Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Важно донести до востока Украины и до Крыма наши мирные посылы»

Роман киевлянина М. Булгакова «Белая гвардия» начали цитировать с первых недель Майдана. Поэтому с вопросами, волнующими сейчас всех граждан Украины, «День» обратился к Людмиле ГУБИАНУРИ, директору музея писателя
07 марта, 11:02

Ныне события сменяются молниеносно: позорная пресс-конференция Януковича, бесстыдная оккупация Крыма войсками России, всплеск народного возмущения и массовый подъем патриотического духа. Коллектив Музея Булгакова сразу  выразил свою гражданскую позицию и инициировал (при содействии и поддержке Украинского центра развития музейного дела) пресс-конференцию на тему «Организации, представляющие русскую культуру в Украине, — против агрессивной политики Кремля», участниками которой стали Национальный музей русского искусства, Литературно-мемориальный музей Булгакова, Музей Пушкина, Музей Шолом-Алейхема и Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки.

«ПРЕДАТЕЛЬ ТАЛЬБЕРГ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕРШЕННО СОВРЕМЕННОЙ ФИГУРОЙ»

— Людмила, за три месяца, которые потрясли страну и мир, тебя, наверное, не раз спрашивали, насколько связаны происходящие события с романом Булгакова «Белая гвардия»?

— В принципе, я не согласна с главным посылом обращений. Роман Булгакова написан о гражданской войне в Украине, а сегодняшние события — это не гражданская война, а народное восстание против криминальной власти. Но поскольку вопросы продолжаются, мне кажется интересным проанализировать некие параллели, которые я заметила.

Во-первых, практически 100% совпадают временные события романа и сегодняшние! Действия в «Белой гвардии» начинаются 12 декабря 1918 года и заканчиваются в ночь на 3 февраля. Зима 1918—1919 гг. была такой же холодной и снежной, как нынешняя, а мы, киевляне, знаем, как удивительно красив Киев, утопающий в белом мохнатом снегу. Ощущение белоснежного киевского пространства всегда создает настроенческую ситуацию мира и покоя. Но мы выходили за пределы Владимирской горки, о которой Булгаков сказал: «Лучшее место в мире», — и как контрастировало с идеей покоя все, что происходило на улицах. В этой снежной зиме так же важна была тема, которую Булгаков задает уже в самом эпиграфе из «Капитанской дочки»: эпиграф метели, бурана. В традициях русской литературы — передавать картины народного восстания через природную стихию. Вспомним «Двенадцать» Блока, а после «Белой гвардии», конечно, «Доктор Живаго» Пастернака. Кроме того, действие романа разворачивается на тех же улицах, которые были задействованы сегодня: Прорезная, Малоподвальная, Андреевский спуск, Контрактовая площадь...

В «Белой гвардии» участвует большое количество политических сил — Директория, Белое движение, большевистская Москва, так называемые «союзники», и нужно иметь серьезную подготовку, чтобы в этом разобраться. Булгаков пишет «Белую гвардию» сразу после гражданской войны, в которой принимал участие как врач, поэтому его авторская позиция была достаточно определенной по отношению ко всем политическим силам. Роман автобиографичен, но, проводя параллели, нельзя забывать, что мы анализируем художественное произведение, и говорить об украинофобии Булгакова нужно очень осторожно! Мы можем «реконструировать» его взгляды, опираясь на очень небольшое количество известных источников, через высказывания литературных героев. Писатель, родившийся и сформировавшийся в Российской империи, был носителем идей монархизма и не мог всерьез воспринимать идею независимости Украины, которая была частью империи. Но ни в письмах, ни в дневнике Булгакова нет ни одного высказывания о его негативном отношении к Украине! При этом он строг к лидерам Белого движения, иронично его отношение к союзникам и абсолютно однозначно — отношение к большевистской Москве. Булгаков, как писала его первая жена Татьяна Лаппа, «очень не любил большевиков». Его симпатии — на стороне киевской русской интеллигенции, чьи идеалы были ему близки. При этом семья Булгаковых была достаточно демократична: каждый имел право голоса и право иметь свои убеждения. Например,  родная сестра Булгакова Надежда была сторонницей «украинского вопроса», как тогда говорили, она знала и любила украинский язык, читала произведения украинских классиков. 

— Какие булгаковские темы особенно актуальны сегодня?

— Это тема вины и расплаты. Во время гражданской войны Булгаков был врачом и не принимал прямого участия в боевых действиях, но он видел большое количество смертей, был свидетелем убийства мирных жителей на улице Киева, и это произвело на него очень сильное впечатление. Через «Белую гвардию» и рассказы  «Я убил», «В ночь со 2-е на 3-е», «Красная корона»  проходит тема вины, которую он сам испытывал. В романе Булгаков вкладывает в уста Елены, которая отмаливает жизнь брата Алексея, слова: «Все мы в крови повинны»! Это говорит женщина, которая в прямом смысле никого не убивала. И это очень важная тема сегодняшних дней: мы не должны соревноваться, кто из нас сделал больше для Майдана. Сегодня, мне кажется, каждому нужно задуматься, что он не сделал, чтобы предотвратить кровь и убийства. Но не для того, чтобы впасть в уныние, а чтобы продолжить борьбу, которая только началась.

Очень важна для Булгакова тема предательства и трусости. Булгаков пишет о трусости штабных офицеров, которые оставляли своих подчиненных на передовых и заглушали свою ипохондрию коньяком. Безусловно, это традиция Льва Толстого: капитан Тушин, человек, абсолютно невоенный по своему виду, в чем-то даже смешной, во время боя берет на себя огромную ответственность, когда его батарея была брошена. Тема «маленького человека» на войне присутствует у Булгакова: вспомним Жилина и всех людей, которые погибли, — они оказываются в раю...

На Майдане наши мальчики оставались на передовой, не имея в руках ничего, кроме деревянных щитов и палок. У них не было бронежилетов! Погибло 99 человек из-за того, что политики не смогли взять на себя ответственность и остановить кровопролитие, как их не просил об этом Майдан. В отличие от Булгакова, который не был гражданином Украины и не приносил Украине присягу на верность, президент и все депутаты дают присягу на верность стране. И понятно, что предатель Тальберг сегодня является совершенно современной фигурой.

Продолжая тему войны и мира, скажу, что, оказавшись в сложной ситуации, которую ощутил каждый, наши люди спасались благодаря мирным ценностям — в творчестве, музыке, литературе... В романе, несмотря на то, что за окнами гремит  канонада, герои слушают музыку, читают книги. А на печке в столовой отражен весь спектр событий, которые происходят в стране. И рядом с цитатой из «Бородина» Лермонтова, рядом с обращениями к Петлюре и признаниями в любви есть надпись, которая звучит абсолютно современно: «Если тебе скажут, что союзники спешат к нам на выручку, — не верь. Союзники — сволочи»...

Интересно было наблюдать, как на Майдане, помимо Шевченко, Франко, Симоненко, Стуса, достаточно часто обращались именно к Булгакову, даже не ссылаясь, понимая, что все знают, откуда цитаты. Конечно, лидером было «Собачье сердце» в связи с опытом профессора Преображенского. Эксперимент не удался — и вместо Шарикова все увидели «титушек». Были периоды, когда следственные органы не могли найти ни одного виновного в том, что происходит в Киеве. И тогда один из политических обозревателей, выступая на «5-ом канале», предположил, что раз невозможно найти виноватых, наверное, все это сделала свита Воланда. А когда наш бывший президент В.Янукович не подавал голос и не выходил на связь, востребованным стал текст из «Ивана Васильевича»: «Царь-то не настоящий!»

Конечно, о параллелях «Белой гвардии» и сегодняшних событий говорят в основном люди старшего и среднего поколения, воспитанные на Булгакове. Не думаю, что все мальчики и девочки, которые вышли на Майдан, чувствуют эти параллели — они ощущают происходящее более масштабно и обращаются к другим аллюзиям. У Булгакова большевистская Москва в «Белой гвардии» подана как царство Антихриста. Для молодого поколения царство невежества, жестокости, тупости, зла — это царство Мордора, и часто я видела в элементах их снаряжения и обмундирования обращения к «Властелину колец» или к «Хроникам Нарний».

«В ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСТЬ НАША СОБСТВЕННАЯ ВИНА»

— Знаю, что Музей Булгакова, как и многие другие музеи Киева, с первых дней поддерживал Майдан. Старшие сотрудники, которые в силу возраста не могли там присутствовать, помогали финансово, среднее поколение действовало в зависимости от того, в чем нуждался Майдан, отзываясь на каждый клич: оказывали физическую помощь, готовили в музее и доставляли горячую еду, приобретали все необходимое, в том числе лекарства и каски...

— Не хотелось бы много об этом говорить. Но для меня это была абсолютно ожидаемая радость — изначально коллектив сложился так, что у нас не было разногласий на протяжении всей 25-летней жизни музея. Удивительно, но даже голосовали мы всегда практически одинаково. И в сегодняшних  событиях мы чувствовали и действовали вместе.

— Вместе взяли на себя ответственность?

— Тема ответственности сегодня особенно важна. Между миролюбием и воинственностью есть очень большое поле, которое на протяжении многих лет нами не рассматривалось. Мы прекрасно знаем, как голосовали киевляне, когда шла речь о выборе мэра или депутатов, и когда гражданские организации обращались с призывом выйти в защиту нашего города, явка всегда была поразительно низкой. Когда уничтожали Андреевский спуск, на Михайловской площади собралось всего 1000 человек! Очень важно понять: в том, что происходит, есть наша собственная вина, мы оказались слишком пассивны. Вспомним, какое количество возмущений было, когда снесли памятник Ленину. А где были все эти возмущенные, когда уничтожали наш город, когда вырубали деревья? К сожалению или к счастью, в нашей стране сегодня невозможно быть аполитичным, иначе нам действительно придется расплачиваться, что сейчас и произошло.

Моя подруга-киевлянка, которая живет в Америке, рассказывала, как на Бруклине проходила тысячная демонстрация в поддержку Майдана, машины сигналили, пароходы гудели. К ним подходили люди и, узнав, что они из Украины, выражали свою солидарность. Мне кажется, это большой урок: насколько важно быть человеком с открытым сердцем. Если раньше мы редко выходили на акции в поддержку тех событий, которые происходят в нашей стране (а это, к сожалению, было так), то  что говорить — мы практически не реагировали на то, что происходит в мире. Разве часто украинцы собирались под посольствами стран, в которых происходило явное нарушение прав человека? А сегодня видим, что весь мир стал поддерживать страну, о которой до этого он почти ничего не знал. Не быть равнодушным — важный урок.

«НЕВОЗМОЖНО СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ПРАВДЕ»

— Одна из самых сложных проблем сегодня — как общаться с теми, кто оказался «по другую сторону баррикад»?

— У меня, по счастью, таких людей в близком окружении нет, но я понимаю, как это тяжело. Мне кажется, люди, которые там находятся, должны перестать бояться несуществующих угроз и призраков. В Украине не существует ненависти к русскоязычным гражданам Украины, это я говорю как директор Музея Булгакова. И никогда ни со стороны государства, ни со стороны жителей страны мы этого не ощущали.

Люди, которые защищают прежнюю власть, не могут защищать ее ценности, потому что этими ценностями с ними никто никогда не делился. Они жили в нищете и рабстве, в которых жила вся страна. Как можно защищать человека, который считает граждан страны своими рабами? Как можно такого человека уважать? Сейчас важно, чтобы политики и общественные организации смогли донести до востока Украины и до Крыма наши мирные посылы. Когда вступают в силу законы, это хорошо, но за законами часто стоят формальные слова, поэтому нужно вести диалог, подключать человеческие интонации и объяснять, что на самом деле произошло и против чего мы выступили. Помочь людям старшего поколения понять, что ценности, связанные с советской и партийной идеологией, лозунгами «Москва — третий Рим» и прежней жизнью в СССР, сегодня просто неактуальны.

— Расскажи, что, по-твоему, актуально для молодых людей, которые выходят на Майдан?

— Они родились в независимой Украине, и не то что не принимают имперские ценности, они даже не понимают, о чем идет речь: они не жили в Советском Союзе и не хотят смотреть назад. Но они знают, что такое Европа и как там живут их ровесники. Разве не оправдана такая позиция? Я знаю на примере собственной дочери, студентки Университета им. Т. Шевченко и ее друзей, как моментально были ими подхвачены идеи Майдана. А ведь именно молодежь очень чутко чувствует фальшь и неискренность. Молодые люди не поддержали бы Майдан, если бы во главе стояли политические партии и «бандеровцы с фашистами». Они поверили в искренность призывов, которые прозвучали с первых дней, и молниеносно отозвались. Эта мощная энергия чистоты и романтики была тем фундаментом, на котором вырос Майдан. И мы не могли не подключиться, настолько это было убедительно. Невозможно сопротивляться правде. Об этом говорили священники всех конфессий, и я с ними абсолютно солидарна: «С нами был Бог, потому что Бог там, где справедливость». Он не мог быть по другую сторону баррикад.

Возвращаясь к «Белой гвардии», напомню, как важна в романе тема Чуда — чудесного спасения, чудесного  исцеления. Чудо в романе происходит со всеми героями, Булгаков неоднократно об этом говорит. И в сегодняшнем Киеве много раз, когда, казалось, что надежды нет, происходило Чудо.

— Давай вместе  помечтаем о том, какими станут украинцы в новой стране?

— Когда я училась в Эстонии, в Тартусском университете, знаешь, что меня поразило и осталось воспоминанием на всю жизнь? Все эстонцы, самые обычные граждане, знают наперечет всех своих поэтов, художников, музыкантов! Понимают, что эти люди — соль их земли.  Я часто езжу в Грузию и не устаю удивляться, когда на традиционных застольях гости помимо тостов читают наизусть огромные фрагменты поэм великих грузинских поэтов. Все грузины хорошо знают историю своей страны, имена всех царей и захватчиков, а главный их тост — «За Грузию»! У нас подобный тост — «За Украину!» — редко можно было услышать, но сейчас, думаю, все изменится.

Мы смогли поднять во всем мире планку уважения и доверия к нашей родине и, соответственно, к самим себе. Когда будем говорить за границей, что мы украинцы, то будем этим гордиться. И уже не встретим недоумевающих взглядов: «А где это находится»? Мне всегда нравился посыл «Майдан расширяет свои границы»: имеются в виду не географические границы, а ценности Майдана. Все, кто не боялись и выходили на Майдан, чувствовали, что там была особенная атмосфера и совершенно другие люди, не те, которых мы встречаем в повседневной жизни. Удивительно воспитанные, приветливые, интеллигентные. Очень бы хотелось, чтобы эти ценности вошли в нашу повседневную жизнь, начиная с малого. Чтобы, заходя в метро, мы придерживали друг для друга двери, научились быть вежливыми и внимательными и перестали, наконец, изображать мировую скорбь на наших лицах. Чтобы мы научились улыбаться друг другу. Как говорили священники на Майдане: чтобы мы были солидарны не только в горе и в радости, но и в буднях — солидарны в своем уважении и любви к друг другу и к родной стране.

P.S. Литературно-мемориальному музею Михаила Булгакова исполнилось 25 лет. Сотрудники запланировали к юбилею много интересных проектов, но в связи с событиями в стране празднование перенесли на более мирные и счастливые времена, которые обязательно наступят.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать