Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Базовый комплекс своего пианизма я унаследовала от украинской фортепианной школы»

Впервые в Киеве выступила известная исполнительница из Дании Элизабет Нильсен: это был вечер настоящих открытий
24 сентября, 17:38
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЭЛИЗАБЕТ НИЛЬСЕН

Датская музыкальная культура  даже для профессионалов  оставалась до недавнего времени  своеобразной  terra incognita. Поэтому можно понять    любопытство  киевских меломанов к концерту, посвященному 150-летию со дня рождения основателя датской композиторской школы, скрипача,  дирижера и педагога Карла Нильсена, который на днях состоялся в Национальной филармонии при поддержке  Посольства Королевства Дания в Украине, Министерства культуры, МИД Дании, Фонда Карла Нильсена и Датско-украинского союза. Это мероприятие  стало для киевской публики вечером настоящих художественных открытий. 

«Если бы музыка была способна говорить и объяснить свою сущность, она  определено сказала бы что-то вроде: « Я — везде и — нигде, я плыву на волнах и по верхушкам лесов, я — в крике дикаря и в танце негра, я сплю в камне и в металле, который звучит. Меня никто не способен поймать, и все могут понять. Я люблю безграничные просторы тишины, и больше всего мне нравится ее нарушать. Я способна плакать, смеяться, веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно», — это высказывание   маэстро  словно материализовалось   во время выступления молодых исполнителей из Дании — пианистки Элизабет Нильсен, баритона Якоба Вада и украинской скрипачки Ольги Чернокондратенко. Акустическое пространство филармонии  создало идеальную атмосферу для воссоздания яркого, быстро меняющегося, — порой романтического, порой мистического мира музыки К. Нильсена.

Известный певец, признанный на Оперном фестивале в Копенгагене «Оперным талантом 2014 года» Якоб Вад поразил мастерским исполнениям двух песенных циклов К. Нильсена на стихи Я. Якобсена — этого «великого, действительно великого писателя» (согласно высказыванию Р. М. Рильке), где каждый номер, —  изыскано сказочная, пейзажная или жанровая зарисовка, был артистически и эмоционально  озвучен солистом под деликатным фортепианным сопровождением Элизабет Нильсен. Именно в  этой музыке ощутимо проступали фольклорные интонации, что придавало ей особый шарм и самобытный национальный колорит.  Одухотворенно и вдумчиво прозвучала Соната для скрипки и фортепиано в версии Ольги Чернокондратенко  и датской пианистки. Игра самой Элизабет Нильсен в сольном выступлении поразила высоким профессионализмом, особенно — теплой, «славянской» манерой исполнения, благородством звучания инструмента, элегантной пластикой движений рук, романтической порывистостью в трактовке Чаконы К. Нильсена.

Пианистка сразу оказалась в фокусе слушательских симпатий  зала: молодая и уже  обласканная теплым приемом публики во многих престижных концертных залах Европы, отныне завоевала сердца украинских слушателей. После концерта «День» пообщался из Элизабет Нильсен.

«У НАС НАБЛЮДАЕТСЯ БОЛЬШАЯ ПОДДЕРЖКА УКРАИНЫ»

— С каким настроением вы ехали в Киев? Ведь не секрет, что посольства некоторых стран «не рекомендуют» своим артистам в настоящее время посещать Украину, ввиду военных событий на Востоке...

— Мы с моим  партнером по программе, певцом Якобом Вадом с большим  энтузиазмом восприняли идею нашего совместного концерта  в Украине и вы, очевидно, обратили внимание на его приподнятое настроение во время выступления.

— А какие настроения царят в Дании относительно драматических событий в нашей стране?

— У нас наблюдается большая поддержка Украины, особенно в последнее время. К тому же Дания   всегда с радостью приветствует появление украинских артистов на своих концертных площадках и достойно чествует  их талант и мастерство.

— Интересно, какие фортепианные  школы оказали самое сильное влияние на вашу исполнительскую манеру?

— Базовый комплекс своего пианизма я унаследовала от украинской фортепианной школы, ведь  моим первым педагогом была подруга моей мамы Милена Зеленецкая,   которая получила музыкальное образование в Харьковском институте искусств. Ну, а позднее, после поступления в  Датскую Королевскую музыкальную академию, я  училась большей самостоятельности (на этапе разучивания нового фортепианного репертуара), ведь подобный уровень требований является характерным для такого уровня учебных заведений Европы. Параллельно занималась и в балете Royal Danish Ballet School. Так что мир театра навсегда остался для меня особенно близким и интересным.

«ПРИ ВНЕШНЕЙ СДЕРЖАННОСТИ ДАТЧАНЕ ОЧЕНЬ МИЛЫЕ, ДУШЕВНЫЕ ЛЮДИ»

— Несмотря на свой юный возраст, вы уже имеете   солидный багаж гастрольных выступлений по миру. В этом году вы  принимали участие в крупнейшем в Скандинавии музыкальном фестивале классической музыки Tivoli Festival 2015. Расскажите об этом событии?

— В Дании довольно много симфонических оркестров. У нас шикарные концертные залы, а недавно была построена роскошная опера, и в центре внимания артистов самого высокого рейтинга — концертный зал Tivoli на две  тысячи мест, с прекрасной акустикой,  на большой сцене которого мне выпала честь выступить с концертом. Этот зал расположен в знаменитом парке развлечений, который существует с 1843 г., и именно он натолкнул Уолта Диснея на мысль создать по его образцу Диснейленд.

— В ваших словах чувствуется гордость за вашу страну. Чем особенно она близка вам?

— В первую очередь мне близка и понятна датская ментальность: при внешней сдержанности датчане очень милые, душевные люди, особенно это касается жителей сельской местности. Возможно на первый взгляд они и кажутся несколько суровыми и замкнутыми, но при более близком контакте датчане способны раскрыть всю щедрость своей натуры. Я горжусь тем, что я датчанка, очень люблю свою страну и город Копенгаген. Мне понятно, почему моя мать, еще в советское время, имея дилемму выбора проживания между Парижем и Копенгагеном, остановила свой выбор именно на последнем.  Хотя Дания очень маленькая страна (немного больше пяти миллионов), она выделяется   очень высоким уровнем музыкальной культуры, лелеет национальные культурные традиции, заботится об образованности населения.  Например, у нас впервые в Европе был принят «Закон об обязательном среднем образовании», а недавно в Дании впервые в мире был принят «Закон о музыке», и  ее развитию уделяется большое внимание всего общества.

— А насколько  пользуется у вас спросом классическое искусство, в частности выступления пианистов?

— В нашей стране, к сожалению, нет крепких фортепианных традиций. Возможно, вам известна парадоксальная ситуация с визитом   Сергея Рахманинова в Копенгаген. В свое время знаменитый композитор и пианист дал в столице Дании несколько концертов, и ему настолько полюбился этот город, что музыкант пришел в консерваторию и признался, что чувствует себя в Копенгагене на удивление замечательно и комфортно, и спросил о возможности получить здесь ставку пианиста. Но Рахманинову отказали, и Сергей Васильевич был вынужден  ехать дальше — в Америку. Поэтому, как видим, Дания определенным образом откорректировала линию судьбы легендарного маэстро, и в то же время потеряла шанс укрепить традиции фортепианного исполнительства и возможность основания отечественного пианизма... Однако у нас большой популярностью пользуется вокальная и камерная музыка, поэтому, думаю,  на датских концертных площадках мои дальнейшие выступления будут иметь скорее всего камерную направленность.

— Имеют ли отклик среди датской слушательской аудитории современные эксперименты в выступлениях пианистов, таких, например, к которым прибегает известный и эпатажный  (с популярностью рок-звезды)   китайский виртуоз Ланг Ланг, который к своим выступлениям привлекает балет,  разные подсветки, давайте вспомним также его «шутки» — этюд Шопена, исполненный с помощью... апельсина или «Полет шмеля», сыгранный на  iPad  и т. п.?

— Наше общество вообще настроено на современное видение и отражение в искусстве, архитектуре, дизайне  окружающего пространства, окружающей действительности. Например, симфонический оркестр Копенгагенской филармонии стремится обновить формат своих выступлений: они недавно представили оригинальную программу «Концерт-танго», когда на сцене во время выступления оркестра  пластика артистов эффектно и  стильно «визуализировала» музыку  знаменитого аргентинского танца.

— Элизабет, каким вы видите свой дальнейший путь  в искусстве?

— В ближайшее время поеду в Вену, чтобы погрузиться в подготовку концертной программы из произведений Бетховена — моего любимого композитора. Кроме того, у меня есть много разнообразных проектов и идей, ведь в наше динамичное время  не хочется быть просто пианисткой в таком традиционном, «футлярном» представлении. Конечно, необходимо и концертную форму держать, многому еще  научиться и постоянно совершенствоваться, поэтому не исключаю свое дальнейшее участие и в пианистических конкурсах. Впрочем, мы — музыканты,  учимся всю жизнь! Но самое главное для меня — иметь внутреннее горение на создание интересных и  креативных проектов. Мне по душе и вербальное общение с публикой со сцены. Считаю, что просто выйти на сцену и сыграть — этого сегодня слишком мало для того, чтобы слушатель лучше понял артиста и вошел в его художественный мир. А пэотому стоит прибегать к интерактивному общению с публикой — что-то рассказать интересное о произведениях или об авторе музыки. Обычно это должно быть подано со вкусом и сбалансировано со всеми составляющими концертного выступления солиста.

Сейчас в Дании спрос на классику не угасает, и в первую очередь благодаря тому, что она предлагается в виде нестандартных форм и входит в  креативные художественные проекты. Причем это касается не только столицы, но и других городов, да и вообще скандинавских стран.

«ХОЧУ СОЗДАТЬ ОТДЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УКРАИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

— Приходилось ли вам исполнять произведения украинских авторов?

— Мне давно хочется включить в свои программы произведения Мирослава Скорика, который   очень   мне импонируют своей мелодичностью и национальной колористикой. Близка мне и музыка Евгения Станковича, интересным кажется и абсолютно индивидуальный стиль Валентина Сильвестрова. Хочу создать отдельную программу из произведений   украинских композиторов. У меня остались очень теплые впечатления после посещения Киева, и  я надеюсь в следующем году предложить украинской публике свою новую программу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать