Мастер «веселого карандаша»
На днях увидел свет второй том Антологии украинской карикатурыЭта книга посвящена последнему из могикан «веселого карандаша» народному художнику Украины Анатолию Василенко. Антологию издало творческое объединение «Архигум» во главе с заслуженным архитектором Украины Виктором Кудиным.
Антология, как известно, — это сборник избранных произведений разных авторов. И первый том, изданный клубом «Архигум» как раз и состоял из лучших произведений 20 карикатуристов клуба, среди которых такие признанные мастера «веселого карандаша», как Владимир Казаневский, Александр Евтушенко, Юрий Кособукин, незабываемый художник газеты «День» Анатолий Казанский и другие. Об этом издании, «Архігум 1983—2003. Антологія української карикатури» в интервью «Дню» рассказал Виктор Кудин (№186-187, 2020). Но для легендарного карикатуриста и пейзажиста Анатолия Василенко «Архигум» сделал исключение, поскольку, по мнению Виктора Кудина, творчество Анатолия Петровича огромно. Как количественно, так и содержательно. И олицетворяет собой «документальное кино украинского народа с его юмором, страхами, предрассудками и радостями, где подписи к его рисункам оказываются не костылями, как у некоторых других художников, а органической составляющей художественной вселенной».
Бывает так, что карикатурист находит своего персонажа и путешествует с ним на протяжении всей своей творческой жизни, вплетая его в приключения и используя в качестве медиатора. Это иногда тоже получается очень талантливо и интересно.
Пан Анатолий, конечно, совсем по-другому подходит к своим рисункам, они все разные — каждый со своим характером и историей.
— Актеры в работах Василенко, — подтверждает этот тезис социальный дизайнер и куратор Даша ЦАПЕНКО, — люди, анимированные животные. Часто объекты, которые имеют очень характерные черты, изображены сызнанки, изнутри. Среди них добряки и негодяи, сообразительные и тугодумы, честные и лжецы, скромные и наглые, хитрые и изобретательные, разгневанные и растерянные, влюбленные и разочарованные... Актеров, глазами Василенко, редко можно увидеть в одиночку, обычно они собираются и взаимодействуют — разговаривают на улице, смеются друг над другом в забегаловке, убивают друг друга в бакалее, любят (ся), лечат (ся) и др. О некоторых из них известны различные детали: первая девушка на селе Людка в розовом платье в горох, хромой пан Николай из дома по соседству, бравый офицер Сидорчук, болтливая Алла Петровна работает в хлебном с понедельника по среду...
Если всмотреться внимательно, то в толстом коте, который снисходительно выходит из-под стола, где свадьба, можно узнать свою кошку Мотю, в сердцеедке Людке — свою первую юношескую любовь, а в офицере Сидорчуке, возможно, альтернативную версию себя.
Творческое достояние Василенко, очевидно, заслуживает сохранения для потомков. Все, что он видит, автор художественно переносит на бумагу камышовой соломинкой, воплощая в многочисленные иллюстрации, комиксы и карикатуры.
Своей честностью и самоиронией его работы вызывают искреннюю улыбку, а также хорошо объясняют народную любовь и популярность изданий, где работает Василенко.
Выход этой книги подтверждает, что Анатолий Василенко — человек Ренессанса, который в искусстве может многое. И художественную прозу писать. И картины писать в самых разных жанрах — от натюрмортов до ню и пейзажей.
Добавлю, что после локдауна в Малом Мариинском Дворце в Киеве и в галерее Bankhotel во Львове можно будет увидеть много работ Анатолия Василенко, который в предисловии к изданной антологии в свои восемьдесят два года не берется подводить итоги творческого пути: «Оглядываться не буду. Я еще иду...»