Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Волки и овцы

В Доме кино состоялся круглый стол на тему финансирования отечественного кинопроизводства
11 марта, 11:21

Само это мероприятие, как признались его инициаторы, возникло спонтанно, став предупредительной реакцией на новый законопроект о введении специального сбора средств за демонстрацию зарубежного кино. Если этот документ не доработать, то после его принятия в Верховной Раде мы, например, можем лишиться возможности смотреть на экранах фильмы, относящиеся к так называемому артхаусу. Поэтому «Телекритика» собрала за одним столом экспертов по вопросам кино, чтобы взвесить все «за» и «против» и внести необходимые изменения в законопроект.

Собственно, всю перипетию этого круглого стола можно охарактеризовать как поиск компромисса, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. В данном случае это проявляется в дилемме: как создать такой хитроумный закон, чтобы, с одной стороны, поддержать отечественное кинопроизводство на государственном уровне, а с другой — не ущемить права дистрибьюторов, кинотеатров и олигархических телеканалов, которые хотят увеличить свои прибыли, а не расходы, неизбежные в случае сбора за показ неотечественных фильмов? Поэтому копья в дискуссии ломались главным образом из-за вопроса, кто и какой процент будет платить за прокат зарубежного кино, сборы за продажу билетов на которое пойдут на финансирование кино украинского?

Когда речь заходит о поддержке отечественного кинопроизводства, то, как правило, вспоминают об успешном опыте Польши и Франции. Им удалось защитить собственный кинематограф от полного уничтожения, которым грозит национальным культурам Голливуд. Так и на этом круглом столе много говорилось о соответствующей финансовой практике этих стран, и даже демонстрировались таблицы с цифрами, показывавшими успешность принятых в Варшаве и Париже законов относительно собственного кино. Как и стоило ожидать, больше всего критических стрел полетело в адрес Филиппа Ильенко, главы Государственного агентства Украины по вопросам кино, и Николая Княжицкого, одного из инициаторов упомянутого законопроекта. Призывая коллег к сотрудничеству, последний объяснил, что — как это часто у нас бывает — и этот законопроект в поддержку отечественной культуры писался в авральном режиме, чтобы не был принят альтернативный.

К сожалению, дискуссия сосредоточилась вокруг цифр и взаимных претензий — тот же Н.        Княжицкий резонно обвинил представителей двух известных отечественных телеканалов в разрушении национальной культуры, поэтому за рамками обсуждения осталось много важных вопросов. А без их решения даже при больших деньгах Украина собственными силами не будет производить качественное, интересное и нашему, и зарубежному зрителю кино. Это, прежде всего, вопрос качественного образования, ведь упреки тех, кто пишет о современных украинских фильмах, касаются, как правило, того, что ни наши сценаристы, ни режиссеры, ни актеры не владеют своим ремеслом на должном профессиональном уровне. Как писал в свое время великий режиссер Анатолий Эфрос, «рука должна быть послушна сердцу». Лишь при условии отличного владения профессией добрые сердечные намерения можно убедительно и захватывающе воплотить на сцене или на экране. Следовательно, пока государство не уделит внимание вопросам образования — а это не просто изменение учебных программ, а, прежде всего, кардинальная замена устаревшего, заскорузлого, отставшего от времени преподавательского состава, — никакие реформы нам не помогут.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать