Всякая диктатура свободного слова не терпит
Сергей Ефремов, украинский общественно-политический и государственный деятель

«Ядовитый» рост ВВП

Почему реформа экологического контроля в Украине является вопросом национальной безопасности?
13 октября, 2020 - 17:57
ХАРЬКОВСКИЙ КОКСОВЫЙ ЗАВОД / ФОТО ПРОЕДОСТАВЛЕНО GMK CENTER

Развитие новой Украины невозможно без эффективного экологического контроля за состоянием окружающей среды. Неспособность Госэкоинспекции и других контролирующих органов обеспечить соблюдение требований экологического законодательства из-за различных коррупционных схем создает угрозы не только экологической, но и национальной безопасности Украины.

СТРАТЕГИИ ОБНОВЛЯЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ

Утвержденная 14 сентября указом Президента Стратегия национальной безопасности Украины отмечает, что экологическая безопасность, в том числе безопасность среды жизнедеятельности человека, является одним из самых высоких приоритетов. Поэтому необходимо создать условия для поддержания экологического равновесия на территории Украины, усилить охрану окружающей природной среды, ввести новейшие системы обращения с отходами и сократить промышленные выбросы, обеспечить эффективное использование природных ресурсов, развивать природно-заповедный фонд и предотвращать возникновение и устранять негативные последствия чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, соответствующий указ Президента обязывает Кабмин в шестимесячный срок разработать и утвердить среди прочего Стратегию экологической безопасности и адаптации к изменению климата. То есть в этой Стратегии экологическая безопасность признается как неотъемлемая составляющая национальной безопасности. А также делается акцент на непоследовательности и незавершенности реформ и коррупции, которые препятствуют выведению украинской экономики из депрессивного состояния, делают невозможным ее устойчивый и динамичный рост, повышают уязвимость к угрозам, подпитывают криминальную среду.

В предыдущей версии Стратегии нацбезопасности Украины, утвержденной указом президента в 2015 году, отмечалось, что причиной коррупции и неэффективной системы государственного управления является укоренение коррупции во всех сферах государственного управления, слабость, дисфункциональность, устаревшая модель публичных институтов, депрофессионализация и деградация государственной службы, осуществление государственными служащими деятельности в корпоративных и личных интересах, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан и субъектов хозяйственной деятельности.

В ОЖИДАНИИ ПРОЗРАЧНОГО И ДЕЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОМУ ОБРАЗЦУ

Все эти проблемы присущи и действующей сегодня системе экологического контроля, что приводит к ряду проблем, не только экологического, но и социального и экономического характера.

Подробно прорабатывая эту проблематику, ЭПЧ разработала Зеленую книгу по экологическому контролю и Белую книгу по экологическому контролю.

Первая книга подтвердила наличие проблем на уровне потери функциональной цели контроля, который сместился с охраны окружающей среды на наказания за причиненное загрязнения, нечеткость процедуры контроля и ее закрытость от общественности, отсутствие технических возможностей, умений и навыков, а также мотивации — из-за низких заработных плат.

Среди решений, предложенных второй Белой книгой стало — принятие закона о государственном экологическом контроле, который изменит цель контроля с карательной на предупредительную, сделает процедуру четкой и понятной, позволит обновить профессиональный состав службы.

Тема реформы экологического контроля уже 5 лет является топовой среди центральных органов исполнительной власти. Все отчитываются о работе в этой сфере, пишут проекты законов, которые после финализации и прохождения консультаций с заинтересованными сторонами снова становятся на первое место разработки и так по кругу.

ГРАФИК, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СМЕРТЕЙ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА НА 100 ТЫС. НАСЕЛЕНИЯ: 5 ХУДШИХ И 5 ЛУЧШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Вероятно, обусловлено это тем, что, как еще Монтескье писал, проблема чистки от коррупции — это очень длинная и болезненная процедура, с которой могут справиться только очень сильные лидеры, чьи честность и авторитет не поддаются никакому сомнению.

Это своими действиями подтвердил Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, который благодаря снижению уровня коррупции (ведь ликвидировать это явление невозможно) превратил Сингапур в высокоразвитую страну...

Считаем, что продолжение толерантности к коррупции в природоохранной сфере ставит под угрозу само существование Украины.

Рассмотрим проблему промышленного загрязнения на примере Харьковского коксохима и причины неэффективности экологического контроля — высокие коррупционные риски действующей системы государственного экологического контроля.

Проблема промышленного загрязнения особенно остра для Украины. Из-за загрязнения воздуха в нашей стране ежегодно умирает более 50 тыс. человек. А по количеству ежегодных смертей на 100 тыс. населения (120 человек) Украина в 2016 г. занимала 1-е место в мире! (The Guardian: «China tops WHO list for deadly outdoor air pollution»).

Большинство жителей городов, которые являются мощными промышленными центрами, знакомы с проблемой регулярных залповых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ), превышающих разрешенные нормативы выбросов и приводящих к значительному превышению предельно допустимых концентраций (ПДК) ОВ в окрестностях этих предприятий (в том числе в прилегающих жилых массивах ).

Такие выбросы происходят в основном ночью, когда меньше свидетелей и предприятия выключают очистные установки или запускают производственные процессы на полную мощность.

Часто такие ситуации продолжаются в течение многих лет и, кроме довольно небольших штрафов (по сравнению с нанесенным для здоровья вредом и полученными в результате нарушений доходами), владельцы таких предприятий не несут никакой ответственности за отравление и смерти местных жителей.

Наиболее «горячий» в информационном плане пример — Харьковский коксохимический завод «Новомет», который уже много лет отравляет жизнь горожан.

Коксохимическое производство является одной из самых грязных отраслей промышленности, поскольку связано со значительными выбросами следующих ОВ (Coke-Oven Emissions. U.S. Department of Health and Human Services: Report on Carcinogens, Fourteenth Edition. Nov, 2016):

                 1. Оксиды серы (прежде всего SO2) — поражают слизистые оболочки и дыхательные пути. По токсичности и нормативным уровням ПДК относится к II классу опасности.

                 2. Сероводород — раздражает слизистые оболочки и дыхательные пути и вызывает недостаток кислорода в клетках организма, II класс опасности.

                 3. Угарный газ (окись углерода) — легко вступает в реакцию с молекулами гемоглобина в крови с образованием устойчивого соединения — карбоксигемоглобина, что приводит к кислородному голоданию клеток. Относится к IV классу опасности.

                 4. Фенол — способен раздражать слизистые оболочки, приводит к нарушению нервной системы, дыхания и кровообращения, II класс опасности.

                 5. Бензол и полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) — нарушают молекулы ДНК в клетках организма, что может привести к наследственным мутациям, онкологическим заболеваниям и нарушениям развития плода. Накапливаются в организме.

                 6. Аммиак — вызывает раздражение, а при высоких концентрациях в воздухе — химические ожоги кожи, слизистых оболочек и дыхательных путей. Относится к IV классу опасности.

                 7. Пыль — взвешенные в воздухе мельчайшие частицы твердых веществ. В Украине установлены нормативные ПДК для 9 видов пыли, в зависимости от ее происхождения (Государственные санитарные правила охраны атмосферного воздуха населенных мест). Однако нет нормативных значений для различных по размеру фракций пыли, что является не менее важным показателем. Наиболее опасны мелкодисперсные частицы пыли, диаметр которых менее 10 мкм (так называемые РМ10). Благодаря этому они способны проникать глубоко в легкие и накапливаться в их альвеолах, вызывая болезни легких, в том числе и онкологические. Также частицы пыли адсорбируют на себе другие загрязняющие вещества.

                 8. Например, токсичные тяжелые металлы, которые относятся к I классу опасности (то самые опасные): кадмий, мышьяк и ртуть. Их характерной особенностью является способность накапливаться в организме (то есть даже малые дозы, которые поступают в организм в течение длительного времени, способны вызвать серьезное отравление. Различные токсичные металлы способны поражать различные органы и системы органов, в частности через воздействие на нервную систему вызывать негативные психологические изменения (повышенную раздражительность, возбудимость или депрессию). Будучи твердым веществом, пыль достаточно быстро оседает после выброса. Поэтому из всех упомянутых загрязнителей именно частицы пыли (с накопленными в них токсинами) представляют наибольшую опасность для жителей близлежащих к источникам выбросов территорий.

С 23 августа ночные залповые выбросы Харьковского коксохима приобрели угрожающие масштабы и жителями окружающих жилых районов регулярно фиксируются многократные превышения ПДК у своих домов. Так, в ночь на 24 сентября была зафиксирована рекордная концентрация мелкодисперсных частиц РМ10 — в 40 раз больше рекомендованного ВОЗ порогового уровня.

Местные жители регулярно выходят на протесты, а экологическая группа «Печенеги» с конца августа ежедневно публикует статистику по превышениям загрязнения на своей странице в соцсети Facebook, также была создана электронная петиция к Президенту Украины с просьбой принять неотложные меры по ограничению или прекращению деятельности Харьковского коксохима и еще трех харьковских предприятий-загрязнителей.

Но ни активная общественная позиция многих харьковчан, ни обсуждения этой проблемы комитетом ВРУ по экологической политике, ни внеплановая проверка работы завода Госэкоинспекцией не остановили превышение выбросов Харьковского коксохима.

Стоит заметить, что предприятие работает без разрешения на выбросы, что делает невозможным официальное определение превышения выбросов (практически все выбросы на заводе являются незаконными), а начиная с 2019 г. ГЭИ вообще не допускалась к проверке деятельности этого завода. Поэтому после проведения проверки Госэкоинспекция обратилась в суд с иском о прекращении деятельности предприятия.

ВЫБРОСЫ КОКСОХИМА ИЗ ОКНА МЕСТНОГО ЖИТЕЛЯ / ФОТО ПРОЕДОСТАВЛЕНО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ «ПЕЧЕНІГИ»

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ШТРАФЫ И ДЕЙСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Абсурдности ситуации добавляет и тот факт, что несколько недель назад Госэкоинспекция оштрафовала должностное лицо Харьковского физико-технического института низких температур на 1,2 млн за хранение старых окон на траве, что «повлекло значительное загрязнение почвы». В то же время должностным лицам коксохима ГЭИ выписала штраф в размере всего 254 грн (отдельно начисленные убытки 3,6 млн грн).

Для уменьшения загрязнения в цивилизованном мире используют различные очистные установки, которые в десятки раз сокращают объемы выбросов.

Например, эффективность пылеочистки современных циклонов, которые используют центробежную силу для осаждения пыли, достигает 95 — 98% (для производства кокса — до 90%), а рукавных и электрофильтров — более 99% (Диссертация «Очистка газовых потоков в центробежных фильтрах»). Конечно, эти установки стоят значительных средств. Но здоровье граждан гораздо важнее, поэтому в развитых странах соблюдение нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ четко контролируется, а размеры санкций за их существенное несоблюдение значительно превышают стоимость очистных устройств.

Однако в Украине это не работает. Владельцам Харьковского коксохима выгоднее платить мизерные штрафы и продолжать работу без очистных установок.

Даже 3,6 млн грн начисленных Госэкоинспекцией по результатам внеплановой проверки убытков являются недостаточной суммой, чтобы заставить владельцев предприятия пересмотреть свою деятельность!

ХАРЬКОВ, ДНЕПР, МАРИУПОЛЬ...

Такая ситуация не является уникальной, подобные случаи регулярных залповых выбросов фиксировались на промышленных предприятиях в Днепре, Мариуполе и ряде других промышленных центров Украины.

Для решения этой проблемы необходимо провести действенную реформу экологического контроля. Для этого экспертами от общественности, чиновниками из Министерства окружающей среды и депутатами экокомитета ВРУ разработан и зарегистрирован проект закона Украины №3091 «О государственном экологическом контроле», который призван урегулировать на законодательном уровне ключевые принципы осуществления государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

Проект призван прежде всего побороть коррупцию, которая, к сожалению, сопровождает действующую систему государственного экологического контроля.

ТРИ СТОЛПА ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Новая система экологического контроля должна строиться на трех столпах:

•  на достоверной информации о состоянии окружающей среды, которая собирается в рамках действующей государственной системы мониторинга окружающей среды (включая данные, собранные госорганами и предприятиями), а также благодаря инструментально-лабораторным исследованиям, проведенным экоинспекторами;

•  на проверке правильности выдачи разрешительных документов и проверке осуществляется ли деятельность согласно этим разрешениям;

•  открытость процедуры контроля — от определения оснований проверки, сопровождения действий экоинспектора, доступа к результатам проверки, понятного и действенного перечня мероприятий по привлечению к ответственности за совершенное нарушение природоохранного законодательства.

Кроме того, проект закона № 3091 будет способствовать повышению профессионализма экоинспекторов, так как предполагается профильность инспекторов, предоставление им методической и материально-технической помощи при осуществлении мер контроля.

Все результаты контроля анализируются уполномоченным органом власти и являются основаниями для пересмотра нормативов загрязняющих веществ, пересмотра процедур выдачи разрешительных документов, основанием для подготовки методических рекомендаций.

Таким образом, проект закона №3091 дает возможность не допускать такие ситуации, которые имели место на Харьковском коксохиме, благодаря усилению Государственной экологической инспекции, восстановлению основной функции контроля — предупреждение наступления негативных последствий для окружающей среды, повышение профессионализма и рост уважения к качеству государственной службы.

А надлежащий государственный контроль промышленного загрязнения и прекращения его незаконных проявлений будет иметь большое значение для улучшения экологического состояния окружающей среды и, соответственно, общего состояния здоровья украинцев и уменьшения преждевременной смертности.

Богдан КУЧЕНКО, София ШУТЯК, МБО «Экология — Право — Человек» (ЭПЧ)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ