Это же большая глупость - хотеть говорить, а не хотеть быть понятым.
Феофан (Елеазар) Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ

«Крестный отец» Национальной оперы

4 ноября, 1999 - 00:00


Сегодня у генерального директора и художественного руководителя Национальной оперы Анатолия Мокренко закончился контракт.

Как заранее уведомило Анатолия Юрьевича Министерство культуры и искусств, договор со всемогущим экс-руководителем Национальной оперы Украины продлен не будет. В кулуарах театра ходят упорные слухи о том, что опала Мокренко, который работал здесь с 1968 года (сначала как солист, а последние восемь лет возглавлял коллектив), не случайна. Особенно остро проявились противоречия после неожиданной смерти Анатолия Соловьяненко, члены семьи которого во всех интервью косвенным виновником трагедии называли директора оперного. («Такой грех на свою душу не возьму, — устало отбивается от нападок А. Мокренко. — У нас действительно были непростые отношения, а у Соловьяненко характер «не сахарный». Я сам в прошлом певец и прекрасно понимаю психологию артистов. Они себя со стороны не видят, администрацию считают источником собственных неприятностей. Меня облили грязью незаслуженно»).

Что же касается отставки, то здесь А. Мокренко никакой трагедии не видит. За два месяца до этого он получил письмо от министра культуры Юрия Богуцкого с предупреждением, что последний контракт, заключенный пять лет назад, не будет с ним продлен. «Жаль, я мог бы еще послужить отечеству, — уверен экс-директор. — Но на нет и суда нет! Погружусь в преподавание. (Я сейчас в консерватории веду класс, обучаю четырех студентов-баритонов). Буду писать статьи. Во всяком случае, сидеть по-стариковски на лавочке не намерен».

Своему преемнику желает всяческих успехов. Отметает нападки по поводу того, что передает ему «разбитое корыто». Анатолий Юрьевич наоборот уверен, что Национальная опера Украины ныне на подъеме. Это, по его мнению, подтверждают многочисленные зарубежные гастроли: раньше публика шла на имена прим и премьеров, а нынче — на театр, причем практически на всех спектаклях аншлаги.

Впрочем, у прославленной труппы есть внутренние проблемы, среди которых и кадровые: нет солистов среднего возраста, зрелых мастеров. Приглашать из других театров певцов наша опера не может себе позволить. Уже восемь лет квартирная очередь (50 человек) не двигается с места. Зарплата маленькая, ее постоянно задерживают. Вот и получается, что гранды сцены постепенно сходят с дистанции, а молодежь, лишь чуть добившись успеха, тут же старается найти местечко потеплее. Глядя на нынешний состав труппы, кое-кто стал называть Национальную оперу «Оперной студией». Если с тенорами, баритонами и басами, по словам Мокренко, более-менее нет проблем, то в отношении меццо-сопрано ситуация не разрешена (прослушав достаточно преденденток, руководство не остановило свой выбор ни на ком). Смена руководства оставляет под вопросом будущие премьеры оперы Гуно «Ромео и Джульетта» и балета Станковича «Викинги».

По приказу министра культуры обязанности генерального директора и художественного руководителя возложены на Петра Яковлевича Чуприну, который был первым заместителем Анатолия Мокренка. В театре обстановка достаточно спокойная. С транспарантами никто не ходит, от комментариев воздерживаются. В спину уходящему директору даже недовольные обвинений не бросают. Все ждут перемен, надеясь на лучшие дни.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ