Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

«Триумф оперы»

Под таким названием в Национальной филармонии прошел концерт, посвященный 195 летию со дня рождения Джузеппе Верди
25 июня, 2008 - 19:58
ВЕДУЩАЯ СОЛИСТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ ТАТЬЯНА АНИСИМОВА ИСПОЛНЯЕТ АРИЮ ЕЛИЗАВЕТЫ ИЗ «ДОНА КАРЛОСА» / ФОТО ИЗ АРХИВА ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА ГЛАВНАЯ ТРУДНОСТЬ ДЛЯ ПОСТАНОВЩИКОВ, ЧТО ЖЕ ВЫБРАТЬ ДЛЯ КОНЦЕРТА ИЗ ОГРОМНОГО НАСЛЕДИЯ КЛАССИКА? НА ФОТО: ДИРИЖЕР НИКОЛАЙ ДЯДЮРА И ОРКЕСТРАНТЫ

Этот вечер — совместный творческий международный проект Итальянского института культуры, Фонда содействия развитию искусства, музыкантов филармонии и артистов Национальной оперы. Главная трудность для постановщиков (режиссера Ирины Нестеренко, дирижера Николая Дядюры и хормейстера Льва Венедикова) состояла в том, что же выбрать для исполнения из огромного наследия великого маэстро? Ведь практически все, написанное гениальным композитором, является не просто классикой, а эталоном высокой академической музыки. Программу вечера можно назвать музыкальной иллюстрацией жизни и творчества маэстро. Символично, что концерт начался с увертюры к опере «Сила судьбы».

Сегодня нам трудно представить, что синьор Верди всю жизнь относился к себе довольно критически, несмотря на мировую славу, был в быту очень скромным, даже застенчивым человеком, называя себя «темным среди живых и тех, что жили, композиторов». Огромный врожденный талант плюс упорство помогли ему подняться на творческий Олимп. Будущий композитор родился в Ле Ронколе, неподалеку от Бюсетто (Пармское герцогство), в небогатой семье: отец был деревенским трактирщиком, а мать — пряхой. Музыкальной грамоте и игре на органе Джузеппе научился в церкви, помогая служить мессу.

На одаренного мальчика обратил внимание богатый торговец. По его совету десятилетний Верди переехал для учебы в Бусетто. Его учителем по композиции стал Фернандо Провези, директор «Филармонического общества». Именно он пробудил в Верди тягу к серьезному чтению: Шекспиру, Данте, Шиллеру, Гете, Мандзони.

В 20 лет Джузеппе решил продолжить образование в Миланской консерватории, но его не приняли. Вердикт был строгий — «из-за низкого уровня фортепианной игры и возрастных ограничений». Казалось, что мир музыки отныне закрыт для Верди, но юноша не отступил от намеченной цели стать профессиональным композитором. Джузеппе берет частные уроки контрапункта, посещает оперные спектакли и концерты (в частности, венской музыки) и решает связать свою дальнейшую судьбу с театром...

Дебютом Верди стала опера «Оберто, граф Бонифачо» в Ла Скала, которая прошла успешно, после чего импресарио театра предложил композитору контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» и «Набукко». Именно «Набукко», поставленная в 1842 г., сделала Верди знаменитым. Это эпическое сочинение, напоминающее ораторию, связанное с предшествующей итальянской и немецкой традицией написания опер на библейские темы («Моисей» Россини или «Навуходоносор» Кайзера). Хотя вердиевский «Набукко» и сочетает в себе архаический способ построения сюжета, но в этой опере композитор передает накал чувств и страсти героев.

На концерте арию иудейского священника Захария прекрасно исполнил замечательный украинский бас Валентин Пивоваров (чтобы выступить в Киеве, певец специально прилетел из Словении) и хор Национальной оперы Украины.

Следует отметить, что музыка помогла маэстро пережить личную трагедию: смерть жены Маргариты Барецци и двоих их детей, умерших в младенчестве. За «Набукко» Верди написал несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани», которые тоже имели успех. В 1847 г. «Ломбардцы», маэстро переписал и переименовал в «Иерусалим» (был поставлен Парижской оперой, став первой оперой Дж. Верди в стиле Гранд-Опера).

В 38 лет маэстро влюбился в певицу Жозефину Стрепони, (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (кстати, одиннадцать лет они прожили в гражданском браке, а их союз тогдашнее общество называло скандальным), но именно благодаря второй жене Муза не покинула Верди. Хотя маэстро хотел последовать примеру Россини и закончить карьеру — он был уже богат, знаменит, любим. Биографы- музыковеды считают, что именно Жозефина убедила супруга продолжить писать оперы. Первое сочинение, написанное Верди после «ухода на покой», — «Риголетто». Ныне эта опера считается шедевром. Она была написана по мотивам пьесы Гюго, либретто из-за цензуры пришлось менять, композитор даже пытался бросить работу, но жене удалось переубедить супруга, и после премьеры это произведение произвело фурор.

«Риголетто» — одна из лучшей опер мировой классики. Как пишут критики, «прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, пассажи поистине небесной красоты звучат единожды, не повторяясь впоследствии, бесчисленные арии, дуэты, трио, квартет следуют друг за другом в этом непрерывном празднике музыкального гения, кипят страсти, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе».

На протяжении всей своей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей до, после и во время исполнения ноты.

В операх композитора, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент, — как, например, гитара. Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам маэстро сказал: «Из всех композиторов я самый малознающий». Но поспешил добавить: «Я это серьезно говорю, но под «знаниями» я подразумеваю вовсе не знание музыки»...

Творчеству Дж. Верди присуще оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне, в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или мычащий хор, находящийся за кулисами, эффектно передающей приближающуюся бурю)...

Верди всегда тесно работал с либреттистами, подчеркивая, что драматическая экспрессия является главной силой оперы. Композитор безжалостно удалял из сюжета ненужные детали и лишних героев, оставляя только те персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Настоящей «жемчужиной» в творчестве маэстро является «Травиата», написанная по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Затем последовали еще несколько опер, среди них: «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», вторая редакция «Макбет». Премьера «Дона Карлоса» состоялась в 1867 г. на сцене «Гранд-Опера». Опера прошла с успехом, а в фойе театра был установлен бюст маэстро... Легендарная «Аида» была поставлена в Каире в 1871 г. На склоне лет композитор создал еще два шедевра — оперы «Отелло» и «Фальстаф».

В 1897 г. Верди закончил «Четыре сакральных сочинения» для хора и оркестра, поставив точку в своей композиторской деятельности. Маэстро ненадолго пережил свою жену Жозефину. Он завещал 2,5 млн. лир на создание приюта для бездомных старых музыкантов. Будучи пораженным параличом, композитор умер 27 января 1901 года. Его смерть оплакивала вся Италия, похоронный кортеж с телом великого Джузеппе Верди провожали более 28 тысяч человек...

А на сцене филармонии словно ожили вердиевские персонажи: коллизии драмы «Трубадур» воссоздали хористы и солисты Национальной оперы Украины Алла Позняк (песня Азученны) и Александр Гурц (ария Манрико); потом оркестр пригласил публику на светский бал, исполнив вступление к опере «Травиата»; драматическую историю одной из героинь Шиллера — королевы Елизаветы Валуа — поведала слушателям Татьяна Анисимова.

«Реквием» композитор написал на смерть писателя- соотечественника Алессандро Мандзони. Монументальный цикл для четырех солистов исполнили Татьяна Анисимова (сопрано), Алла Позняк (меццо-сопрано), Дмитрий Кузьмин (тенор), Валентин Пивоваров (бас), хор и оркестр. «Реквием» потрясает слушателей психологической глубиной и эмоциональным музыкальным языком. Это одно из лучших поздних произведений композитора стало одой, которую артисты и музыканты посвятили Верди. А последним аккордом вечера стала сцена из третьего действия оперы «Аида».

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 

Добавить комментарий

Image CAPTCHA
Введите символы с картинки


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ