Благодаря исторической памяти человек становится личностью, народ - нацией, страна - государством
Михаил Грушевский, профессор истории, организатор украинской науки, политический деятель и публицист

Лассо правды и Старший Брат

В прокат вышел феминистический блокбастер «Чудо-женщина 1984»
22 декабря, 2020 - 17:47

«Чудо-женщина» (Wonder Woman) — супергеройская франшиза, основанная на одноименном комиксе американского издательства DC Comics. Wonder Woman создал профессиональный психолог, изобретатель детектора лжи Уильям МАРСТОН. 25 сентября 1940 к нему пришла выпускница университета Тафтса, Оливия БИРН, чтобы взять интервью, которое вышло под названием «Не смейтесь над комиксами» и привлекло внимание издателя комиксов Макса ГАЙНЕСА. Последний нанял Марстона консультантом для компаний, позже объединившихся в DC Comics.

Изменилась и личная жизнь ученого. Он взаимно влюбился в Оливию, а жена Уильяма, Элизабет, приняла Оливию как члена семьи. Именно Элизабет пришло в голову создать Чудо-женщину. Марстон лелеял идею нового типа супергероя, который побеждал бы не только кулаками, но и любовью. «Очень хорошо», — сказала Элизабет. — «Но сделай ее женщиной». Кстати, сам Марстон имел профеминистские убеждения. Он разработал образ Чудо-женщины, опираясь на черты Оливии, Элизабет, других эмансипированных женщин.

До смерти Марстона (1947) истории Wonder Woman писались ним, а рисовались Гарри ПИТЕРОМ. Чудо-женщина — Диана Принс — стала одной из самых популярных персонажек Золотого века комиксов. Впрочем, первая экранизация вышла только в 2017. Режиссеркой пригласили 46-летнюю Пэтти ДЖЕНКИНС, дебютировавшую триллером о женщине-серийной убийце «Монстр» (2003) с очень необычной Шарлиз ТЕРОН в главной роли.

Завязка первой части в основном напоминает оригинальный сюжет. Принцесса амазонок Диана (израильская модель и актриса Галь ГАДОТ), которая живет на острове Темискира и имеет исключительную воинскую подготовку, вытаскивает из воды американского летчика-разведчика Стива Тревора (Крис ПАЙН) после падения его самолета. Узнав от него о Первой (в комиксе — Второй) мировой войне, она покидает родину, чтобы убить бога войны Ареса, коего считает виновником бойни. Диана изображена как идеалистка, убежденная, что люди добры по своей природе, а агрессия и войны — наваждение Ареса. Воевать ей приходится на стороне британской армии против немцев, вынашивающих планы уничтожения миллионов людей с помощью ядовитых газов. Главное оружие Дианы — «лассо правды» — комиксный аналог детектора лжи в виде светящегося жгута, который позволяет ей не только перелетать на сотни метров и выигрывать схватки, но и узнавать правду от захваченных врагов. Самые интересные сцены, как и положено в комиксе — батальные. Внешняя эффектность плюс феминистская направленность принесли фильму более 800 млн. сборов при 150-миллионном бюджете.

Режиссером «Чудо-женщины 1984», как и в 2017, выступила Пэтти Дженкинс. Диану снова сыграла Гадот. Действие фильма, согласно названию, разворачивается в середине американских 1980-х. Весь антураж — от причесок и одежды до музыки и интерьеров — соответствующий. Антагонист — мелкий проходимец Максвелл Лорд (Педро ПАСКАЛЬ), который, похитив могущественный артефакт, — камень, исполняющий желания — постепенно превращается в некое подобие оруэлловского Старшего Брата (подзаголовок фильма все-таки имеет значение), устраивая всепланетный хаос с помощью телевидения.

Как и предыдущая часть, «Чудо-женщина 1984» также является сказкой, на сей раз более горькой и взрослой. Ее сюжет — оснащенная обильными спецэффектами иллюстрация на тему благих намерений и желаний, ведущих в ад. Мы видим, как эти желания делают Диану уязвимой и слабой, жуликоватого, но не злого Максвелла — тираном, а подругу Дианы, скромницу Барбару — настоящим чудовищем. Развязка нетипичная: никакой эпической битвы, но психологическая дуэль правды и самообмана. Чудо-женщина действительно побеждает, в полном соответствии с оригиналом, силой любви.

А вот пороки здесь, к сожалению, унаследованы от первой части. Боевые сцены — безупречны; только дело доходит до разговоров и лирики — воцаряются невыносимая скука и плоская, невыразительная актерская игра. Некоторые моменты настолько по-детски наивны или прямолинейны, что без улыбки их воспринимать невозможно.

Но сказка есть сказка. В ней, как обещано, есть монстры, заблуждение, борьба, воительницы и мораль. Значит, будут зрительницы, зрители и прибыли. А в следующем году выйдет новая игрушка, новая сказка, где добро снова победит. Пусть смешно и патетично, но так это и работает. И, может, именно поэтому у нас сейчас не 1984-й.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ