У государей нет места для философии.
Томас Мор, английский писатель, философ, государственный деятель, лорд-канцлер, Святой Римско-католической церкви

Чернигов – театральная столица 2018 года!

Корона «Дня» за креативные постановки, искусство мастеров, на которых специально ездят посмотреть поклонники Мельпомены
27 декабря, 2018 - 17:07
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ВИЙ. ДОКУДРАМА» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЧЕРНИГОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ УКРАИНСКИМ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИМ ТЕАТРОМ ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО

Театральный центр государства иногда находится далеко за пределами его административной столицы. Например, маленький литовский Паневежис прослыл благодаря режиссеру Юозасу Мильтинису и актеру Донатасу Банионису. Ежи Гротовский никогда не работал в Варшаве — его театр-лаборатория располагался сначала в Ополе, потом — во Вроцлаве, а в настоящее время, чтобы овладеть знаменитыми методиками, со всего мира едут в Гардженице — села вблизи Люблина.

На звание театральной (шире — культурной) столицы Украины постоянно претендует Львов. В приснопамятные времена «донецкой экспансии» последней амбициозно провозглашался именно Донецк. Да и Киев никто не «отменял».

В действительности же желательно, чтобы «театральная столица» была чем-то вроде хозяина Олимпийских игр — то есть постоянно «путешествовала» бы, а спектакли, имена, тенденции — «взрывались» в разных местах, стимулируя всю страну.

По результатам Первого всеукраинского театрального фестиваля-премии «ИГРА» Киев все же взял свое — не преобладая количественно на каждом из этапов, он в итоге получил три премии из шести. Но по абсолютному результату (2 заявки — 2 победителя) театральной столицей Украины можно — по крайней мере, до следующей «ИГРЫ» — объявить Чернигов.

И здесь опять всплывает сакраментальное: «кадры решают все». В данном случае — это два «дуэта»: Бакиров — Мойсеенко и Гольцов — Загребина.

Андрей Бакиров — нынешний двойной триумфатор: не только постановщица «Вия» Н. Ворожбит — лучшего драматического спектакля страны 2018-го по версии «ИГРЫ», но и новый обладатель Государственной премии им. Леся Курбаса — наивысшей режиссерской премии Украины. Однако в этом дуумвирате не меньший вес имеет генеральный директор Сергей Мойсеенко. Именно благодаря ему всеукраинскими (а также «белорусскими» и «польскими») «хитами» стали бакировские версии «Комедии ошибок» У. Шекспира и «Рождественской ночи» Н. Гоголя. Да и «Вий» периодически выезжает — невзирая на фундаментальную декорацию.

Новогодние праздники черниговцы опять встречают «на колесах»: после домашней премьеры космогонического Мольеровского «Скапена» их ожидают Черкассы, Винница, Киев, Кривой Рог, Днепр, Харьков, Прилуки, Житомир, Ривне, Ужгород, Ивано-Франковск, Черновцы. Здесь время уже о «черниговской экспансии» говорить! А Бакиров опять привычно будет вздыхать: ну, как здесь успевать репетировать новую работу — «Танго» С. Мрожека?!


СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «АНГЕЛОЧЕК, ЧТО ПОТЕРЯЛ ЗВЕЗДУ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЧЕРНИГОВСКИМ ТЕАТРОМ КУКОЛ

 

За этим всем кроется проблема, которую вынужден ежедневно решать каждый театр из относительно небольшого города (да еще и с не слишком активными зрителями), но с огромным театральным зданием, построенным когда-то не столько для спектаклей, сколько в расчете на областные партконференции. А именно — какой путь избрать: экстенсивный или интенсивный? Множить премьеры, постоянно подпитывая 3—4% театрально активного населения (многие так и делают, теряя в качестве) — или «выжимать» по максимуму из полноценно подготовленных работ? В идеале желаемый баланс, но его, к сожалению, практически не случается — что-то преобладает. Интенсивный образ жизни, избранный черниговцами, держит коллектив в тонусе (хотя кое-кто и вздыхает — вот, раньше сидели себе тихо и спокойно. Так и хочется ответить: «И что, о вас кто-то знал?!»), делает ему уникальный промоушн (рекламой которого еще из театров Украины облеплен весь Киев?), да и копеечку приносит.

Черниговский театр кукол — нынешний победитель «ИГРЫ» с представлением «Ангелочек, что потерял звезду» — теперь не может похвастаться такой громкой «самопрезентацией». Хотя в последнее время и здесь заметны позитивные сдвиги: на разных фестивалях показан, да и продолжает ставиться «Гамлет-машина» Х. Мюллера — совсем необычный репертуарный выбор для театра, который традиционно (хотя и зря) считают сугубо «детским». Впрочем, в «ИГРЕ» был отмечен именно детский спектакль, в котором полноправным соавтором режиссера Виталия Гольцова выступила сценограф Елена Загребина, а еще одним «виновником» торжества — юный художник Нестор Семенченко, рисунки которого стали основой сценического оформления. Три поколения художников достигли взаимопонимания — и выдали результат, который прекрасно воспринимается и детским, и взрослым зрителем. А бурная реакция на победу директора театра Владимира Приходько засвидетельствовала: все мы — немного дети, хоть внешне и взрослые.

Заметим, что не только два этих театра есть в Чернигове — там полно и любительских и студенческих коллективов. А также — Молодежный, третий профессиональный, тоже областного подчинения (чего нет в подобных по размерам Луцке, Ривном, Виннице, Житомире). В этом году он пережил болезненную утрату — смерть своего основателя и несменного художественного руководителя Геннадия Касьянова, поэтому в настоящее время должен заново найти себя.

...Есть маршрут, с которым уже давно хорошо знакомы киевские критики, журналисты, студенты: утром — маршруткой от метро «Черниговская» или «Лесная», потом — прогулка по Валу (или даже к Антониевым пещерам в Болдиных горах), обед (а кормят здесь вкусно везде) — и в театр. Наверное, пора сделать это официальным «туром выходного дня». Может, кто-то возьмется?

Анна ЛИПКИВСКАЯ
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments