Это же большая глупость - хотеть говорить, а не хотеть быть понятым.
Феофан (Елеазар) Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ

Точка пересечения «старой» и «новой» музыки

9 ноября в Национальной филармонии известный польский баянист Мацей Фронцкевич вместе с украинскими музыкантами подготовил сюрпризы для меломанов
8 ноября, 2018 - 10:22
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ КОНЦЕРТА

Филармонический симфонический оркестр под управлением дирижера Виталия Протасова представит музыку Вольфганга Амадея Моцарта, Кшиштофа Пендерецкого и Александра Щетинского.

Напомним, Моцарт написал около 50 симфоний (!), из них, может, десяток на слуху, то есть большую часть симфоний классика обыкновенной слушатель не знает. Девятая и Шестнадцатая, которые прозвучат в филармонии, — одни из них. Интересно, что они написаны совсем юным композитором, первая — когда ему было 14, а вторая в 16-17 лет. Но как для Моцарта — это уже вполне зрелый возраст, в целом у гения, который прожил неполных 36 лет, нет «ранних» или «незрелых» произведений. Киевское исполнение особенно тем, что оркестр будет играть в традициях так называемого исторически информированного исполнительства, то есть будет пытаться воспроизвести эту музыку так, как она звучала в эпоху Моцарта, с соответствующими штрихами, фразировкой и тому подобное. Сделать это с помощью средств современного оркестра достаточно сложно, но возможно.

Главная интрига концерта связана с участием Мацея Фронцкевича — известного польского баяниста, одного из лучших на сегодняшний день в традиции академической музыки. Переложение для баяна Concertodoppio Кшиштофа Пендерецкого он сделал сам. В оригинале это произведение написано для скрипки и альта с оркестром. Премьера этого концерта в версии для баяна в исполнении Мацея Фронцкевича состоялась в январе этого года в Гданьске, а теперь это произведение впервые прозвучит в Киеве.

Еще одной изюминой программы станет исполнение «Глоссолалии» для малого симфонического оркестра современного украинского композитора Александра Щетинского. Произведение написано еще в 1989 году, в Украине оно звучало всего несколько раз, впрочем, для самого автора эта композиция имеет особенное значение. В 1990 году партитура «Глоссолалии» принесла Щетинскому победу и специальный приз на престижном Международном композиторском конкурсе имени Казимежа Сероцкого в Польше, где председателем жюри был Пендерецкий.

— Глоссолалия в христианской традиции — это «дар говорения на языках» под воздействием Святого Духа, — рассказывает Александр ЩЕТИНСКИЙ. — Название произведения отсылает к ключевому эпизоду в истории христианства (Деяние Апостолов, 2. 4), когда на пятидесятый день после Воскресения Христа на апостолов сошли с неба огневые языки. «И наполнились все Духа Святого, и начали говорить другими языками, как Дух давал им предвещать». С тех пор христианство превратилось в мировую религию, а проповеди звучали на языках разных народов». Мое произведение написано в додекафонной технике, 12-тоновая серия становится источником всех элементов фактуры. Вслушивание в отдельные звуки и интервалы открывает их скрытый, возможно, мистический смысл. По форме «Глоссолалии» — симфоническая поэма, состоящая из одной части с медитативным началом и драматической кульминацией в среднем разделе...

Олеся НАЙДЮК, музыковед
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ