Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Запасов бензина Украине хватит на три недели»

Эксперты «Дня» подтвердили заявления и.о. вице-премьер-министра Юрия Бойко, но отметили: цены на топливо могут существенно вырасти
25 февраля, 12:19
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Имеющихся сейчас в Украине запасов бензина и дизельного топлива заправкам хватит на три недели. Об этом заявил и.о. вице-премьер— министра Юрий Бойко, сообщает его пресс-служба.

«Ситуация на рынке топлива контролируемая правительством, а запасов бензина и дизельного топлива хватит для обеспечения спроса в течение более трех недель», — сказал Бойко.

Он также отметил, что Украина полностью обеспечивать выполнение взятых на себя обязательств по бесперебойного и безаварийного транзита газа и поставок электроэнергии конечным потребителям в странах ЕС и Таможенного союза. «Любые политические проблемы внутри страны не должны помешать выполнению Украиной своих внешнеэкономических обязательств в сфере энергетики и других обязательств перед международным экономическим сообществом», — отметил и.о. вице— премьера.

Генеральный директор одной из самых крупных сетей заправочных станций в Украине — ООО «ВОГ РИТЕЙЛ» — Сергей Корецкий подтвердил «Дню» заявление Юрия Бойко. «Мы можем с уверенностью сказать, что сейчас нет никакой причины для создания помех в работе наших автозаправочных комплексов. Все АЗК WOG работают в штатном режиме, и будут впредь поддерживать жизнедеятельность страны, — отметил он. — Сейчас ажиотаж спал, очереди наблюдаются преимущественно в часы пик. В нашей сети запасов хватает, топливо подвозят на АЗК регулярно без сбоев».

Что будет через три недели и подорожает ли потом топливо — «День» спросил у экспертов рынка.

Леонид КОСЯНЧУК, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины»:

— Бойко повторил мои слова, которые я сказал, когда в Киеве начали выстраиваться очереди на заправках. В действительности нефтепродуктов хватает. Проблема только в одном — в курсе гривны. Он «уходит», что и отражается на цене. Нефтепродукты будут. Дай Бог, еще начнут работать банки, тогда все вообще будет замечательно. А на рынке никакой паники нет, ресурсное обеспечение достаточное. И все будет хорошо. Но цена, к сожалению, напрямую зависит от курса гривны, потому что бензин и дизтопливо покупаются за доллары, а продаются за гривну. Прогнозов я сейчас (в отношении движения цен) никаких не делаю. Все зависит от гривны. Когда она падает в цене, каждая копейка в минус на гривне дает плюс на литре горючего, продающегося на АЗС.

Сергей КУЮН, директор консалтинговой группы «А-95»:

— Сейчас на рынке нефтепродуктов так называемый мертвый сезон. Обычно в это время топливо в избытке. Не исключение и текущая ситуация на наших складах. Какая-то проблема, насколько я понимаю, была с логистикой. Отсюда и кратковременный ажиотаж, причем проблема сохранялась не больше чем на протяжении нескольких часов. Никаких опасений по объемам нет. Сейчас я обзваниваю компании и интересуюсь проблемой с валютой. Я уже переговорил с несколькими крупными импортерами и узнал, что они без ограничений покупают валюту по курсу 9,1—9,2 гривен за доллар, т.е. по фактическому курсу Нацбанка, хотя все очень боялись спекуляций: чтобы при курсе 9,1 не пришлось реально покупать валюту по 9,5. Но сейчас все нормально — валюта есть, заявки удовлетворяют в полном объеме. Конечно, постановление №49 своей задержкой приобретения валюты на шесть дней реально напрягает. Но я надеюсь, что рынок быстро перейдет на новые рельсы и все будет нормально. Даже и посевная не является фактором беспокойства. После того, как государство перестало регулировать этот рынок, все стали запасаться — ведь понятно, что весной и осенью топлива нужно больше. И рынок в это время обычно «перелит». Даже намеков на нехватку топлива последние лет восемь я не припоминаю, как и на спекулятивный рост цен.

Геннадий РЯБЦЕВ, директор спецпроектов НТЦ «Психея»:

— Говоря, что на заправках нет никакого дефицита нефтепродуктов, Бойко несколько завысил время, на которое должно хватить запасов, если будут перебои в поставках. Не на всякой заправке есть запас топлива на три недели — такого, обычно, не бывает и не может быть. Но большие сети АЗС действительно проводят закупки из расчета создания запасов где-то на две декады. Так что сейчас нет никаких тревог и опасений относительно наличия топлива. Все опасения в первую очередь связаны с ценой. Потому что финансовую ситуацию, к сожалению, из-за понятных причин пока стабилизировать не удается. Гривна продолжает обесцениваться, а Нацбанк все еще соблюдает новый порядок приобретения валюты в соответствии с постановлением №49, из-за чего и возникли на позапрошлой неделе некоторые задержки цистерновых партий на границе. Эта проблема уже решена, но кое-кто ее использует как повод для заявлений о дальнейшем повышении цен на нефтепродукты. Всему причина — нестабильная гривна. Если она опустится ниже уровня 9,2, то бензин может подорожать еще копеек на 30 против нынешнего среднего уровня. Почти не может влиять на украинский рынок нефтепродуктов и Россия. Основные поставки бензина в Украину идут из стран Европы и из Беларуси. В бензиновой кошелке Украины на Россию приходится, по итогам прошлого года, всего 3%. По дизтопливу больше — около 30%, но благодаря открытому рынку есть все возможности поставок из других источников. Правда, Россия может опосредованно влиять через своих акционеров на белорусских предприятиях, в частности, на Мозырском заводе. Но я не думаю, что там может осуществляться какое-то политическое давление, политические рычаги. Для этого нет оснований, да и деньги там считают: украинское направление для белорусов экономически наиболее выгодное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать