Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мастер «веселого карандаша»

На днях увидел свет второй том Антологии украинской карикатуры
26 января, 09:48

Эта книга посвящена последнему из могикан «веселого карандаша» народному художнику Украины Анатолию Василенко. Антологию издало творческое объединение «Архигум» во главе с заслуженным архитектором Украины Виктором Кудиным.

Антология, как известно, — это сборник избранных произведений разных авторов. И первый том, изданный клубом «Архигум» как раз и состоял из лучших произведений 20 карикатуристов клуба, среди которых такие признанные мастера «веселого карандаша», как Владимир Казаневский, Александр Евтушенко, Юрий Кособукин, незабываемый художник газеты «День» Анатолий Казанский и другие. Об этом издании, «Архігум 1983—2003. Антологія української карикатури» в интервью «Дню» рассказал Виктор Кудин (№186-187, 2020). Но для легендарного карикатуриста и пейзажиста Анатолия Василенко «Архигум» сделал исключение, поскольку, по мнению Виктора Кудина, творчество Анатолия Петровича огромно. Как количественно, так и содержательно. И олицетворяет собой «документальное кино украинского народа с его юмором, страхами, предрассудками и радостями, где подписи к его рисункам оказываются не костылями, как у некоторых других художников, а органической составляющей художественной вселенной».

Бывает так, что карикатурист находит своего персонажа и путешествует с ним на протяжении всей своей творческой жизни, вплетая его в приключения и используя в качестве медиатора. Это иногда тоже получается очень талантливо и интересно.

Пан Анатолий, конечно, совсем по-другому подходит к своим рисункам, они все разные — каждый со своим характером и историей.

— Актеры в работах Василенко, — подтверждает этот тезис социальный дизайнер и куратор Даша ЦАПЕНКО, — люди, анимированные животные. Часто объекты, которые имеют очень характерные черты, изображены сызнанки, изнутри. Среди них добряки и негодяи, сообразительные и тугодумы, честные и лжецы, скромные и наглые, хитрые и изобретательные, разгневанные и растерянные, влюбленные и разочарованные... Актеров, глазами Василенко, редко можно увидеть в одиночку, обычно они собираются и взаимодействуют — разговаривают на улице, смеются друг над другом в забегаловке, убивают друг друга в бакалее, любят (ся), лечат (ся) и др. О некоторых из них известны различные детали: первая девушка на селе Людка в розовом платье в горох, хромой пан Николай из дома по соседству, бравый офицер Сидорчук, болтливая Алла Петровна работает в хлебном с понедельника по среду...

Если всмотреться внимательно, то в толстом коте, который снисходительно выходит из-под стола, где свадьба, можно узнать свою кошку Мотю, в сердцеедке Людке — свою первую юношескую любовь, а в офицере Сидорчуке, возможно, альтернативную версию себя.

Творческое достояние Василенко, очевидно, заслуживает сохранения для потомков. Все, что он видит, автор художественно переносит на бумагу камышовой соломинкой, воплощая в многочисленные иллюстрации, комиксы и карикатуры.

 Своей честностью и самоиронией его работы вызывают искреннюю улыбку, а также хорошо объясняют народную любовь и популярность изданий, где работает Василенко.

Выход этой книги подтверждает, что Анатолий Василенко — человек Ренессанса, который в искусстве может многое. И художественную прозу писать. И картины писать в самых разных жанрах — от натюрмортов до ню и пейзажей.

Добавлю, что после локдауна в Малом Мариинском Дворце в Киеве и в галерее Bankhotel во Львове можно будет увидеть много работ Анатолия Василенко, который в предисловии к изданной антологии в свои восемьдесят два года не берется подводить итоги творческого пути: «Оглядываться не буду. Я еще иду...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать