтора-два, мы купим необходимое количество полиграфов и проведем установочные работы», — сказал он. Будет и аттестация сотрудников. Кроме того, привлекут специальный совет для назначения налоговиков на руководящие должности, в том числе и в территориальные органы.

Все это хорошо, говорят бизнесмены. Но правда — не вся. Коррупция на местах возникает из-за безнаказанности таможенников. Исполнительный директор Ассоциации украинских производителей лакокрасочной промышленности Александр Брычко рассказал, что в законопроекте о создании фискальной службы сказано: ее сотрудник, в случае нанесения убытков предприятию, ответственности не несет, она перекладывается на государство. «Он и дальше будет делать все, как и раньше. Таможня должна отвечать за то, что она делает. Также нужна кадровая ротация, особенно в среднем уровне всей госсистемы и регионов. Нужны новые люди с новым менталитетом. И бизнес готов финансировать подготовку таких молодых кадров за рубежом, выделяя им стипендии», — продолжает Брычко.

«Если у таможенного инспектора есть подозрения относительно содержания груза, то он должен не только назначать ту или иную форму контроля, но и самостоятельно подавать эту заявку на выполнение. Сейчас это делает экспедитор, а оплачивает услуги клиент. Ответственность для таможенника — означает уменьшение бесчинства при пересечении границы», — озвучивает метод борьбы с коррупцией председатель правления Ассоциации международных экспедиторов Украины Сергей Недяк. Если в результате дополнительного досмотра нарушения не найдут, говорит он, то таможенная администрация посчитает убытки от деятельности такого инспектора и сделает выводы — возможно, предложит ему должность ночного сторожа.

РЕАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ

Также возмущает бизнес и открытые завышения таможенной стоимости. Например, по словам Брычко, у них это постоянно происходит при ввозе сырья и оборудования, которое не производится в Украине. «Это в конечном итоге приводит к увеличению себестоимости продукции. И мы становимся неконкурентными на внешних рыках», — пояснил он. Закупки проводятся у всемирно известных компаний. И им нет смысла занижать таможенную стоимость, указанную в контракте, поясняет бизнесмен. Но украинская таможня это не признает и ставит стоимость товара, продолжает он, которая была 2 — 3 года назад. Александр Брычко рассказывает, что бизнес готов ежеквартально давать цены на все ввозимые товары, лишь бы их использовали при определении таможенной стоимости. Однако в рамках готовящегося меморандума с предпринимателями этого пункта нет, говорит бизнесмен. Если его не включат, добавляет он, то тяжело будет достигнуть объективности на границе.

Глава гражданского совета при главном управлении Миндоходов Львовской области Михаил Коропецкий напоминает, что сейчас главный метод определения таможенной стоимости — по контракту. Но на практике — не всегда так. Также используются еще и другие методы. «Поэтому предлагаем законодательно закрепить вопрос определения таможенной стоимости. Это позволит быстрее пересекать таможню и ликвидировать коррупцию... И плюс — персональная ответственность всех контролирующих органов за их действия, тогда бизнес и государство будут в равных условия», — подытожил он.

Председатель правления Ассоциации международных экспедиторов Украины предлагает воспользоваться давно проверенным в мире способом. Импортер или таможенный брокер приносить в таможню пакет: прямой контракт, инвойс производителя, банковский перевод на суму инвойса, его товар растамаживают, отчисляются сборы в бюджет. «Если у таможенников возникают сомнения — назначайте экспертизу и проводите постаудит-контроль, но не останавливайте фуры и не накапливайте их на границе», — резюмирует Недяк.

Таможенная стоимость должна перестать быть головной болью для всех, в свою очередь признает проблему Макаренко. И надо думать, говорит он, как реформировать механизм. «Нужно распределить ответственность между таможней и брокером или декларантом, который заявляет эту таможенную стоимость. Но, с другой стороны, мы не должны дойти до того, что при растаможке плазменный телевизор будет стоить 0 гривен», — указывает он на другую сторону медали.

ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС

Проблемным является и вопрос возврата НДС. В прошлом году была очень распространенной схема, когда таможенники сдерживали экспорт, чтобы не возвращать НДС, поясняет Брычко. Сейчас, по его словам, вроде бы все поутихло. Но есть другая проблема — несистемность его возвращения. Но может ли быть по-другому в нынешних условиях?

Билоус пояснил, что сейчас сума заявок на возмещение составляет 4,7—4,9 миллиарда гривен, и она погашается по мере поступлений в бюджет. Деньги бизнесу за НДС за период до 01.01.2014 года буду выплачивать НДС-облигациями. В ближайшее время на рынок выпустят еще партию таких ценных бумаг на суму 3,5 миллиарда гривен, уточнил он.

Кроме того, сообщил Билоус, сейчас ГФС совместно с миссией Международного валютного фонда выработали новый механизм возмещения налога на добавленную стоимость. «Сейчас мы его до конца отрабатываем с Министерством финансов и технически прорабатываем с Нацбанком Украины, то есть составляем технический протокол, как это все будет работать», — сказал он. При наличии политической воли парламентариев и после принятия соответствующих законодательных актов необходимо будет только три недели для того, чтобы «поломать полностью эту систему». «Через три недели будет много безработных людей, которые раньше занимались конвертацией, встречными потоками, механизацией и другим», — резюмировал он.

СХЕМЫ В ЗАКОНЕ

Одно дело созданные подпольно схемы, но ведь государство само «плодит» легальные условия, чтобы люди и таможенники использовали их для своей выгоды, продолжает государственный уполномоченный по борьбе с коррупцией Татьяна Черновол. Например, это четко видно по технологии использования в пограничных регионах схемы с транзитными машинами: автомобиль завозят в Украину, но не растамаживают, а надевают на него транзитные номера, и бюджет легально обворовывается. «Количество таких машин в последнее время выросло», — говорит она.

«Я был в Западной Украины и уже обратил внимание на эту проблему. Когда мы сократили срок пребывания таких авто с 30 до 10 дней, эти транзитники заблокировали пункт пропуска «Шегини». Но проблему уже начали решать», — отчитался сразу Макаренко. Однако появилась новая легальная схема ухода от налогов при импорте: автомобили завозят в разобранном виде. «В ближайшее время я проведу совещание с руководителями Одесской, Львовской таможен, и они будут докладывать мне, что происходит. Так как в журналах уже реклама пошла: разборка на части и доставка — второй популярный способ экономить на кузове при ввозе и т.д.», — недвусмысленно намекнул он, где именно эти схемы расцветают. По его словам, уже 781 автомобиль в разобранном виде «въехал» в Украину в текущем году по этой схеме.

Каков итог встречи?

Очередной этап форума закончился. Громких слов и реплик не было, но настроения предпринимателей были более чем понятны.

«Если в течение трех месяцев ничего не изменится, то бизнес будет сворачивать свои производства и перевозить их в Молдову, Грузию, Польшу. Два крупных предпринимателя в отрасли уже об этом предупредили», — отметил исполнительный директор Ассоциации украинских производителей лакокрасочной промышленности.

«Презумпция тотальной виновности импортера и экспедитора перед таможенными и фискальными органами — это, как в отношениях между Украиной и Россией: понадобится несколько поколений, чтобы бизнес воспринимали эти органы как элемент государства, а не элемент системы», — говорит Недяк. Поломают ли этот тренд? Похоже, что бизнес и власти наконец-то начали смотреть в одну сторону.

Между тем Игорь Билоус анонсировал, что третий Антикорупционный форум пройдет на базе налоговой службы и будет касаться налоговой реформы. Новый механизм возврата НДС и модель единого социального взноса, налог на доходы физлиц — все это будет в его фокусе.

P.S. Пока верстался номер, ко «Дню» обратился исполнительный директор «Ассоциации украинских производителей лакокрасочной   промышленности» Александр Брычко и сообщил, что через два часа после форума руководителям предприятий отрасли звонили с Днепропетровской таможни и просили написать письмо о том, что все, о чем он говорил на форуме, — неправда

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать