Корень демократии в активности граждан, а залог - в обеспечении прав человека.
Зиновий Красовский, поэт, писатель, общественный и политический деятель, политзаключенный советских лагерей, член Украинской Хельсинской группы

Сергей Параджанов. Праздник навсегда

Во Львове состоялся уже III Международный фестиваль памяти режиссера
29 августа, 2018 - 18:36

Фестиваль августовский, на Левандовке: есть такой район в городе Льва. И я там был, мед-водочку и кофеек пил, по усам текло и в рот попадало.

ПОЛЕТЫ — БЕЗ СНА И НАЯВУ

Левандовка — один из районов Львова. Говорят, раньше он был  не самым ли депрессивным в городе и даже бандитским. В настоящее время все  это  существенно изменилось. Не само по себе, не по какому-то фантастическому повелению. Как всегда в подобных случаях надлежит искать людей, которые захотели перемен.

Два энтузиаста, культуртрегера Александр Агашков и Михаил  Севрук, взяли в свои руки бывший кинотеатр «Спутник» на улице Воздушной и превратили его в культурный центр. Прежде всего, для молодежи, которую в настоящее время, наверное, непросто спровоцировать к чему-то коллективно творческому.  Фестиваль Параджанова — одна из фишек энтузиастов. Фигура великого режиссера позволяет показать синтез нескольких искусств и культурных движений.

Кстати, Левандовка в первой половине ХХ века была связана с авиацией. При поляках здесь был аэродром, следовательно, не удивительно, что и улицы здесь нередко имеют авиационно-воздушные названия. А Сергей Параджанов в определенном смысле так же связан с полетами — только фантазийными. Полеты его фантазии были неудержимыми и неконтролированными, за что и попал за решетку: при советской власти летать можно было только по графику, утвержденному в высших партийных инстанциях. Не удивительно, что даже знаменитый памятник режиссеру на его родине, в Тбилиси, воссоздает, так сказать, полетный профиль Параджанова. Им, кстати, и поставленный,  срежиссированный — перед камерой фотографа Юрия Мечитова, чей снимок и стал основой скульптурной композиции.

Поэтому не удивительно, что именно на Левандовке одну из улиц назвали, впервые  в Украине, еще в начале 1990-х, именем великого режиссера. По правде говоря, на улицу это не очень похоже — так, небольшой переулочек. Но в самом центре Львова есть еще одна улица, в титуле которой обозначено имя Параджанова. Оригинальность заключается в том, что рядом таблички с другими великими киноименами — Юрия Ильенко, Федерико Феллини, Чарли Чаплина, Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Франсуа Трюффо. Тоже, кстати, маленькая улица, но какие великие имена! И оцените оригинальность идеи.

Мы с режиссером Романом Ширманом показали и прокомментировали фильм «Опасно свободный человек» (2004) — о Параджанове, который, по сути, сам рассказывает басни и мифы о себе. Исполненные  необычным способом — анимационной пластикой, авторства замечательного художника Радны Сахалтуева (того самого, который сделал, скажем, вместе с Давидом Черкасским, «Приключения капитана Врунгеля»). Подруга Параджанова киновед Кора Церетели когда-то так отреагировала на фильм Ширмана: «Если бы Параджанов пожелал снять о себе фильм, он сделал бы именно такой».

ИМЕННО ТАКОЙ

Оценка Церетели на удивление точна: потому что Параджанов не воспринимал пафосных текстов, а тем более, когда шла речь о нем самом. Он сам творил миф о себе — автомиф.  В режиме ежедневной, непрерывной игры, карнавально-ярмарочной, фантазийной и изобретательной, наполненной иронией и самоиронией.  Этому аспекту творческого мира режиссера было посвящено две  прочитанные мной лекции — «Параджанов как творец мифов» и «Параджанов и народная культура». Титульное название лекции известного  искусствоведа Дианы Клочко было еще более красноречивым:  «Парадокс художника Параджанова: вопреки и благодаря». Так как действительно: все, что создал мастер, было реализацией его внутренних установок, его персональной акции, неофициальной, — такой, что последовательно и упрямо противостояла культуре официальной, огосударствленной и, следовательно, нахмуренно- серьезной.

Фестиваль Параджанова на Левандовке в этом смысле достоин мастера: он по-настоящему неофициальный, несмотря на поддержку Львовской власти (ее, конечно, надлежит похвалить за такую поддержку). Хотя хотелось бы, конечно, настоящей современной кинопроекции. Однако же Агашков и Севрук вечером выставляют кресла и ряды в прилегающем к «Спутнику» Левандовском парке и крутят кино. На кинопленке! Точнее, крутит киномеханик Александр Мандрык, фильмы из собственной коллекции — «Камінний хрест» Леонида Осыки (его очень высоко ценил Параджанов) и «Білий птах з чорною ознакою» Юрия Ильенко. Мандрык рассказал мне, с законной гордостью, что он потомственный киномеханик и верит в возрождение кинопленки, чьи преимущества перед современными технологиями, на его взгляд, несомненны (и это бесспорно!). И получается в итоге, что в легенду Параджанова так тихо, но красноречиво входит и легенда киномеханика Мандрыка.

Ну, а днем юноши и девушки творят живые коллажи а-ля Параджанов — в духе его фильма «Ашик Кериб». Ученица Р. Ширмана, режиссер Валерия Полубичко, осуществляла, в режиме нон-стоп, такой себе кинокампус «Дань Параджанову». А рядом — мастер-класс по аргентинскому танго. Почему аргентинскому? Во-первых, это красиво. Во-вторых, мировая слава фильма «Тени забытых предков» началась с фестиваля в аргентинском городе Мар-дель-Плата.

А там и спецпрограмма «Фантастические и не очень истории Левандовки» — поскольку фантазийное нужно открывать не только в далеких, но и в близких мирах, у себя — вот здесь, рядом.

Фестиваль выступил с лозунгом «Место правды» и всей своей программой утверждал: правда  не только в достоверности фактов, но и в фантазийных (отмечу еще раз) полетах.

Были и  серьезные разговоры. Скажем, презентовали книжку «У вогняному кільці» (об обороне Луганского аэропорта). Составители книги (Харьков: «Фолио», 2018) Сергей и Анастасия Глотовы, при участии еще ряда авторов издания, рассказали о трагических и, к сожалению, не очень известных событиях, связанных с аэропортом в Луганске. А дальше разговор вышел на темы постепенного охлаждения украинского общества, что и проявляется во все большем безразличии к истории, еще же будто горячей, буквально сегодняшней.

Будет ли у фестиваля Параджанова продолжение? Хочется на это надеяться. И на продолжение, и на развитие, появление новых фестивальных идей. А их в нынешнем Львове немало. Креативный город, Параджанову бы он понравился.

Сергей Тримбач, Львов — Киев
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments