Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Персональный ад Гоголя

В Киеве прошли гастроли Днепропетровского молодежного театра — сюрприз в яркой обертке
18 февраля, 16:28
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

В рамках проекта «Нет провинции в культуре», основанного в прошлом году Киевским городским отделением Союза театральных деятелей Украины и Киевской академической театральной мастерской «Сузір’я» (см. «День» №№ 19—20), состоялись гастроли Днепропетровского академического областного украинского молодежного театра. Зрителям выпал случай увидеть постановку «Одно непредсказуемое обстоятельство» по мотивам повести Николая Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Спектакль похож на сюрприз в яркой обертке — решаешь в предчувствии скорой и ожидаемой разгадки-подарка, но нет — внутри еще один сюрприз. И еще. И так до маленькой коробочки, в которую режиссер, автор инсценировки и сценографии спектакля Вячеслав Волконский надежно «запаковал» суть своего действа.

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» входит в сборник «Миргород». Место этого, по сути, трансцендентного действия ограничивается географическими рамками уездного городка. Автор, который так любил Италию (в Риме экскурсоводы даже отдельно показывают памятные места, связанные с пребыванием там Гоголя), время от времени тоскливо выкрикивает «РИМ дорог!» А ему с непониманием отвечают «МИР город!» И хотя третьего варианта этого высказывания — «МИР дорог!» — в спектакле нет, однако есть персонаж, который постоянно призывает к миру, — Оришка (душа Миргорода) в исполнении Евгении Албатовой. Похожа на ангела, она пытается вмешаться, помирить, призывает одуматься, не единственная ли страдает (потому что другим просто некогда) от того, что «двое единственных людей, двое единственных друзей», которые жили в трогательной дружбе, стали ожесточенными врагами. Словом, делает то, что и должна делать Душа, которая всегда знает, в чем истина. И воистину — кто хочет мира, пусть готовится к войне: желание Ивана Ивановича выпросить ружье у Ивана Никифоровича, которое ему очень понравилось, из-за попытки обменять его на бурую свинью и два мешка овса приводит к фееричному действу в жанре «Размышления с улыбкой на два действия», к которому причастны все жители Миргорода. И в самом деле, какому украинцу не будет близким и понятным диалог Ивана Ивановича (Юрий Козлов) с Иваном Никифоровичем (Станислав Штыров): «...Я насчет ружья: что вы будете с ним делать? Оно же вам не нужно». — «Как это не нужно? А если выпадет случай стрелять?» И какой это украинец молча стерпит, если его обзовут гусем?

Конечно, дело доходит до суда и, конечно, ничем хорошим все это не заканчивается.

Однако такова яркая обертка этого спектакля-сюрприза. Здесь стоит особо отметить и костюмы — в настоящее время украинский наряд, как говорят, в тренде, но здесь всем знакомые и, в принципе, стандартные элементы выступают в нечто неожиданном и креативном сочетании (сценические костюмы не архаичны, а современны. Автор этой концепции  — режиссер спектакля).

Что же в той маленькой коробочке, в которую «запакована» суть постановки? Говорят, когда умирал Оноре де Бальзак, к его смертному ложу пришли персонажи «Человеческой комедии». В спектакле такая грань уже перейдена — отстраненно страдающий Гоголь находится в другой временно-пространственной плоскости, вне жизни. Писатель (в роли Гоголя — Андрей Зиньковский) не может повлиять на ход событий, он обречен лишь согласиться на то, чтобы его функции взял на себя Повествователь (Владислав Гончаров). И вынужден наблюдать, как его персонажи любят и ненавидят, ссорятся (не мирятся), радуются и печалятся... Полнокровным, энергичным, преисполненным жизни Агафьи Федосеевне (Ольга Некрашевич) и Гапке (Елена Оводенко), эксцентрическому секретарю (Владимир Лакотош), веселой и молодой душой бабе-матушке (Вера Пахманова), иронически мудрому судье Демьяну Демьяновичу (Александр Максяков) Гоголь — «без надобности». Разве что для того, чтобы обвинить его в своих грехах. А сцена в суде, в которой поочередно Иван Иванович и Иван Никифорович бурно высказывают свои взгляды на то, что случилось, вообще напоминает «безумное чаепитие» из «Алисы в Стране чудес» — какой уже здесь Гоголь!

Но все это — Украина, которую Николай Васильевич не забыл и после смерти. Он не может уже ничего изменить, как и не может вернуться. Это его персональный ад. Характерно красноречиво музыкальное сопровождение спектакля, автором которого тоже постановщик. «Якби я мала крила орлині...», «Йшли корови із діброви»... И характерная басовая партия из лейтмотива когда-то такого популярного сериала «Твин Пикс» наводит на мысли о мистической замкнутости Миргорода. Именно он стал такой себе моделью Украины, где до сих пор блуждает тень смятенной души «выдающегося российско-украинского писателя».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать