Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Заказ на миллиард, но...

«День» выяснял, почему МЭРТ решил управлять «Укртрансгазом» и чем грозит Украине затягивание имплементации третьего энергопакета
20 сентября, 10:27
ФОТО C САЙТА 112.UA

Как отличить крайне необходимые реформы от подковерных игр, в которых задействованы скрытые интересы каких-то клановых структур? И наоборот: как понять смысл неких добрых реформаторских намерений, если на практике они оборачиваются явным вредом для страны и ее интересов? Сегодня эти актуальные для всей общественно-политической ситуации в Украине вопросы приобрели конкретный смысл в результате действий Минэкономразвития, изменившего устав «Нафтогаза» (даже без извещения компании), переподчинившего себе дочку «Нафтогаза» «Укртрансгаз» и вывившего закупки «Укртрансгаза» из-под контроля «Нафтогаза».

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев сделал в субботу по этому поводу очень серьезное заявление: «Самый большой и самый страшный результат, который мы можем получить — это отказ Стокгольмского арбитража от рассмотрения транзитного дела против «Газпрома». В этом деле «Нафтогаз» требует от «Газпрома» 12 милллиардов долларов, введение возможности виртуального реверса, обеспечение транзита газа в будущем и много еще чего».

Кроме того, такое изменение устава, по информации пресс-службы НАК, поставило под угрозу заключение «Нафтогазом» кредитного соглашения с привлечением Всемирного банка (ВБ) на сумму 500 миллионов долларов и является нарушением условий по кредитному соглашению с ЕБРР и потенциальным дефолтом по задолженности, гарантированной государством. Действия МЭРТ уже вызвали беспокойство Европейского банка реконструкции и развития. В «Нафтогазе» считают, что это ставит под угрозу реформу корпоративного управления компании. Это мнение, по-видимому, поддерживает и премьер-министр Украины Владимир Гройсман. Он заявил, что решение МЭРТ может быть изменено в результате критики из Европы.

Но первый вице-премьер и глава МЭРТ Степан Кубив пока что стоит на своем: «Мы выполняем договор Третьего энергетического блока по расширению полномочий структур и выполнения диверсификации рисков. Это во-первых. Вторая позиция, заложенная в этом приказе Министерства экономики, строится на выполнении независимости влияний оператора на хозяйственную деятельность предприятий. Это три позиции, которые требуют данного решения», — сказал он в пятницу «Интерфаксу Украина». Кубив заверил, что общался на эту тему с представителями ЕБРР и с юридическими службами. «Это реформа, которая будет проходить не так просто, как ее хотят выставить те, кто пытается ее заблокировать, — добавил вице-премьер. — Этот процесс не будет решен на протяжении одного дня или одного решения. Есть обязательства, есть государственная политика».

Он также обвинил «Нафтогаз Украины» в том, что эта структура на протяжении всего периода ее создания «не носила характера открытости и прозрачности, а носила характер коррупционности». Кубив назвал три пункта, на которых основывается его позиция как министра и позиция всего блока: «Первое — мы должны выполнить обязательства Третьего энергетического блока. Второе — мы должны четко разделить размежевание оператора как деятельности и ведение хозяйственной деятельности. И третье       — все это нужно делать публично, прозрачно и однозначно».

Зададим риторический вопрос: внесли ли эти разъяснения какую-то ясность в сложившуюся ситуацию?

Напомним, в начале сентября «Укртрансгаз» объявил три тендера на реконструкцию компрессорных станций с заменой газоперекачивающих агреатов на ожидаемую сумму 4,12 миллиарда гривень. Тендерная документация предусматривает предоплату 40%. И, похоже, весь сыр-бор с переподчинением «Укртрансгаза» был затеян из-за опасений того, что в руки российского олигарха Константина Григоришина может уйти этот миллиардный заказ на газоперекачивающее оборудование, единственным производителем которого в Украине является  Сумское научно-производственное объединение, входящее в группу того же Григоришина. Немаловажно также, что руководителем «Укртрансгаза» является сегодня Игорь Прокопив, ранее возглавлявший Ивано-Франковскую городскую организацию партии «Фронт змін» Арсения Яценюка.

Андрей КОБОЛЕВ: Самый большой и самый страшный результат, который мы можем получить — это отказ Стокгольмского арбитража от рассмотрения транзитного дела против «Газпрома». В этом деле «Нафтогаз» требует от «Газпрома» 12 милллиардов долларов, введение возможности виртуального реверса, обеспечение транзита газа в будущем и много еще чего

Накануне описанных событий в Верховной Раде проходило совместное заседание комитата по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности комитета иностранных дел, на котором рассматривалась роль дипломатического фронта в усилении энергетическй безопасности. Выступая на этом заседании, глава Минтопугля Игорь Насалик ни словом не обмолвился о названных проблемах. И, видимо, не случайно глава парламентского комитета по международным делам Анна Гопко напомнила ему, что единого видения на управление энергетикой пока еще нет. «Мы должны отходить от восприятия Украины лишь как транзитного государства, снабжающего газом Европу. Именно такое восприятие — это результат антигосудаственнической политики в энергетике на протяжении двух последних десятилетий»,    — подчеркнула глава комитета.

«Невыполнение законов Энергетического сообщества, — как бы зная и поддерживая позицию Коболева, отметил на заседании двух комитетов директор Секретариата Энергетического сообщества Янез Копач, — может стать ключевым аргументом в судебном арбитраже Стокгольма относительно «Газпрома». Именно затягивание принятия законов третьего энергопакета может сыграть против Украины. И парламентарии, и политики должны это понимать. Чрезвычайно важно закончить реформу газового сектора — принять регуляторные нормы Энергетического сообщества, внести правки в ряд других законов, принять закон «О рынке электроэнергии», не говоря уже о многочисленных законах об энергоэффективности».

«Никакая дипломатия не может улучшить репутацию страны в международном пространстве, если (ее) домашнее задание не сделано надлежащим образом. Успешная дипломатия — это доверие и уважение между всеми партнерами, и Украина обязана выполнять принятые на себя обязательства», — используя Эзопов язык, разъяснил Копач.

А в минувшее воскресенье секретариат Энергетического сообщества выступил с официальным сообщением. В нем отмечается, что решение Минэкономразвития перенять на себя управление компанией «Укртрансгаз» не соответствует международным обязательствам, взятым на себя Украиной. «Это одностороннее движение не соответствует Резолюции по разукрупнению, принятой правительством 1 июля 2016 года, не было консультации с секретариатом, которым ранее было утверждено постановление правительства. Эта резолюция предусматривает, что новый оператор газотранспортной системы будет работать под управлением Министерства энергетики и угольной промышленности, которое постепенно возьмет на себя управление деятельностью «Укртрансгаза», — говорится в заявлении. «Невыполнение этого требования может привести к санкциям со стороны секретариата, ставит под угрозу продолжение арбитражных дел «Нафтогаза» и роль Украины как транзитера газа», — говорится в заявлении.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать