Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«В творчестве был очень разным: и философским, и саркастичным, и лирическим, и драматичным...»

Ивану Карабицу исполнилось бы 75 лет — о выдающемся композиторе «Дню» рассказала вдова маэстро, искусствовед Марианна Копица-Карабиц
07 февраля, 11:27

В день рождения композитора, 17 января, в Национальной филармонии Украины состоялся концерт «На берегу вечности. Иван Карабиц» при участии Национального ансамбля солистов «Киевская камерата». Напомним,  20 января 2002 года Иван Федорович отошел в вечность, когда ему было 57, и это стало тяжелой утратой не только для его родных, близких, друзей, коллег и учеников, но и для всего украинского искусства... Вот уже 18 лет в январские дни музыкальное сообщество не только нашей страны, но и мира чествует память мастера. Об отдельных моментах его жизни и творчества «Дню» рассказала жена художника, доктор искусствоведения, профессор Национальной музыкальной академии Украины Марианна КОПИЦА-КАРАБИЦ:

— В первую очередь я хотела бы сказать об Иване Карабице не как жена, которая шла с ним по жизни. Он для меня с каждым годом все больше и больше вырисовывается как мастер, знаковая фигура. И я все чаще задаю себе вопрос: как он смог столько сделать за такую недолгую, но насыщенную творческую жизнь?

— Каждый человек имеет свою жизненную траекторию. Кто-то задумывается над тем, что он оставит после себя, а кто-то нет. Мне всегда казалось, что он жил не только для себя — Иван жил и работал для культуры. Он никогда об этом не говорил, но я чувствовала, что он несет свою миссию. Иван был человеком чрезвычайно гармоничным с точки зрения как политических, так и творческих событий, ведь во время нашей совместной жизни политика и культура стояли очень близко друг к другу. Очень трудно тогда было оставаться самим собой: можно было быть честным, порядочным, служить искусству, людям, а можно было ради карьеры жертвовать принципами. Иван всегда выбирал первое.

— Как известно, Иван Карабиц был учеником Бориса Лятошинского...

— Да! Для него Борис Николаевич — это было сияние на всю жизнь. Он его боготворил. Причем Иван совершенно случайно к нему попал. Юноша приехал в 1964 году в Киев поступать на фортепианный факультет, и после экзамена в Малом зале консерватории его спросили, чем он интересуется еще, кроме фортепиано.

— Не помните, кто это был?

— Декан, профессор Екатерина Майбурова, которая была тогда главой вступительной комиссии. Иван, немного стесняясь, признался, что компонует музыку, но не считает это чем-то выдающимся. Она предложила, чтоб его послушали специалисты. А это было лето, июль, все на дачах, прием на композиторский факультет уже был завершен. И в Киев вызвали Бориса Лятошинского и Леонтия Ревуцкого. Они послушали Сонатину Карабица (мы сейчас ее издали), она была, как для того времени, очень модерной, неординарной. Борису Николаевичу Иван понравился, и он сказал, что возьмет парня к себе в класс. Леонтий Николаевич был сдержаннее. Он, я думаю, не увидел в этой музыке откровенных фольклористичных намерений. Позднее Карабиц говорил, что даже во сне не мог себе представить, что будет учиться у такого метра.

А затем наступили трудные времена Карибского кризиса, и студентов первых курсов всех украинских вузов забрали на два года в армию. Иван прерывает занятия с Лятошинским и начинает с ним переписываться. Эти письма у нас сохраняются, а некоторые уже опубликованы. Карабиц попал в военную часть, расположенную в Остре. Их поднимали в 4-5 часов утра, ребята бежали по 5 километров, постоянно недосыпали, целый день были на плацу, учились стрелять... Как-то Иван написал Борису Николаевичу в письме, что руки его огрубели, он не знает, сможет ли играть на фортепиано... о творчестве даже нечего и думать и, по-видимому, нет ему смысла возвращаться в консерваторию. Лятошинский ответил, что не допустит этого, посоветовался с Ревуцким, и они начали вдвоем делать все возможное, чтобы помочь талантливому человеку. Благодаря им через год Ивана перевели в Ансамбль песни и танца Киевского военного округа.

Находясь еще год на службе в Киеве, Карабиц занимался с Борисом Николаевичем у него дома, потому что еще не мог тогда присоединиться в ряды студентов. Вообще Иван был в семье Лятошинских как родной, и, конечно, когда Бориса Николаевича в 1968 году не стало, это была для него просто вселенская трагедия.

— Марина Давидовна, а как вы познакомились?

— Это немного смешная история. Ректор Андрей Штогаренко внедрил в консерватории практику, когда взрослые композиторы проходили обучение факультативно, им позволялось не посещать занятия. Так к нашему курсу был прикреплен Степан Сабадаш (автор известных песен). Но его никто никогда не видел... Вот преподаватель делает перекличку: Костин, Сасько, Кива, Ильин (это все были наши ребята), потом Сабадаш — а его нет. И вот пришел как-то на лекцию очень скромный мужчина, и мы все решили: «О! Наконец появился Сабадаш!». А он отвечает: «Нет! Я не Сабадаш, я Карабиц». Так мы и увиделись впервые. Иван попал к нам на 2-й курс в 1967 году, а на 3-м мы поженились.

— Может, на чем вам хочется остановиться особенно, вспоминая об Иване Федоровиче?

— Знаете, он был настоящим патриотом — человеком искусства и гражданином. Украина для него была большим многонациональным государством. Иван никогда не хотел ее покинуть, хотя возможности были. Он как-то написал, что в Киеве что-то закопано, и считал эту землю святой. Эта земля, как и донецкая, давала ему воодушевление. Он жил болями своей Родины. Я не раз ему говорила: «Ты пишешь такую замечательную музыку! Поэтому будь просто композитором». Но он так не мог. Иван любил украинскую современную музыку, болел за нее, организовывал пленумы Союза композиторов Украины, помогал проводить детские одесские фестивали, делал фестивали на Донбассе... а «Киев Музик Фест» — это уже была кульминация этой его деятельности.

— То есть перед этим была словно какая-то подготовительная работа...

— Да! Потом, уже когда «Фест» стал на четкие рельсы, ко мне подошла заведующая кафедрой фортепиано консерватории Аза Рощина: «Мы хотим основать мощный конкурс пианистов, чтоб о нас знали. Скажите об этом Ивану Федоровичу!». Иван согласился: «Хорошо! Я попробую». Тут приобщился музыковед Юрий Зильберман. Они достигли взаимопонимания. Так появился ныне всемирно известный Международный конкурс Владимира Горовица, за ним основали «Летние музыкальные вечера» в Мариинском парке. Я не знаю, как он успевал писать музыку!

— Недавно состоялся концерт памяти Ивана Федоровича. Я знаю, что его идея изначально была одна, а вы сделали немножко по-своему. Что побудило вас изменить программу?

— Если бы у меня спросили, каким я вижу концерт памяти Ивана Карабица, то я бы сказала — симфоническим. Мы привыкли к его масштабным полотнам. Однако, пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить филармонию — всех руководителей, редакторов и режиссеров, потому что проведение этого вечера было исключительно их инициативой. Очень благодарна также Валерию Матюхину и «Киевской Камерате». Они совместно вырабатывали этот план летом, и я ничего о том не знала. Когда же осенью получила программу, концерт мне показался несколько одножанровым, — там была музыка, написанная исключительно для «Камераты». Поскольку это юбилейный вечер, то я подумала, что стоило бы осветить другие стороны творчества Ивана Карабица, представить его шире — добавить какой-то хор, песню, фортепианное произведение, инструментальную пьесу. Концерт получился удачным. Для меня он — очень знаковый.

— О концерте заговорили, и это уже показатель! Он не оставил никого равнодушным.

— Я рада, когда музыка Ивана звучит, причем не по моей инициативе, а по инициативе исполнителей. Кто-то открыл для себя неизвестного Карабица, кто-то услышал совсем новую интерпретацию какого-то произведения. Я счастлива, что было много людей. Даже на балкон купили билеты и пришли послушать его произведения. А сегодня это — непросто. Значит. слушателей все же интересует музыка украинских композиторов, в частности, Ивана Карабица.

— Что из музыки Карабица вам нравится больше всего?

— Некоторое время мне очень нравились его трагические «Причитания», «Пять музыкальных моментов» — это Третий концерт для фортепиано, посвященный Валентину Сильвестрову. Иван Карабиц в творчестве был очень разным: и философским, и саркастичным, и лиричным, и драматичным. Но после этого последнего юбилейного концерта я пришла к выводу, что полностью его музыку и не знаю. Поэтому, думаю, еще буду его наработку сама изучать, постигать...

P.S.

Творческая династия продолжается: дети композитора тоже стали музыкантами.

Сын маэстро — Кирилл Карабиц, ныне известный в мире украинский дирижер, лауреат международных конкурсов, главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра (Великобритания), художественный руководитель и дирижер молодежного «I, CULTURE Orchestra». Сотрудничал с ведущими коллективами Европы, Азии и Северной Америки, в том числе симфоническими оркестрами Кливленда, Филадельфии, Сан-Франциско и Чикаго, Мюнхенской и Роттердамской филармоний, Симфоническим оркестром BBC и другими. По версии британского Королевского филармонического общества — «Дирижер года» (2013). Активно популяризирует украинскую музыку.

Дочь Иванна — музыковед, музыкальный журналист, преподаватель Киевской муниципальной академии музыки имени Рейнгольда Глиера, координатор международных проектов на Международном конкурсе молодых пианистов памяти Владимира Горовица, автор и ведущая программы «Классика на «Аристократах»» на радио «Аристократы».

СПРАВКА «Дня»

• Иван Федорович Карабиц (17.01.1945, с. Ялта Донецкой обл. — 20.01.2002, Киев) — украинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Грек по происхождению.

• В 1959—1963 гг. учился в Артемовском музыкальном училище по классу фортепиано. На протяжении 1961—1963 гг. работал концертмейстером хора этого училища, тогда же начал писать музыку. В 1963—1971 гг. учился на композиторском факультете Киевской государственной консерватории им. П. Чайковского в классе Б. Лятошинского, с 1968 г. — в классе М. Скорика, под руководством которого закончил аспирантуру (1972—1975 гг.). В 1964—1967 гг. служил в армии. В 1967—1975 гг. работал дирижером Ансамбля песни и танца Киевского военного округа. В 1975—1983 гг. — на творческой работе.

• Автор многочисленных монументальных симфонических, вокально-симфонических, а также камерных и хоровых произведений разных жанров и стилей, солопений и эстрадных песен, музыки для кино.

• С 1983 г. преподавал в Киевской консерватории (ныне Национальная музыкальная академия Украины) им. П.И. Чайковского. Среди учеников — В. Полевая, А. Рощенко, А. Бондаренко, О. Ильницкая, В. Ракочи, А. Гончаров, Н. Яремчук и др. Профессор (1998).

• С 1972 г. — член Союза композиторов Украины (СКУ). Не раз избирался в состав правления СКУ и СК СССР, был председателем правления Музфонда Украины (1979—1983), заместителем председателя правления СКУ по вопросам международных связей и руководителем комиссии массовых жанров.

• На протяжении 1994—-2000 гг. — художественный руководитель Национального ансамбля солистов «Киевская камерата», основатель цикла концертов «Время камераты».

• В 1990-м стал автором идеи, постоянным директором и художественным руководителем Международного фестиваля «Киев Музик Фест». Тринадцатый «Киев Музик Фест-2002» был посвящен памяти Ивана Карабица.

• С 1995 г. — соучредитель Международного благотворительного фонда конкурса памяти В. Горовица. В 1995-2001 гг. — постоянный председатель жюри Международного конкурса молодых пианистов памяти В. Горовица.

• С 1998 г. — художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера».

• Иван Карабиц осуществлял большую международную деятельность. Принимал участие в роботе Всеамериканской ассоциации администраторов музыкальных учебных заведений (1995, г. Миннеаполис, США), выступал с лекциями об украинской музыке в Украинском институте Америки (Нью-Йорк), в Университете штата Невада (США), был приглашен Чикагским симфоническим оркестром как composer in residence. Этот перечень можно продолжать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать