Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чемоданы, чемоданы... и «Три сестры»

Легендарный спектакль левобережцы сыграли в сотый раз!
27 февраля, 10:27
В СОТОМ СПЕКТАКЛЕ ОБРАЗЫ «ТРЕХ СЕСТЕР» СОЗДАЛИ: АНАСТАСИЯ КАРПЕНКО (МАША), ТАТЬЯНА КРУЛИКОВСКАЯ (ОЛЬГА) И АНАСТАСИЯ КИРЕЕВА (ИРИНА) / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Напомним, впервые свет театральной рампы эта пьеса Антона Чехова увидела в 1901 году. С тех пор эта важная в перечне утонченных чеховских человеческих комедий стала желанной, более того, даже чуть ли не обязательной в репертуаре многих театров мира.

Сила написанного классиком, очевидно, в том, что ему удалось создать гениальную психологическую «матрицу» отношений людей, в которую любая эпоха «заливает» свой материал. И благодаря этому всякий раз пьеса, воплощенная в спектакль, становится созвучной времени и понятной его современникам.

В Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра спектакль «Три сестры» в постановке Эдуарда Митницкого прошел в 100-й раз! Долголетие спектакля всегда свидетельствует о качестве постановки, а в случае с «Тремя сестрами» есть возможность наглядно ощутить, как время влияет на искусство театра, а театр отражает время.

В сотом спектакле играли актеры: Татьяна Круликовская (Ольга), Анастасия Карпенко (Маша), Анастасия Киреева (Ирина), Анатолий Ященко (Вершинин), Андрей Саминин (Прозоров), Татьяна Комарова (Наталия), Андрей Мостренко (Соленый), Юрий Литвин (Кулыгин), Владимир Цивинский (Тузенбах), Александр Ганноченко (Чебутыкин) и другие.

Все спектакли Е. Митницкого, которые он создает обычно не спешно, а вдумчиво и подолгу репетируя, — не мгновенная констатация картины действительности, они всегда становятся посланиями мастера, глубокими, выверенными, мудрыми. В чеховской «матрице» на века зафиксирован феномен отношений человека и времени, человека и обстоятельств. Митницкий, художественно воплощая замысел Чехова, констатирует собственное ощущение времени. Годы жизни спектакля на киевской сцене проявили задуманное режиссером. Он «накладывает» на авторское изображение свои коррективы, и, как в негативе фотопленки, проявляется до сих пор не виденное или не желаемое быть увиденным, возникают те новые вызовы бытия, которые сделали мир иным, изменили его и исказили.

В 2010-м, на премьере спектакля всех поразило сценографическое решение (художник Олег Лунев), многозначительная сценография стала выразительным образом постановки и определенным образом еще одним важным действующим лицом — стена из чемоданов, служившая задником сценического пространства и выполнявшая немало действенных функций. Эта стена из одинаковых старинных чемоданов воспринималась удачной и просто-таки совершенной метафорой устремлений разуверившихся и растерянных сестер Прозоровых вырваться из провинции, попасть в столицу, образом спасения от всего рутинного окружающего и в итоге спасением от собственного внутреннего опустошения. И тогда такое художественное духовное послание постановщиков как нельзя лучше отвечало вызовам бытия. Но прошло лишь несколько лет, в масштабах вселенной это будто мгновение ока, а вокруг возник уже совсем иной мир. И сегодня, в нынешней Украине ностальгически-неисполнимые, возвышенные возгласы сестер: «В Москву! В Москву!...» — время меняет на суровые и угрожающие звуки, которые слышатся в грохоте взрывов и ужасах войны с соотечественниками Антона Павловича! Слышится другой рефрен фразы: «На Москву!»

В сознании сегодняшних украинских зрителей стена из чемоданов — это образ тысяч вынужденных переселенцев с востока нашей страны, которые были «унесены ветром» трагических событий из своих родных мест и занесены кто куда — в Киев, Варшаву, Берлин, в ту же Москву! Есть что-то пророческое в мотивах сюжета драмы: военные, которые идут, женщины, которые остаются, мир продолжает рушиться, обстоятельства не удается преодолеть. Жизнь, которая бурлит за стенами театра, вносит свои коррективы в восприятие событий прошлого столетия, и тогда их трансформации проявляют другие, неожиданные смыслы. Чемоданы, чемоданы. Тысячи украинцев, которые сознательно берут чемоданы и уезжают из страны на край света на заработки, тысячи, которые обречены свои чемоданы собирать без желания, но по принуждению, профессионалы, которые носятся с чемоданами собственной ненужности. Какой огромный и страшный перечень тех чемоданов, которые нужно собирать вместо счастливой и спокойной жизни! Что за пророческий образ, вымышленный в спектакле, хоть памятник ставь символу эпохи: «Человек с чемоданом»!

Мировосприятие у людей небезразличных сейчас очень заостренное. Не удается чистосердечно воспринять Чехова 1901 года, можно увидеть его сюжет лишь сквозь призму 2018.

Сейчас в «Трех сестрах» в интерпретации Эдуарда Митницкого и актеров Театра драмы и комедии чувствуется, как угрожающе звучит время, как меняются герои Чехова на его фоне, как изменяется отношение к ним, и вы начинаете понимать, что и сами становитесь другими под воздействием этого безумного времени.

Кстати, эта постановка получила две премии «Киевской пекторали» — «Лучшая режиссерская работа (Эдуард Митницкий) и «Лучшая музыкальная концепция» (Александр Курий).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать