Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Шевченкіана» Бориса Гмыри

Переиздан диск прославленного баса — «Великий Кобзар у серці моїм»
16 августа, 18:56

Многочисленные записи знаменитого украинского баса Бориса Гмыри продолжают свой путь к сегодняшнему слушателю. Их выпускает наследница певца, председатель Фонда Бориса Гмыри — Анна Принц. Недавно вышел тринадцатый по счету компакт-диск, который называется «Борис Гмиря: Великий Кобзар у серці моїм». В нем представлено двадцать романсов и песен, а еще — фрагменты фильма-оперы «Наймычка» Михаила Верикивского, в частности, речитативы и арии Трохыма. Фактически здесь представлена целостная, тщательным образом подобранная программа произведений на слова Тараса Григорьевича Шевченко. Следует сказать, что кропотливая работа звукорежиссера Максима Паламарчука над записями, которые вошли в диск, длилась почти полгода. Заметим, что в будущем Фонд Бориса Гмыри ожидает огромная работа, потому что легендарный певец оставил фантастическое по объему наследие записей: имеющийся и пока еще не изданный в виде компакт-дисков материал вместился бы еще, по крайней мере, на сорока дисках!

Среди записей «Шевченкіани» Гмыри есть немало «живых», сделанных во время концертов Бориса Романовича. Большинство произведений записано с постоянным партнером певца — пианистом Львом Остриным. Но есть также записи, сделанные с симфоническими коллективами, оркестрами украинских или русских народных инструментов, хоровой капеллой «Думка». Нужно отметить, что ни одна из пластинок Бориса Гмыри, которые выходили в прошлые годы, не вмещала такого разнообразного набора музыкальной «Шевченкіани» певца. Есть здесь народные песни на стихотворения Кобзаря, а также произведения Николая Лысенко, Сергея Рахманинова, Юлия Мейтуса, Якова Степового, Виктора Косенко, Кирилла Стеценко, а завершает диск величественный «Заповіт».

Когда слушаешь эти записи, то поражает вокальное мастерство, а каждое слово и фраза звучат очень проницательно, подчеркивая многообразие поэтических строк Кобзаря. Как ни странно, академические певцы не всегда ставят перед собой такую задачу. Есть немало примеров, когда оперный певец все кряду поет громко и уверенно. И без особого труда делает свою сценическую карьеру, а когда обращается к камерному репертуару, то у него все звучит одинаково — хоть слово «голубка», хоть слово «сокол». При таком исполнении произведения теряют почти половину своей сути. Когда слушаешь роскошный бас Бориса Романовича, то кажется, что это душа поет. У Гмыри каждое слово живет и приобретает свое собственное звучание. Откуда певец знал секреты этого тайного причащения слушателя к глубинам слова при пении? Ведь он в течение всей жизни оставался оперным певцом, его голос звучал в больших театральных залах. Казалось бы, это именно тот случай, когда мастер может позволить себе «снимать сливки» со своего волшебного тембра и не слишком проникаться всяческими нюансами. И одаренность Гмыри позволяла ему уделять внимание деталям, реализовывать тот комплекс, который делает исполнение каждого произведения совершенным.

Конечно, бас-кантанте удивительной красоты и прекрасная вокальная школа значат немало. Но обратите внимание на ту работу интеллекта и души, которую Борис Гмыря осуществляет ежесекундно. Давайте вслушаемся в каждое слово в такой строке: «Така ж її доля, о Боже мій милий, за що ж ти караєш її молоду?», которая звучит в репризе, в конце этой всем известной песни. Здесь и во всем произведении у Бориса Романовича нет ничего случайного, ничего стихийного. Все осмысленно, все стоит «на своем месте», вымолвлено и выстрадано, как будто выплавлено из золота. Как восхищают слушателей непрестанные открытия сокровищ души Кобзаря и души певца!

Каким же магическим даром нужно владеть, чтобы слова «плакать» и «рыдать» вымолвить кряду абсолютно по-разному, так, чтобы за одно мгновение донести до сердца слушателя всю горькую разницу между ними! Именно так произносит их Гмыря в одном из романсов Стеценко. Недаром Борис Романович говорил: «Словно и родился я, уже зная Великого Кобзаря! Песни на его произведения звучали в нашей хате, когда еще в колыбели меня качали. Воистину с молоком матери...»

Вслушайтесь в песню «Зацвіла в долині червона калина». Жена певца Вера Августовна когда-то рассказывала, как, работая над этим произведением, Борис Романович подошел к ней с репродукцией картины Джорджоне «Спящая Венера» и сказал: «Взгляни, какая чистота в этом нагом женском теле! Эту картину мать может смотреть с сыном. И никакого чувства стыда, только божественная красота! Хочу так спеть «Зацвіла в долині...» Без сомнения, певцу удалось осуществить этот замысел. А теперь вспомним еще один шедевр — «Зоре моя вечірняя». Оба произведения объединяют мелодика народной песни, образы природы, состояние спокойного уединения. Для любого певца, очевидно, возникло бы искушение исполнить обе песни приблизительно в одинаковой манере. Но не таков Гмыря! Вторая песня преисполнена у него глубокой скорби, которая слышится уже в самом тембре, в окраске его голоса, ее замечаешь с первого слова. Поэтому не удивительно читать слова Гмыри: «Великий Кобзар у серці моїм», которые вынесены в название диска. Действительно — они в сердце. Потому что при любом таланте и мастерстве лишь сердце каждый раз может дать артисту самый лучший совет.

Кстати, в этой программе есть и не шевченковское произведение — песня на слова Александра Олеся в обработке Германа Жуковского «Сміються, плачуть солов’ї». Как известно, певец и композитор посвятили это произведение Вере Августовне Гмыре. По-настоящему роскошный пример любовной лирики — страстной, безудержной и горячей, как само сердце.

В приложении к диску помещены рассказы о том, какой нелегкой иногда была судьба шевченковских программ Бориса Гмыри. Об этом можно узнать также из дневников певца. Он боролся за право нести слово Кобзаря людям. И сегодня радовался бы тому, что записи его шевченковской программы изданы в независимой Украине.

Кстати, в субботу и воскресенье, в 14.25, на «5 канале» будет показан фильм студии «ВІАТЕЛ» «Заря вечерняя», посвященный личности, таланту и любви Бориса Гмыри.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать